МКОУ «Тлогобская СОШ» Гунибского района РД
ВЫСТУПЛЕНИЕ
НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
Омарова Аминат Каримовна,
учитель начальных классов.
Тлогоб 2021
Работая в современной школе, рано или поздно каждый педагог сталкивается с проблемой подготовки и проведения открытого урока. Прежде чем говорить непосредственно об открытом уроке, необходимо коснуться некоторых понятий. Прежде всего определить, что же такое урок?
Урок — целостная, логически законченная часть образовательного пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, средства, методы, организационные моменты.
От умения учителя правильно определить каждый из этих компонентов и их рационального сочетания зависит результативность урока.Одновременно с этим урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляется множество различных требований.
С введением ФГОС изменился и подход к уроку. Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер обучения и достижение главной задачи– развитие личностиучащегося.
Требования нового стандарта не являются чем-тоабсолютно новым для практикующихпреподавателей. Современный урок долженотражать владение классической структуройурока на фоне активного применения
собственных творческих наработок, как в смыслеего построения, так и в подборе содержанияучебного материала, технологии его подачи и тренинга. Учитель и ранее, и теперь, должен заранееспроектировать урок, продумать егоорганизацию, провести урок, осуществитькоррекцию своих действий и действийучащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля). [3,4]
Проектирование современного урока, с одной стороны, является основной составляющей педагогической деятельности, с другой – не регламентировано нормативными документами. Это связано с наличием субъективных факторов: контингент обучающихся, стиль педагогического руководства, компетентность педагога, уровень сформированности учебных умений у детей, а также используемые учителем образовательные технологии.
Основными при проектировании учебного процесса являются следующие позиции:
- ориентация на достижение ожидаемых результатов;
- организация учителем учебной деятельности на основе системно-деятельностного подхода;
- встроенность системы оценивания (самооценки учащимися) процесса и результатов образовательного процесса (учебной деятельности);
- индивидуальный подход к обучающимся.[6]
А теперь рассмотрим, что же такое открытый урок.
Открытый урок в отличие от обычных – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таких уроках протекает реальный учебный процесс. На открытом уроке учитель показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи. Применение методического приема или метода обучения. В этом смысле открытый урок – средство распространения позитивного или инновационного опыта.
Открытый урок имеет методическую цель, в которой отражается то, что учитель хочет показать посещающим урок. В методической литературе выделяют три основные цели проведения открытых уроков:
- повышение квалификации тех, кто приходит на учебу к учителям – профессионалам высокого класса;
- экспертиза коллегами (руководителями школы, методистами и др.) новшества, экспериментальной методики, разработанной учителем;
- саморазвитие учителя, стремление к собственному повышению квалификации (когда мнение коллег, замечания, предложения становятся инструментом развития учителя) [1]
Независимо от того, какую методическую цель преследует открытый урок, его подготовка подчинена определенным критериям, методическим требованиям. Безусловно при разработке открытого урока педагог может столкнуться с рядом трудностей. Это связано с тем, что степень значимости каждого требования для самообразования конкретного учителя различна и определяется уровнем его эрудиции, профессионализма, классификации, компетентности. В интересах объективного видения урока, его полного анализа и системной оценки все требования необходимо рассматривать в совокупности, взаимосвязи между собой. Изложенные ниже требования безусловно будут полезны как при разработке открытого урока, так и при разработке «рядового» урока, причем, по моему мнению, в изложение требований целесообразно включить и те недостатки, которые могут возникнуть при подготовке урока.
Самостоятельная разработка технологической карты (проекта) своего урока. При этом недостатком может стать заимствование «готового» урока в каком-либо источнике, так как качество предлагаемой разработки может быть сомнительным.
Знание системы принципов дидактики, обязательная опора на них при проектировании, организации и осуществлении образовательной деятельности на уроке: при определении целей, выборе содержания, методов, форм, средств обучения, учете возможностей и особенностей детей и др. Соответственно незнание этих принципов или их несоблюдение ведет к ошибке в планировании и реализации всех элементов и частей учебной деятельности на уроке.
Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку. Недостатком будет смещение внимания и опоры либо в сторону творчества, либо к сухому изложению программно-методической дисциплины. В этом вопросе необходимо найти «золотую середину».
Знание типологии урока. Недостаток – шаблонная структура урока, при одном и том-же наборе структурных частей.
