Выступление на педагогическом совете.
Тема: Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов.
Значительное место в полноценном развитии личности по новому ФГОС отводится внеурочной деятельности. Главной отличительной особенностью нового стандарта является не предметный, а личностный результат.
Все мы с вами согласны, что ребенок развивается в любое время – будь это игра или учеба, встречи или экскурсии, кружки или спортивные мероприятия. И каждый из нас понимает, что задача школы заключается в том, чтобы помочь подрастающему поколению подготовиться к самостоятельной взрослой жизни. Поэтому важно – уже сейчас, в начальной школе, научить ребенка ориентироваться в потоке информации, ставить собственные поисковые задачи в разных областях знаний, находить осмысленные основания для решения и оценивания своих возможностей.
Сейчас, как и раньше, мы - педагоги занимаемся внеклассной внеурочной работой. Новый стандарт в начальной школе предусматривает 2 часа воспитательной работы в неделю по различным направлениям.
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:
- духовно-нравственное;
- социальное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное;
- спортивно- оздоровительное;
И реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т. д.
Внеурочная деятельность по общеинтеллектуальному направлению, на мой взгляд, это развитие интеллектуальных и творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, развитие навыков самостоятельной работы младших школьников и умение применять полученные знания на практике.
Работу по этому направлению мы проводим уже сейчас во внеурочное время с учащимися, имеющими повышенную мотивацию. Сюда входит подготовка к интеллектуальным играм, предметным и альтернативным олимпиадам, научно-практическим конференциям. Такая форма работы дает свои положительные результаты. Учащиеся занимают призовые места.
Кроме этого мы, учителя начальных классов, много внимания уделяем кружковым занятиям. Два раза в неделю ходят дети на занятия в различных кружках. Здесь учащиеся занимаются различными видами деятельности. На занятиях кружков широко применяется групповая форма работы и проектная деятельность, что обеспечивает высокую результативность и качество работы. Продуктивность такой работы обеспечивается созданием проблемной ситуации, поиска и выявления самими учащимися новых способов предметно-практической деятельности и умением отстаивать свое мнение, сопоставлять и сравнивать свои достижения с другими. Главное достоинство групповой работы в том, что ученики учатся слышать друг друга. И полученные знания в таких кружках дети могут использовать в своей жизни для дальнейшего совершенствования. Это оказывает положительное влияние, как и на успешность в учебе, так и на условия для общекультурного и личностного развития ребенка.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций – основные задачи в социальном направлении, решаемые во внеурочной деятельности.
Во время экскурсий, совместных поездок, спортивных соревнований важно учить учащихся и показывать примером, как вести себя со взрослыми и сверстниками.
Приоритет здорового образа жизни должен быть сформирован в школе, ведь именно в школьный период формируется здоровье человека на последующую жизнь. Уроки физкультуры 4 часа в неделю. Кроме этого мы проводим ежедневные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, ежедневные зарядки до уроков, физкультминутки, беседы и встречи с интересными людьми и медицинским персоналом школы, совместные спортивные мероприятия с родителями. Эта внеурочная деятельность помогает укреплению и сохранению здоровья учащихся.
Таким образом, стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы:
любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.