Актуальной проблемой современного российского общества является социализация детей с нарушениями в развитии. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно – развивающей среды, обеспечивающей условия для получения образования.
Основной задачей специальной (коррекционной) школы – интернат является социально – бытовая, нормативная и трудовая адаптация учащихся с последующей их интеграцией в общество.
Успешная социальная адаптация предполагает наличие у детей комплекса определенных знаний и умений, необходимых для жизнедеятельности в социуме.
Подготовка к адаптации осуществляется не только во время образовательного процесса, а также посредством внеурочной деятельности.
Назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей учащихся и организации их свободного времени.
Основа дополнительного образования для детей с интеллектуальными нарушениями – это создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализация, воспитание эмоционально - положительного отношения детей к собственным достижениям.
Основные принципы организации внеурочной деятельности:
1. Принцип гуманистической направленности - при организации внеурочной деятельности учитываются интересы и потребности детей.
2. Принцип системности - создается система внеурочной деятельности, в которой устанавливаются взаимосвязи между всеми участниками внеурочной деятельности – обучающимися, педагогами, социальными партнерами.
3. Принцип вариативности – учащимся предоставлен разнообразный выбор направлений организации внеурочной деятельности.
4. Принцип успешности и социальной значимости - внеурочная деятельность направлена на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были личностно значимыми, а также ценным для окружающих (одноклассников, родителей).
Одно из направлений внеурочной деятельности в школе является спортивное, в рамках которого реализуется программа дополнительного образования «Вольная борьба».
Вольная борьба – вид единоборств, в котором участвуют два спортсмена, которые не используют ударную технику, а применяют различные приемы, такие как захваты, перевороты, броски, подсечки и так далее. От других видов борьбы вольная отличается тем, что в ней разрешено активное использование ног и нет приемов с захватом противника за одежду.
Цель организации данной секции: пропаганда физической культуры и спорта, приобщение учащихся к системным занятиям, физическим упражнениям, активному отдыху. Регулярные занятия в секции формируют у воспитанников такие физические качества как сила, ловкость, гибкость, выносливость. Кроме физических показателей следует отметить и нравственный аспект спортивного воспитания: развитие воли, уверенности, силы духа, стремления к победе, коллективизма, а также умения контролировать себя и анализировать ситуацию.
В качестве основного принципа организации тренировок предполагается спортивно-игровой, благодаря которому занятия строятся с учетом постепенно повышающихся тренировочных требований, по мере реализации которых решаются задачи укрепления здоровья учащихся, ознакомление их техническим арсеналом вольной борьбы, развития у них спортивных качеств борца.
Таким образом, посредством дополнительного образования происходит развитие у детей коммуникативных навыков, выявление, поддержание и развитие творческих способностей, воспитание нравственности и эстетического восприятия.
Воспитанники, активно посещающие занятия дополнительного образования, лучше усваивают программный материал по предметам, повышается школьная мотивация. Также, благодаря своей настойчивости, упорству, силе воли имеют спортивные достижения.
Правильно организованное дополнительное образование с детьми с ОВЗ обеспечивает успешную интеграцию и социализацию в обществе.
Литература:
1. Барболин М.П. Социализация личности: методология, теория, практика / М.П. Барболин; науч. ред. В.Т. Пуляев. – 2-е изд. – СПб., 2008. – 372 с.
2. Павлова О.С. Особенности социализации людей с физическими недостатками развития / О.С. Павлова // Отв. редактор А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск, 2015. – 263с.
3. Самоукова С. А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 338–342. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76543.htm.
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru
Доклад
«Внеурочная деятельность учащихся как ресурс успешной социализации детей с ОВЗ»
Педагог дополнительного образования
Селифонкин Д. Н.
2018
НОВАЯ БРЯНЬ