Причины школьной неуспешности
Слайд 1
- Посмотрите на книгу. Какого она цвета? (красная)
- Нет, она черная.
- Можно ли сказать, что ваш ответ неправильный? А мой?
- Почему наши ответы не совпали?
- Потому что мы посмотрели на предмет с разных сторон.
- Ученик – это тоже книга, которую также нужно изучить с разных сторон, понять поступки, причины поведения, неуспешности, а затем уже продумать пути решения возникших проблем.
Слайд 2
Неуспешный ученик напоминает книгу, где верхняя видимая оболочка - это красочно выписанные нарушения внимания и мышления, трудности понимания инструкции, а также неусидчивость, плохая память, трудности при письме и счете, и многие другие «симптомы». Однако, верхняя оболочка – это лишь очевидные глазу нарушения. Невидимая оболочка - это то, как себя ощущает ученик.
В книге прячется множество листов. Каждый лист – специфическая группа причин школьной неуспешности. Все причины взаимосвязаны, одни нарушения порождают другие, которые наслаиваются и усиливают друг друга. Пока мы, педагоги, видим только внешнюю оболочку матрешки, работа будет неэффективной.
У каждого ребенка, имеющего школьную неуспешность - своя уникальная история развития, свое содержание книги, свои причины неуспешности.
Слайд 3
Самые глубинные причины, на которые наслаиваются остальные проблемы школьной неуспешности, причины био-психологического характера (зеленый). Данные причины – это наследственные особенности, способности, черты характера, особенности функционирования нервной системы. Расшифровать эти причины может специалист, занимающейся центральной нервной системой, а именно врач-невролог. При работе со школьной неуспешностью педагогу очень важно сотрудничать с медицинскими работниками.
Следующий лист (красный) нашей книги– это личностные и эмоциональные особенности ребенка. Особенно важны для школьной успешности нормальный уровень тревожности, адекватная учебная мотивация, внутренний локус контроля и принятие ребенком ответственности за процесс овладения знаниями. Педагог должен иметь четкое представление о том, насколько велика тревожность ребенка, является ли она постоянным его качеством или обусловлена актуальной ситуацией. Ведь, как известно, не только неудача в учебе влияет на состояние и настроение ребенка, но и наоборот – состояние и настроение влияет на способность получать и усваивать знания. Особые эмоциональные состояния и переживания могут «разрушить» учебную деятельность даже самого способного ученика.
Желный лист - социально- экономические причины, а именно: материальная необеспеченность семьи, неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей. Общее состояние общества тоже отражается на детях, но главное – недостатки в семейной жизни.
Последний лист, он наш с вами (голубой) - педагогические причины. Это отношения внутри школы: с педагогом, ученическим коллективом, особенности выбранной школой учебной программы, школьные порядки и атмосфера в классе.
Существует также такая педагогическая причина неуспеваемости как эмоциональное выгорание учителя.
Гозилек Э. в своей книге «Преодоление стресса за 60 секунд» предлагает следующие рекомендации по ослаблению стресса у учителей:
· «продолжайте совершенствовать свои профессиональные навыки, участвуйте в курсах, семинарах и других мероприятиях по повышению квалификации, это поможет преодолеть ощущение несоответствия;
· Планируйте перерывы для отдыха; перерывы на кофе или обед не следует посвящать проверке тетрадей или подготовке к занятиям; отвлекайтесь от школьных забот;
· Будьте в курсе новых идей: использование из года в год одних и тех же материалов неизбежно ведет к скуке и опустошению; изменяйте планы уроков и задания - это поддержит интерес к преподаванию;
· Общайтесь с коллегами, обменивайтесь идеями и новыми знаниями.
Независимо от исходной причины развитие неуспешности протекает примерно по одному сценарию. В результате наблюдается сочетание низких достижений, высокой тревожности, неуверенности в себе, низкой самооценки и негативной оценки ребенка родителями и учителями.
Слайд4
Для профилактики неуспешности важна связь основного обучения и дополнительного, так как очень часто неуспешный ребёнок в обучении, является успешным, например, в области искусства или спорта. Как совместить основное обучение и творческую деятельность, чтобы неуспешный ученик почувствовал уверенность?
- Для начала можно предложить детям выполнить коллективную работу: проект, исследование, кроссворд, рисунок по теме, коллаж, видеоролик или же буктрейлер (это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной о какой-либо теме, явлении, книге)
Ролик (Слайд 5)
- работы, выполнение которых направлено на развитие коммуникации. Это могут быть проектные или исследовательские работы, которые нужно выполнить, привлекая родителей, родственников, друзей, учителей.
Ролик(Слайд 6)
- После выполнения коллективных работ неуспешному (а теперь, может быть, и успешному) можно предложить выполнение индивидуальной творческой работы. Сначала она может выполняться по плану или по образцу, а затем – в свободной форме. Мы помним, что творчество может проявляться как в урочной деятельности, так и во внеклассной.
Пример (Слайд 7)
Нужно помнить, что нельзя избежать неудачи в каком-либо виде деятельности, это не неуспех в целом, а попытка узнать что-то новое. Ведь и великие люди не всегда были успешны, но они верили в свое дело, в свою идею.
- Вы можете вспомнить того, кто дерзнул сделать себе крылья из перьев, подняться к солнцу и потерять жизнь. Это… (Икар) Слайд8
- Вы можете вспомнить того, что написал квадрат в новой технике и повергся жестокой критике, а впоследствии его картина была продана за 85 млд.долларов. Это… (Малевич) Слайд 9
- Вы можете вспомнить того, кто написал, 30 лет проверял, опубликовал, и до сих пор его этиологи ругают за его теорию. Это.. (Дарвин) Слайд 10
Слайд 11 Творческая деятельность - это процесс по созданию качественно новых духовных и материальных ценностей с последующей их интерпретацией. Творческая деятельность обладает главным критерием привлекательности - она всегда уникальна, а значит, любой ребенок может почувствовать себя успешным, и тогда, возможно, появиться мотивация и к основному обучению по предмету.
Вывод:
- Иногда мы сталкиваемся с тем, что кто-то не оправдывает наших ожиданий, что что-то вступает в конфликт с этими ожиданиями, в таком случае, мы видим, что чего-то не хватает. А не достает инструментов для изучения и решения проблем.
- Не аккуратный ученик, небрежный, не старается, вообще не тянет или страшное слово ноль. Ноль или значимый ноль? Если мы с вами научимся подбирать инструмент, которым можно исследовать значимый ноль, нам удастся совершить невозможное и тогда даже статуи начнут двигаться навстречу друг другу.
Статуи Слайд 12