Выступление на педагогическом совете школы по теме
«Духовно- нравственное воспитание личности обучающегося через организацию урочной и внеурочной деятельности». Обобщение опыта.
Духовно-нравственное воспитание учащихся является одним из самых важных и приоритетных направлений в моей педагогической деятельности. Мною было разработано в 2016 году календарно - тематическое планирование к учебному курсу в 5 классе «Доброслов», одной из важнейщих задач которого является обращение к базовым национальным ценностям (Мир, Семья, Любовь к Родине, Добро и др.), осмысление их. «Азбука нравственности»- так я назвала систему занятий по новой учебной программе.
Дополнением к данному курсу можно считать создание кружка - литературной гостиной «Умей любить!», где рассматривались такие проблемы, как любовь к ближнему, любовь к природе, к «братьям нашим меньшим», любовь к своему дому… Формы организации кружка: путешествия по страницам книг, создание сценариев, беседы -интервью, встречи с интересными людьми, экскурсии, устные журналы, посиделки и др. Результативность таких занятий очень высока.
В моей работе отмечается системность обучения и воспитания. Как классный руководитель, я осуществляю личностно-ориентированный подход к каждому ученику, формирую навыки духовно-нравственного самовоспитания и самосовершенствования школьников, общечеловеческие нормы поведения, моральные ценности.
Литературные гостиные, театральные представления, подготовленные старшеклассниками и учащимися основной школы для младших школьников, встречи с интересными людьми, экскурсионные поездки по литературным местам (Хмелита, Починок, Смоленск, Талашкино, Овстуг), посещение театральных постановок Смоленского и Брянского драматических театров, экскурсии в музеи и выставочные залы Смоленска и Рославля, коллективные просмотры кинофильмов – это только неполный перечень тех разнообразных, интересных и творческих мероприятий, в организации и проведении которых принимают участие не только обучающиеся, но и их родители.
Самыми результативными формами воспитательной деятельности по духовно- нравственному воспитанию стали общешкольные проекты («Стена признаний», « Без срока давности», « И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят…», « Они прославили Россию»), ролевые игры, гражданско- патриотические акции, экскурсии, встречи, КТД, социальные проекты («Излечим коррозию души», «Я за ЗОЖ» ,«Россия против террора»). Итогом КТД «Война в истории моей семьи» стал сборник сочинений учащихся, посвящённый членам семьи, внёсшим вклад в дело Победы нашей страны над немецко-фашистскими захватчиками.
Мои ученики постоянно занимают призовые места в школьных и муниципальных предметных олимпиадах. Только за период с 2013 по 2019 годы 12 учащихся, подготовленных мной, стали победителями и призёрами муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе.
Успешное участие в творческих конкурсах обучающихся тех классов, где я работаю, неоднократно было отмечено грамотами и дипломами. Габова Полина (9а) -победитель Областного историко- литературного конкурса, посвящённого 90-летию со дня рождения Б. Л. Васильева. Силкин М. (11а, « Книга живёт на экране»), Горбатова А. (10а, «Вся жизнь – театр, а люди в нём актёры») и Собина А.(10б, « Актёрские династии в театре и кино») стали победителями муниципального конкурса красноречия «Риторический олимп» (2016г., 2017г., 2019г.). Глебова Д. (7а) заняла третье место в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Живая классика» (2019г.). Собина А. (8а), Мосейкина А.(10 б) победили в муниципальном конкурсе «Душа по капле собирает свет» (2016, 2018г.). Осипенкова Д. (10а), Гришкина Д. (7а) и Собина А. (7а) стали победителями муниципальной научно-практической конференции «Шаг в будущее» (2016г., 2017г.). Обучающийся с ОВЗ Астахов Фёдор (8а) в 2017-2018 учебном году принял участие в межмуниципальном фестивале-конкурсе «Детское творчество без границ», написал сочинение « Пою тебе признание, мой Рославль» и был награждён дипломом первой степени, а также стал лауреатом регионального конкурса для детей с ОВЗ «Капельки души».
Таким образом, большая творческая работа по духовно- нравственному воспитанию дает свои положительные результаты: всегда 100% успеваемость и высокое качество знаний (по русскому языку 70-75 %, по литературе – 85-90%). Последние 5 лет мои ученики успешно сдают ГИА, средний балл ЕГЭ по русскому языку в 2019 году составил 80 баллов.
Что же сказать в заключение?
Я вас люблю, мои ученики!
Вы завтра разлетитесь, словно птицы,
В любом из вас души моей частицы,
Как капельки в течении реки.
Я вас люблю, мои ученики!