СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете тема "Педагогические условия адаптации студентов 1 курса"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Определение педагогических условий и их организация, осуществление  в перод адаптации студентов 1 курса

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете тема "Педагогические условия адаптации студентов 1 курса"»

Педагогические условия для адаптации студентов в учебном процессе

Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, размытость социокультурных ориентиров, уменьшение воспитательных возможностей семьи, приводит к разнонаправленной активности подростков, их психоэмоциональной неустойчивости, падению обучаемости и воспитуемости, следствием чего является низкая социальная адаптивность выпускников школ, неадекватная приспосабливаемость к учебному процессу в ССУЗах.

Адаптацию подростков в учреждениях профессионального образования рассматривает Д.А. Обухов и трактует ее как процесс активизации различных механизмов адаптации: формирования коммуникативных умений и организаторских способностей; самоопределения подростков.

Специфика адаптации студентов к учебному процессу в колледже обусловливается условием обучения, индивидуальными особенностями каждого обучаемого и особенностями юношеского возраста. Студенческой молодежью считается социальная группа, представляющую общность людей, характеризующуюся динамичностью, относительной возрастной однородностью, общим учебно-научным видом деятельности, продуктом которой является овладение избранной специальностью и получение среднего профессионального образования как главной ценностной ориентации, способствующей адаптационному процессу в колледже.

Важнейшим фактором успешности адаптации студентов к новым образовательным условиям является образовательная среда учебного заведения, обеспечивающая оптимальное сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности.

Согласно основному положению социально-когнитивной теории А. Бандуры, связь между личностью и окружающей средой фактически двунаправлена: люди формируют среду, а среда одновременно формирует людей. Опираясь на данное положение, можно считать, что одной из главных задач, решаемых в начале обучения первокурсников в новой для них образовательной среде это создание организационно-педагогических условий для их успешной адаптации.

Понятие условия, по словарю С.И. Ожегова [34,с.76] и краткому толковому словарю русского языка В.В. Розановой, это «данные, требования из которых следует исходить», «правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности» [43, с.192].

Педагогические условия – это совокупность мер педагогического процесса, направленную на повышение его эффективности (Е.В. Яковлев)

Итак, адаптация студентов-первокурсников среднего профессионального образования может осуществляться при реализации совокупности условий. Случайные, разрозненные условия не могут эффективно решить данную проблему. Адаптация студентов связана с образовательным процессом, так как она осуществляется в его рамках и с помощью его средств. Ресурсы образовательного процесса являются ведущими в решении вопросов адаптации, а значит, характер и успешность адаптации определяется содержанием, особенностями организации, технологиями, применяемыми в образовательном процессе.

Для адаптации студентов можно выделить организационный, содержательный и технологический аспекты педагогических условий.

Организационный аспект направлен на расширение поля проб, ошибок и возможных достижений студента и включает в себя:

- преемственность этапов в решении адаптационных проблем первокурсников, предполагающая формирование у студентов качеств личности, позволяющих им быть самостоятельными и активными;

- осуществление психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса;

- оснащение учебного процесса электронными ресурсами, компьютерными технологиями.

Технологический аспект обеспечивает активное включение учащихся в процесс деятельности по освоению поля проб, ошибок и возможных достижений путём:

- психолого-педагогической диагностики студентов-первокурсников, представляющей из себя комплексное тестирование личности студента и трудностей на начальном этапе обучения;

- систематического мониторинга за происходящей адаптацией для выявления, оценивания, корректировки педагогических воздействий.

Содержательный аспект, обеспечивает включение в содержание обучения ситуаций достижения, задающих личностную направленность образовательного процесса и ориентирует процесс обучения на:

- развитие профессиональной направленности и личности студента путем изменения содержания инвариантной (модернизация содержания) и вариативной (введение курсов по выбору, факультативов, специальных адаптивных курсов, курсами творческой реализации первокурсников, кружков) составляющих учебного плана, предполагающих концентрированное погружение первокурсников в среду активной познавательной деятельности на теоретическом и деятельностном уровнях.

В целом можно считать, что наиболее эффективными педагогическими условиями для адаптации студентов группы КД-318 являются:

- формирование образовательной среды, направленной на вхождение студентов в учебный процесс – первые классные часы «Знакомство со специальностью», «Знакомство с сокурсниками», «Знакомство с правами и обязанностями студентов в колледже», участие в общетехникумовских мероприятиях – осений кросс ( участвовало 7 человек – 5 призеров), выпуск стенных газет ко дню Учителя;

- формирование общих (прежде всего учебных) навыков студентов- ведение конспектов, рабочих тетрадей, написание и защита практических работ – обсуждение на классном часе о первых трудностях в обучении и нахождение путей их решения (брать в помощь успевающим студентам отстающих и помогать им в учебе), проведение вариативных курсов (факультативов) «Выполнение самостоятельносй работы», «Написание конспекта»;

- создание продуктивного микроклимата в группе, создание необходимых условий для деятельности и включение дезадаптированных студентов в различные виды деятельности- организован кружок «Креатив» для повышения скорости устного счета, внимательности, памяти, быстрого чтения; постоянная работа с активом группы;

- осуществление социально-педагогической адаптации лицами, имеющими к этому прямое отношение: педагогическим коллективом, психологом, социологом, родителями – было проведено классным руководителем два тестирования – причины поступления на специальность; тип личности; тестирование социальным работником и Положай А.В. - уровень самооценки; родительское собрание – тестирование психологом и выбор направления работы со стороны родителей и классного руководителя: отпуск с занаятий (только по заявлению), отсутствие студента – звонок родителям или наоборот; ежемесечный мониторинг успеваемости по каждому студенту; беседы с нарушителями дисициплины на уроках и вызов родителей; беседы с неуспевающими с выявлением причин и их устранение; проведение внеклассных мероприятий вместе с родителями и студентами во 2 семестре.

- включение всего студенческого коллектива в процесс адаптации – проведение классных часов как классным руководителем так и студентами, участие в конкурсе «Риск менеджмента» (10 человек); участие во Всероссийской олимпиаде по финансовой грамотности (8 человек); участие в областном конкурсе чтецов ( 2 человека); проведение встреч с работниками финансовой службы.

Система применения педагогических условий продолжается применяться на всем протяжении процесса обучения, однако выделен определяющий период, когда формируются самые первые и самые необходимые признаки привыкания студента к новым условиям, помогающие ему быстрее пройти весь последующий путь. Чем быстрее протекает организационный процесс и первоначальный период адаптации, чем лучше подготовлены педагоги, тем эффективнее обучение и воспитание обучающихся.

У студентов группы был зафиксирован небольшой рост успеваемости за октябрь и ноябрь месяцы. Преподавателями отмечены собранность, повышение активности на уроках.

Из всего вышесказаного можно сделать следующие выводы:

- для полноценной адаптации студентов в колледже необходима разработка и внедрение региональной программы «Процесс адаптация выпускников школ в колледжах»;

- также имеет значение централизованное повышение квалификации преподавателей, реализующих в колледже программу адаптации студентов;

- издание серии соответствующих методических пособий;

- больше организовывать экскурсий и встреч с работниками выбранной специальности (Факультатив «Введение в специальность»);

-расширение количества кружков по дисциплинам первого курса;

- привличение студентов первого курса в участии мероприятий группы, колледжа, Всероссийских и международных конкурсах, олимпиадах и конференциях.

Чем быстрее обучающиеся привыкают к новым условиям обучения, чем быстрее формируется студенческий коллектив, тем эффективнее протекает процесс формирования профессионально важных качеств, при правильно поставленных педагогических условиях.