СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете: «Условия создания эффективного взаимодействия ДОУ с семьёй»

Нажмите, чтобы узнать подробности

У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личность.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка».

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете: «Условия создания эффективного взаимодействия ДОУ с семьёй»»

Выступление на педагогическом совете:

«Условия создания эффективного взаимодействия ДОУ с семьёй»

Подготовила: воспитатель Соблирова А.А.

У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личность.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка».

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ФГОСДО, который отвечает новым социальным запросам, большое влияние уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Одно из требований к условиям является требование обеспечения поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьёй является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Для достижение высокой результативности воспитательного педагогического процесса большое значение имеет взаимодействие с родителями воспитанников.

Работая с детьми на протяжении определённого периода, я обратила своё внимание на проблему взаимодействия педагога и семьи. Выбрав для этого эффективные формы работы с семьёй, с целью создания единого образовательного пространства.

1.Коллективные (круглые столы, родительские собрания, дни открытых дверей, конкурсы, анкетирование, тестирование и др.)

2.Индивидуальные (консультации, анализ педагогических ситуаций, посещение родителями занятий и досуговых мероприятий в ДОУ и др.)

3.Наглядно-информационные (выставки детских работ, уголок краткой информации и др.)

Работа с родителями - эта сложная и важная часть деятельности педагогов.

Целью изучения семьи, выяснения потребностей родителей, установление контакта с членами семьи, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка я начала работу с анкетирования «Давайте познакомимся», «Азбука общения с ребёнком», «Взаимодействие ДОУ с родителями», и т.д.

Получив реальную картину, на основе наблюдений, я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребёнка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выбрала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности. Поэтому для меня основная форма работы с родителями индивидуальная. Беседы с родителями о ребёнке в вечерний или утренний отрезок времени, рассказала о том, как ребёнок провёл день в саду. Такие беседы-первые шаги к добрым, доверительным отношениям между педагогами и родителями.

Также я отслеживала, показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях, посещение родительских собраний, консультаций, присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке к праздникам, участие в выставках детско-родительских работ, конкурсах и т.д..

Предлагаю родителям для ознакомления фотографии детей, пособий, детских работ по ИЗО; фрагменты занятий и разнообразной детской деятельности. Предварительно в начале учебного года оформляю согласие на съёмки детей.

Хочу познакомить с моим опытом работы по взаимодействию с родителями, который накопила за предыдущие годы. Вовремя подготовке к работе с родителями советовалась со специалистами дефектологами, психологами, логопедами.

Провела для себя анализ качественных показателей: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

*Родители-активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитатель-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

*Родители-исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

*Родители-наблюдатели.

Безусловно, главное место в работе с родителями, куда приглашаются все специалисты занимают родительские собрания. Приходится тщательно готовиться к ним. Успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Эта самая традиционная и вместе с тем необходимая форма работы с семьёй. Считаю своей задачей немного «оживить» ход собраний, не меняя их сути, стараюсь как-то разнообразить его, сделать его интересным и познавательным. Для этого использую нетрадиционные формы работы с родителями. Такой формат предполагает активное взаимодействие всех участников, а также оказания родителям необходимой методической и дидактической помощи по вопросам воспитания и обучения:

-Конференции (круглый стол), чаепитие.

-Игры по темам конфликтных ситуаций.

-Родительское собрание в игровой форме - эта встреча, в ходе которой быстрее вырабатываются и закрепляются определённые умения и навыки, позволяющие предупредить сложные педагогические ситуации, конфликты.

-Встреча в формате «вопросы и ответы». Такие родительские собрания в ДОУ в нетрадиционной форме позволяют родителям получить концентрированную педагогическую информацию по самым важным вопросам. Некоторые из них, как правило, носят дискуссионный характер.

Стремлюсь создать в группе уют и теплоту. Родители с удовольствием и интересом относятся к рекомендациям, советам. Они знают, что не услышат упрёков и неудовольствие воспитателя. Наоборот, вместе мы находим ответы на волнующие темы, обсуждаем педагогические ситуации, на что надо обратить внимание и каким образом помочь ребёнку.

Родители хорошо знают друг друга, активно предлагают свою помощь. Конечно же невозможно представить детскую группу без красиво и оригинально оформленного родительского центра.

В родительском центре я размещаю полезную для родителей информацию: о работе группы, режим дня, расписание занятий, ежедневное меню, полезные советы, статьи, справочные материалы-пособия для родителей и др.

Главное стараюсь делать содержание родительского центра кратким, содержательным, ясным, разнообразным, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию, а мне пополнять уголок самой свежей и полезной информацией. Также там размещаются консультации и практические рекомендации психолога, дефектолога логопеда и других специалистов ДОУ.

