Выступление на педсовете по теме «Рабочая программа воспитания: ключевые ценности и новые возможности»
И воспитание, и образование нераздельны.
Нельзя воспитывать, не передавая знания,
всякое же знание действует воспитательно.
Л.Н. Толстой
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет понятие «образование» как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения». К воспитательной работе нельзя относиться исключительно как к внеурочной деятельности. Развитие воспитания в системе образования предполагает полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных предметов, курсов. Реализация воспитательных возможностей урока является важным условием эффективного воспитания обучающихся в любой образовательной организации.
Модуль «Урочная деятельность»
Планирование и организация обучения
Учитель при планировании и организации обучения должен учитывать не только предметные и метапредметные результаты, но и личностные, распределенные по направлениям воспитания: гражданско-патриотического, духовно-нравственного, эстетического, физического, трудового, экологического и ценности научного познания.
Реализация воспитательного потенциала уроков предполагает следующее:
- максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
- включение учителями в рабочие программы по учебным предметам целевых ориентиров воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков, занятий;
- включение учителями в рабочие программы учебных предметов тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
- выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
- привлечение внимания обучающихся с ЗПР к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
- применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
- побуждение обучающихся с ЗПР соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу МБОУ ООШ № 34, установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
- организацию шефства мотивированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- установление доверительных отношений между учителем и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися с ЗПР требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся с ЗПР в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения практико-ориентированных задач, навык обдумывания и высказывания собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся с ЗПР к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
Проектирование урока
При проектировании урока следует учитывать воспитательный компонент и обратить внимание на следующие моменты:
поставьте воспитательную цель,
раскройте личностный смысл изучаемого материала,
обеспечьте связь изучаемого материала с жизненным опытом,
используйте формы и методы для повышения познавательного интереса,
обеспечьте обратную связь,
подберите воспитывающее содержание урока,
используйте активные и интерактивные формы работы.
Формы работы
Современные образовательные технологии предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока.
Воспитание учащихся на уроках русского языка и литературного чтения
Одной из важнейших задач уроков русского языка и литературного чтения является воспитание любви к родному языку, к природе, к Родине.
Учебные тексты позволяют учителю развивать чувство патриотизма, уважительное отношение к великому национальному достоянию российского народа – русскому языку, уважение культурного наследия России, любовь к родной природе. Отрывки поэтических произведений позволяют насладиться красотой, богатством слов русского языка и гордиться тем, что эти строки созданы поэтами и писателями, жившими и живущими на Русской земле, в России. Есть достаточное количество заданий, которые воспитывают у учащихся чувства доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи, личной ответственности за свои поступки.
Формы работы: пословицы, поговорки, высказывания известных писателей, отрывки из стихотворений, предложения, слова, связанные общей темой, иллюстрации, работа над проектами («Они защищали Родину», «Россия – Родина моя»).
Для формирования у школьников представления об эстетических свойствах русского языка используются упражнения следующих видов:
-подбор учащимися высказываний о русском языке;
-анализ многозначных слов в толковых словарях (в том числе и в словаре учебников);
- подбор синонимов, антонимов и выявление условий их употребления;
-подбор фразеологизмов, нахождение их в художественном тексте.
Виды деятельности, формирующие нравственную воспитательную функцию уроков русского языка и литературы:
Проецирование моральных идей на собственную жизнь учащихся с учётом их возраста (предлагается поразмыслить над моральным выбором, принять решение и обосновать свою позицию), попробовать честно поразмышлять над вопросом: «Как бы я повёл себя в подобной ситуации?»
Особое внимание нужно уделять работе над сочинениями и мини-сочинениями. Сочинение как вид работы показывает и интеллект человека, и его кругозор, и степень грамотности. В сочинениях разных жанров учащиеся могут проявить свою индивидуальность, выразить точку зрения, позицию, которая может отличаться от общепринятой.
Воспитание учащихся на уроках математики.
В школе закладываются основы поведения ученика во время работы. Трудовое воспитание школьников в процессе обучения математике идет в различных направлениях. Вот некоторые из них:
1) воспитание умения и потребности трудиться;
2) формирование умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
3) развитие способности применять полученные знания к решению практических задач.
В процессе изучения математики учащийся должен выполнить большое число упражнений. При составлении плана урока учителю следует предусмотреть различные виды работы учащихся: решение задач и примеров на доске, самостоятельную работу, составленную для всего класса, упражнения с дидактическим материалом, содержащим варианты различной трудности, и т.д.
Дисциплинирует учащихся методика проведения урока, которая вынуждает их к активной, творческой работе. Например, для того чтобы повысить эффективность опроса, полезно в корректной форме, чтобы не обидеть отвечающего, дать учащимся следующее задание: «Укажите ошибки и недочеты в ответах учеников, вызванных к доске, если таковые имеются». В процессе обучения важно выработать у учащихся привычку работать интенсивно, умение трудиться, используя каждую минуту рабочего времени.
Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся. Следует обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения он смог найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы.
Для воспитания чувства уважения к великим достижениям человеческого интеллекта существенно отметить некоторые конкретные завоевания. Математика в школе представляет собой учебную дисциплину, при изучении которой учащийся может ощутить радость от маленького открытия, находки, неожиданного решения задачи.
Одним из средств эстетического воспитания учащихся является сам кабинет математики. В связи с тем, что дети чрезвычайно восприимчивы к внешним раздражителям, только чистый, светлый, уютный кабинет значительно улучшает настроение учащихся, располагает их к учебе.
Аккуратность играет большую роль в жизни человека. Добиваясь от учащихся аккуратного выполнения любой работы (ведения тетрадей, вычерчивания графиков и др.), учителя воспитывают в них прилежность, внутреннюю собранность, усидчивость, вырабатывают умение любую работу доводить до совершенства. Педагог должен учить детей не только видеть прекрасное, но и создавать его.
Одной из благоприятных тем в плане эстетического воспитания является тема «Симметрия». Учитель дает учащимся задание: изобразить на форматке фигуры, имеющую ось (или центр) симметрии. Выполнять работу можно как угодно: вычертить, нарисовать, наклеить из цветной бумаги, тесьмы. После уроков учитель оценивает эти работы вместе с учащимися, и самые красивые переплетают в альбом, получая интересное и удобное наглядное пособие, которое пополняет кабинет.
В процессе обучения математике имеются большие возможности для гражданско-патриотического воспитания. Как показывает практика, созданию благоприятной эмоциональной обстановки перед изложением нового материала способствует проведение короткой увлекательной беседы о значении математики в жизни человека.
Решение задач на военно-техническую тематику способствует воспитанию чувства гордости за свою страну, за труд ученых, инженеров, рабочих, создающих не только боевую и космическую технику, но и просто современную бытовую и сельхозтехнику.
Модуль «Внеурочная деятельность»
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью образовательного процесса. Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в школе осуществляется в рамках, следующих выбранных обучающимися курсов, занятий:
-курсы, занятия духовно-нравственной направленности: «Разговоры о важном»;
-курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской направленности: «Развивайка», «Хочу все знать»;
-курсы, занятия экологической, природоохранной направленности: «Юный эколог», «Разговор о правильном питании»;
Курс внеурочных занятий «Разговоры о важном» направлен на развитие ценностного отношения школьников к своей Родине, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и культуре. Данный курс направлен на формирование внутренней позиции личности школьника, необходимой для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Ведущая форма деятельности данного внеурочного занятия - беседа с обучающимися. Также формами организации учебного занятия служат: игра, просмотр видеоматериалов, работа с интерактивными карточками, работа с аудиоматериалами и другие. Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных особенностей обучающихся, цели и задачи проводимого занятия.
Содержание занятий затрагивает темы, связанные с традиционными российскими ценностями, осмыслением исторического опыта, формированием представлений о достоинстве, чести, правах и свободах человека, культуре здорового образа жизни, ценности труда, ответственного отношения человека к природе.
Курс внеурочных занятий «Развивайка» направлен на развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Курс внеурочных занятий «Развивайка» имеет непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения. Так, например, более интенсивное развитие логического мышления учащихся, их внимания и памяти помогает лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективнее использовать накопленные знания и навыки на уроках математики, а формирование у школьников пространственного восприятия и конструкторских навыков способствует более эффективной деятельности на уроках труда.
Формы работы.
Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определённого вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчёт в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
Ребёнок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Курс внеурочных занятий «Хочу всё знать»
Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призван дать ответы курс внеурочной деятельности «Хочу всё знать!».
Основные формы проведения занятий: этические и познавательные беседы, тренинги, практикумы, конкурсы, викторины, занимательные игры, задачи-шутки, изучение детских энциклопедий, просмотр и обсуждение видеоматериалов выполнение творческих заданий: проектных, исследовательских.
Такие формы и методы работы позволят достичь следующих личностных результатов:
-овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
-формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Курс внеурочных занятий «Юный эколог»
Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения
Формы и методы обучения
В программу внесены разнообразные формы занятий: беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях, конкурсы, викторины.
Такие формы обучения, способствуют обеспечению воспитания экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.
Курс внеурочных занятий «Разговор о правильном питании»
Главная задача воспитания - сохранение физического, психического здоровья подрастающего поколения. Благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек.
Ценностные ориентиры курса – внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья.
Данный курс предусматривает пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и к культуре и традициям других народов.
Основные виды и формы деятельности детей: теоретические занятия, практическая работа, игра, творческая работа, проекты, коллективные исследования, презентации, загадки, кроссворды, ребусы, викторины.
Подведём итог.
Воспитательная работа в школе – это сложный комплекс взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее развитие личности и повышение потенциала каждого ученика. Она охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, общение, влияние социальной, природной, предметно – эстетической среды.