Грамотное и разумное планирование цели урока, предметных и метапредметных результатов. Зачастую педагоги стремятся реализовать как можно больше целей, что приводит к «размытости» содержания урока, к поверхностному изучению материала.
Рациональное использование игровой формы урока. Здесь также необходимо знать чувство меры, так как неоправданное стремление к игровым формам урока может привести к потере образовательной цели урока, умаляя суть того, что должны изучить дети.
Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся, учет особенностей, интересов, склонностей, запросов, личностных качеств учащихся. Как известно, введение ФГОС способствовало возведению во главу угла личности ребенка.
Использование на уроке различных форм работы учащихся. В противном случае это может привести к неумению детей строить совместную деятельность.
Постановка целей и задач урока самими учащимися. Безусловно, дети должны осознавать для чего им те или иные знания, их практическую значимость, выбор способа и метода получения знания и способа деятельности.
Недопустима «репетиция» открытого урока с одним и тем же классом. Это требование довольно часто нарушается: педагоги предварительно готовят учащихся к уроку, «проигрывают» его и т.д., называя все это подготовкой открытого урока.
Дифференциация домашних заданий. Основной минус при формулировании домашнего задания – всем одно и то же, без дифференциации, и без какой бы то ни было оценки времени его выполнения.
Использование здоровьесберегающих технологий, систем и методов. Безусловно, каким бы идеальным не был урок, вся его ценность – ничто по сравнению со здоровьем ребенка. Ведь основной принцип педагогической деятельности – не навреди! И не важно идет ли речь о физическом или эмоциональном здоровье ребенка.[2,4,5]
Хотелось бы коснуться также и рекомендаций по размещению посещающих на открытом уроке.
Для посещающих обязательно готовится рабочее место. Места должны располагаться за спиной учащихся, чтобы посетители не отвлекали их внимание. Нельзя сажать посетителя рядом с учащимися: учащийся, сидящий за одной партой с посторонним, вряд ли сможет сконцентрировать внимание на содержании учебного материала.
Число посетителей на открытых уроках не может быть безграничным. Отмечу, что посещение урока хотя бы одним посторонним человеком создает дискомфорт и для учителя, и для учащихся, в связи с чем, в настоящее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписям уроков.[3]
Безусловно хотелось бы сказать несколько слов о порядке анализа (самоанализа) открытого урока.
Анализ открытого урока с участием посетивших урок не является обязательным. В анализе открытых уроков, проведенных в рамках научно-практических конференций, необязательно участие и самого учителя (т.е. он может отказаться от этого). Если планом методической работы или научно-методического семинара планируется анализ (например, если речь идет об обучении молодых учителей анализу урока) вначале слово дается педагогу – автору урока. Он напоминает планируемые результаты, дает описание работы по их достижению. В его выступлении должны быть ответы на вопросы: достигнута ли методическая цель открытого урока, выполнены ли задачи учебно-воспитательного процесса. Посетители оценивают урок также с точки зрения достижения планируемых результатов. В отличие от анализа уроков, посещенных с целью контроля, здесь самое главное – обмен мнениями, дискуссии, споры и т.д. [3]
В некоторой методической литературе предлагается также разработка учителем информационного (или рекламного) проспекта предстоящего открытого урока. Это будет способствовать пониманию приглашенными цели своего прихода.[1] Конечно это внесет определенную «изюминку» в подачу урока, но это не является обязательным требованием, так как не всегда представляется возможным проведение презентации урока в силу ряда причин.
Таким образом, можно сделать вывод, что, соблюдая определенные требования, можно построить не только грамотный урок, и открытый урок в том числе, но и превратить его в маленький шедевр, созданный педагогом своими руками, а, значит повысить его ценность как для школьников, так и для коллег.
Литература
М. М. Поташник, М. В Левит. Как подготовить и провести открытый урок. Современная технология. М. 2012
М. М. Поташник. Требования к современному уроку. Методическое пособие. М. Центр педагогического образования. 2011
Т. Ю. Бутурлакина. Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС. Армавир. 2013
Е. В. Якушина. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС. М. 2012
С. В Чернобай. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде (серия «Работаем по новым стандартам») ФГОС. М. Просвещение 2012
Бутримова И.В., Тимофеева Л.Л. Проектирование урока в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Методический материал сайта Орловского ИУУ.
3