В работе с родителями также используя такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки с разнообразным материалом. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане заранее предусматриваю темы папок, чтобы можно было подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок разнообразны: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.

Рекомендую ознакомиться с папками-передвижками, даю их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, провожу беседу о прочитанном, выслушиваю вопросы и предложения.

В раздевалке оформлен «Уголок здоровья», где родители могут получить всю интересующую их информацию. В этом году были предложены консультации: «Профилактика гриппа и энтеровирусная инфекции», «Здоровье ребёнка в ваших руках», «Массаж, самомассаж» (информационно практический материал для родителей) «Рекомендации родителям на период эпидемии энтеровирусная инфекции» и т.д. Часть консультаций посвящается трудностям воспитания детей. Стремлюсь дать родителям квалифицированный совет, научить, подсказать. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, и тем самым побуждает родителей серьёзно присмотреться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации-родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

Традиционным стало проведения ежегодной акции «Подари книгу детям»

У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция. Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - эта большой труд, воспитание души.

Сразу для родителей это оказалось непросто, но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставила их быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. И вслед за одними, потянулись все остальные. Ведь моя задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести игры и книги. Пусть не новая игра, но теперь, играя в неё с друзьями, ребёнок может познакомить их с вариантами этой игры в семье. А любая книга стала ещё интересней и звучит по-новому в кругу друзей.

Теперь у нас в группе целая библиотека, созданная благодаря родителям.

В нашей группе ещё такая форма работы с семьёй, как тематические выставки (были организованные выставки: «Осенняя краса», «Зимушка красавица» и т.д.).

Также активное участие родители принимали в конкурсе: «Всей семьёй за ПДД». Номинация: «Книжка-малышка»

Участие родителей в оформление группы к праздникам осеннему, новогоднему и др.

Были организованны «Дни добрых дел». Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу тёплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.

Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребёнка.

Я убеждена в том, что чем лучше налажено общение между семьёй и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребёнок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлений, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.

Хочется ещё раз подчеркнуть, что для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в ДОУ важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивает и интересно живёт только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

Мой опыт работы, наблюдения позволяет сделать следующие выводы: выбранные, на данном этапе педагогической деятельности, формы работы с родителями принесла отрадные результаты.

В дальнейшем планирую расширять, дополнять новыми формами взаимодействия с родителями. Например, учитывая занятость родителей, можно использовать такие нетрадиционные формы общения с семьёй, как «Родительская почта». Где любой член семьи может в короткой записке высказать свои пожелания или сомнения по поводу методов воспитания своего ребёнка, обратиться за помощью к конкретному специалисту, помогает родителям выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить о необычных проявлениях детей. Прочитав почту, можно заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами, специалистами.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.

Работа с родителями строится по следующим принципам:

1. Доброжелательный стиль общения

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении с родителями неуместны категоричность, требовательный тон

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение педагога успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой - либо ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагога разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Динамичность.

Необходимо быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

-Какие направления в работе с семьей определяет ФГОС ДО?

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил четыре направления работы с родителями:

• познавательное /призванное повышать психолого-педагогическую культуру родителей, способствовать изменению взглядов на воспитание ребенка в семье, развивать рефлексию; в данные формы входят: практикум, лекция, «круглый стол», педагогический совет, педагогическая лаборатория, родительская конференция, родительское собрание, вечера вопросов и ответов, родительский тренинг, семейная гостиная, родительский клуб, дни добрых дел, дни открытых дверей, эпизодические посещения, исследовательско-проектные, ролевые, деловые игры и др.

• досуговое /призванное устанавливать теплые неформальные отношения между родителями и педагогами и более доверительные отношения родителей с детьми; это направление включает: совместные походы и экскурсии, выставки детско-родительских работ, праздники, утренники, мероприятия (концерты и соревнования) и т.д./

• наглядно-информационное /заключающееся в организации родительского всеобуча; данное направление определяет: сайт ДОО в Интернете, выставки детских работ, фотовыставки, записи видеофрагментов организации различных видов детской деятельности, фотографии, информационные проспекты, тематические выставки, издание информационных листков, создание буклетов, информационных стендов и уголков для родителей, использование СМИ

• информационно-аналитическое /определяемое сбором, обработкой и использованием данных о семье каждого воспитанника; к данным формам относят: анкетирование, интервью, тестирование, опрос, беседы и т.д. /

-По источнику информации все формы работы условно можно разделить на 3 группы: словесные, наглядные и практические.

Словесные формы работы

Беседы. Их цель – оказание родителям своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи. Во время таких бесед дается установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество.

