СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете "Работа над понятийным словарём детей от 3 до 7 лет при формировании основ гражданско-патриотической позиции дошкольников".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание выступления подготовлено с помощью различных интернет источников.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете "Работа над понятийным словарём детей от 3 до 7 лет при формировании основ гражданско-патриотической позиции дошкольников".»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 комбинированного вида города Бокситогорска»













Выступление учителя-логопеда
на пед. совете ДОО:
«Работа над понятийным словарём детей от  3 до 7 лет при формировании основ гражданско-патриотической позиции дошкольников»















Подготовила
учитель-логопед
Жукова В.А.







Работа над понятийным словарём детей от  3 до 7 лет при формировании основ гражданско-патриотической позиции дошкольников



Наша задача, как можно раньше, пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, формировать у ребёнка черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, брату, сестре. Дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, детскому саду, родному дому, улице, родной природе, к своей Родине, чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. 

Эта проблема касается и узких специалистов ДОУ, в частности, учителей-логопедов. Поэтому при планировании логопедических занятий по лексическим темам с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, наряду с коррекционно-речевыми задачами, планируются задачи, направленные на нравственно-патриотическое воспитание детей.

Воспитание гражданственности и патриотизма - сложнейшая задача воспитательного процесса, которая закладывается в дошкольном детстве и красной нитью следует через всю его жизнь. Ребенок познает мир через игру, поэтому лучший способ рассказать маленькому гражданину о патриотизме - поиграть с ним. А все игры логопеда связаны с развитием речи, расширением и актуализацией словаря, освоением лексико-грамматических категорий.

Благодатную почву дают занятия на тему “Семья”.

Задачи: формирование представлений о семье и родственных отношениях в ней, воспитание любви и привязанности к семье, чувства взаимопомощи и ответственности за родных и близких.

Используются следующие дидактические словесные игры:

•        «Подбери признак». Какая у вас семья? - большая, дружная, крепкая, трудолюбивая, работящая, здоровая, заботливая, счастливая и др.;

•        «Обязанности в семье». Что делает папа? Что делает мама? Какие обязанности у сестры, у брата?

Развивается связная речь: дети учатся составлять рассказы по сюжетным картинкам и по плану.

В феврале дети знакомятся с темой «Защитники Отечества».

Задачи: воспитание уважения и чувства благодарности к людям, защищающим Родину от врагов.

•        В играх: «Защитники Отечества», «Разные войска», «Назови военную профессию» словарь детей пополняется новыми словами-синонимами: Отечество - Отчизна - Родина; защитник Отечества - боец, воин, солдат; защищать Родину - охранять, беречь. Также дети учатся словообразованию на примере различных военных профессий:

В артиллерии служат - артиллеристы

В пехоте служат - пехотинцы

В танковых войсках танкисты

В море несут службу - моряки

В воздухе охраняют Родину - лётчики

На границе - пограничники

В ракетных войсках - ракетчики.

Изменение названий войск в именительном падеже (Один-много), родительном падеже (Много кого?);

Физминутки:

  • Игра с мячом «Образуй родственные слова»

Род - Родина, родной, родственник, родители, родимый.

Отец – Отчизна, отчество, отечество, отче, отчий дом.

  • Наша Армия

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Ходьба по кругу, взявшись за руки.

Змейкой мчится по земле

Легкая поземка

Движения руками вправо, влево, вниз.

Поднимаясь, мчаться вдаль

Руки вверх.

Самолётов звенья.

Руки в стороны.

Это празднует февраль

Армии рожденье!

Ритмичные шаги с хлопками.

При изучении темы “Мой родной город, родная страна”.

Задачи: воспитание любви к родной стране, гордости за неё, бережного отношения к ней.

Игры:

«Букет красивых слов». Словарь детей обогащается образными выразительными средствами речи:

  • эпитетами (образные определения);

  • метафорами (скрытое сравнение, перенос значения с одного предмета, действия или явления на другой по сходству) – «язык природы», т.е. природа словно разговаривает, как человек;

  • синонимами, родственными словами, относящимися к Родине и родному городу.

Например, к слову «ГОРОД» можно подобрать следующие  красивые эпитеты: красивый, родной, любимый, ухоженный, благоустроенный, чистый, уютный, зелёный, многомиллионный, малочисленный, строящийся, современный, старый, молодой, многонациональный, солнечный, тихий.

Дидактическая игра «Угадай места достопримечательности», «Узнай по описанию», «Узнай свой город».

Цель – закрепить в дошкольниках знания родного города и страны, полученные в процессе бесед с детьми; патриотическое воспитание.

«Собери герб из фрагментов»

Цель: способствовать закреплению знаний о гербе родного края, развить логическое мышление, память дошкольника.

  В конце учебного года - тема великого праздника – «День Победы».

Задачи: воспитание уважения к героям Великой Отечественной войны, гордости за победу над фашистскими завоевателями, глубокой благодарности к ветеранам войны.

Используются игры:

•        «Подбери синоним»: смелый - храбрый, отважный, геройский;

•        «Подбери родственное слово»: герой - геройский, героический, героиня.

Словарный запас детей пополняется новыми словами и словосочетаниями: подвиг, Победа, героический поступок, ветеран, и др.

 «Сложи и расскажи»

Цель: развивать умение концентрировать внимание, развитие мелкой моторики.

Игровые действия: из частей рисунка сложить картинку и рассказать о том, какой род войск на ней изображен.

Словообразование: граница - пограничник, пограничный;

Использование предлогов: моряк - в море.

Преобразование прилагательных от существительных: слово «солдат». Каша (какая?) - солдатская, ремень (какой?) - солдатский, сапоги (какие?) – солдатские.

Глаголы (действие предмета) летчик - летает; солдат - защищает, пограничник - охраняет.

Обогащение словарного запаса детей.

Подбираем слова – синонимы (Родина – отечество, Отчизна); Защитник отечества - солдат, воин, боец;

Расширяем словарный запас: подвиг, Победа, героический поступок, ветеран и т. д.

Развитие связной речи.

Работая над развитием связной речи, мы закрепляем с детьми новые слова. Строим с ними фразы и предложения. Учимся составлять рассказы по сюжетной картинке, по мнемотаблице. Например, составляем рассказ по картинке «Ветераны», с наводящими вопросами, делаем вывод. Закрепляем понятие «Мир - строит, война - разрушает».

Таким образом, на своих занятиях учитель-логопед создаёт условия, которые способствуют продолжению работы воспитателя по формированию нравственно - патриотических чувств ребенка дошкольного возраста.



Идеи патриотических игр для родителей с детьми

  • «Любимый город». Называем по очереди всё,  что любим в нашем городе. Кто больше назвал, тот выиграл!

  • «Посчитай дома жёлтого цвета», «…пятиэтажные дома», «…кирпичные дома», «…главные дороги в нашем городе» и т.д.

Таким образом, работая над понятийным словарём детей от  3 (а в практике учителя-логопеда от 5 лет) до 7 лет при формировании у них основ гражданско-патриотической позиции мы решаем и речевые задачи в том числе: формирование, развитие, совершенствование грамматического строя речи и звукопроизношения.

Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, мы обогащаем его душу полными, верными, яркими образами окружающего мира.

Вывод: во всех видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний и понимания гражданско-патриотической позиции.

Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления патриотизма. Но если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии города, природе, символике, профессиях, если ему известны имена тех, кто прославил наш город, республику, страну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.



Источники:

https://morozova-volok-dou13.edumsko.ru/articles/post/2625717

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2013/09/30/materiala-dlya-razvitiya-rechi-po-teme-zashchitniki