-Основные требования к проведению беседы: Подготовка к беседе:

1. Определить цель беседы.

Иначе беседа – бесплодный разговор. Истинные цели беседы не должны быть известны собеседнику.

2. Определить целевые вопросы, которые вы будете задавать. Распределите вопросы в порядке их значимости. Составьте план беседы исходя из конкретной ситуации.

3. Определить вопросы, поддерживающие беседу. Исходя из потребностей, интересов собеседника.

-Вступление в контакт с собеседником.

1. Вопросы, поддерживающие беседу

Ставьте вопросы, интересующие собеседника, чтобы заинтересовать его

1. Не начинать с вопросов, вызывающих у собеседника негативные переживания

Если вы увидите пассивность собеседника: вы начали с неудачного вопроса, у него нет настроения, взяли не тот тон, угодили в больное место – постарайтесь сразу исправить ошибку – будьте активно-внимательными.

-Как правильно вести беседу.

1. Как лучше ставить вопросы

Не ставьте вопросы «в лоб» (лучше их ставить в косвенной форме). Вопросы должны быть краткими, понятными собеседнику

1. Слушать внимательно и доверительно

Показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать максимальное количество информации

1. Дать возможность собеседнику высказаться

Не торопите его. Одобряйте точность высказанных мыслей. Задавайте встречные вопросы с целью помощи высказаться или одобрения точности высказанных мыслей.

1. Не прерывать высказывания собеседника

Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах. Помните! При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна.

Основные моменты:

• Дайте собеседнику возможность выговориться

• Выражайте вашу заинтересованность при помощи поддерживающих выражений («Я правильно поняла?», «Я ничего не

перепутала?», «Вы считаете, что…» и т. д.)

• Резюмируйте наиболее важные высказывания

• Не прерывайте собеседника

• Не противоречьте

-В общении с рассерженными взрослыми необходимо:

- показать собеседнику свое уважение к нему, отметив в слух факт существования раздражения, гнева («Я вижу, вы рассержены») и дать ему возможность высказаться;

- настойчиво обозначить границы, установить их («Я вижу, вы рассержены, однако выслушаю вас, но слушать брань, оскорбления я не готова и не стану»);

- исходя из ситуации сделать необходимое, зависящее от вас решение, в том числе предложить партнеру по общению такие действия, которые помогли бы ему справиться с собственным состоянием (предложить сесть, выпить воды и др.);

- избегать скоропалительных выводов типа «Вечно у вас так», Все время вы так» и т. п.;

- встретиться с родителем, который был в рассерженном состоянии на следующий день, ведь большинство из нас нуждается в подтверждении, что отношения восстановлены или не пострадали.

Профессиональное поведение педагога есть отражение его нравственной личности и профессиональной компетентности. Неэффективное поведение свидетельствует и о проблемах педагога, усталости, истощении, о профессиональной деформации личности.

Грамотное общение – залог хорошего психического самочувствия педагога и его профессионального долголетия.


-Упражнение «Какие фразы целесообразнее использовать для начала беседы с родителями»

- найти в предложенном перечне пять «неудачных» фраз, которые не следует употреблять.

1. Извините, если я помешала…

2. Я бы хотела…

3. Вероятно, вы об этом ещё не слышали…

4. Вам будет интересно узнать…

5. Я бы хотела ещё раз услышать…

6. Мне представляется интересным то, что…

7. Я пришла к такому выводу, что…

8. Вы хотите…

9. Думается, ваша проблема заключается в том, что…

10. Давайте с вами быстро обсудим…

11. Как вы знаете…

12. Хотя вам это и не известно…

13. Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…

14. Вы, конечно, об этом ещё не знаете…

15. А у меня на этот счёт другое мнение…

16. Конечно, вам уже известно…

17. Вы, наверное, об этом уже слышали…


- «Правила построения эффективного общения» (буклет)

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это:

• Улыбка,

• Имя собеседника

• Комплимент.

-Приемы установления хорошего контакта с собеседником:

• Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

• Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

• Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

• Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

• Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

• Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»


И мне хотелось бы в заключении рассказать восточную притчу «Все оставляет свой след»:

«Жил-был один вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды ему отец дал мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев. И с каждым днем число забиваемых гвоздей стало уменьшаться.

Юноша понял, легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец, пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу. И тот сказал, что на сей раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытаскивать по одному гвоздю.

Шло время, и пришел тот день, когда он смог сообщить отцу, что в столбе не осталось, ни одного гвоздя.

Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: «Ты неплохо справился. Но ты видишь, сколько в столбе дыр. Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда человеку говоришь что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз ты после этого извинился, шрамы останутся».