СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете «Воспитание любви к Родине средствами музыкально-литературных произведений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка обладает силой эмоционального воздействия, поэтому играет большую роль в патриотическом воспитании ребенка. Через красоту и гармонию звуков она вызывает эмоциональный отклик и переживания, что помогает постигать явления общественной жизни и способствует обогащению жизненного опыта. Музыка без назидания и поучения ведет в прекрасный мир дружбы, любви, красоты, благородства, подвига.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете «Воспитание любви к Родине средствами музыкально-литературных произведений»»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 386 ГОРОДА ДОНЕЦКА»











ВЫСТУПЛЕНИЕ

на педагогическом совете

на тему «Воспитание любви к Родине средствами музыкально-литературных произведений»







Подготовила:

Музыкальный руководитель

Герасина И.В.

Дата проведения: 25.11.2022 г.











г. Донецк-2022

Выступление на педагогическом совете

«Воспитание любви к Родине средствами музыкально-литературных произведений»


«Музыка является самым чудодейственным,

самым тонким средством привлечения

к добру, красоте, человечности…

Как гимнастика выпрямляет тело,

так музыка выпрямляет душу человека...»

В. А. Сухомлинский


Патриотическое воспитание является важнейшим средством укрепления единства и целостности нашей многонациональной Родины. Его цель заключается в формировании патриотических чувств и сознания, готовности к выполнению гражданского долга по защите Родины, упрочении единства и дружбы народов России.

Искусство является одним из важнейших средств воспитания лучших человеческих качеств: духовности и нравственности, патриотизма. Можно с уверенностью утверждать, что сформировать патриотизм у детей дошкольного возраста невозможно в полной мере без использования богатейшего потенциала, который заключает в себе музыкальное искусство. Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях имеет огромное значение, так как этот процесс направлен на формирование настоящего и будущих поколений, а наши молодые современники должны не только овладеть определенным объемом знаний, но и стать духовно зрелыми.

Музыка обладает силой эмоционального воздействия, поэтому играет большую роль в патриотическом воспитании ребенка. Через красоту и гармонию звуков она вызывает эмоциональный отклик и переживания, что помогает постигать явления общественной жизни и способствует обогащению жизненного опыта. Музыка без назидания и поучения ведет в прекрасный мир дружбы, любви, красоты, благородства, подвига.

Среди всех видов музыкальной деятельности доминирующим является слушание. Согласно требованиям Типовой образовательной программы «Растим личность», для детей младшего возраста по разделу «Слушание» рекомендуются музыкальные произведения, которые знакомят с разнообразием социумов: семьи и родного дома (А.Т. Гречанинов «Материнские ласки», П.И. Чайковский «Мама»); миром военных (Р. Шуман «Всадник», «Солдатский марш», В.И. Ребиков «Игра в солдатиков», П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»).

В старшем дошкольном возрасте для слушания подбираются произведения народной, классической, современной музыки различной тематики и характера, большая часть из которых представляет национальную музыкальную культуру (произведения Р.Яхина, Н.Жиганова, Д.Файзи), формирует опыт ценностных ориентаций, воспитывает любовь к Родине: «Во поле берёза стояла» р.н.м., Д.Б. Кабалевский «Кавалерийская», В.Л. Витлин «Пограничники».

Наиболее доступным видом деятельности является пение. Во время коллективного исполнения дети объединяются общим настроением, приучаются к совместным действиям, глубже выражают свои переживания и чувства.

Близкими для детей младшего возраста являются песни о родном доме и семье, о природе, животных, птицах: А.И. Мурычев «Мамочка моя», Н. Бордюг «Дедушка», Е. Гомонова «Бабушка» и др.

Детей старшего возраста приобщают к песням, которые воспитывают любовь к малой Родине, к миру защитников Отечества: И.А. Слонов «Мы солдаты», Е.Н. Тиличеева «Барабанщик», Е. Гомонова «Край родной», А.Д. Филиппенко «Бравые солдаты», В.Я. Шаинский «Песенка о папе». Знакомятся дети и со взрослым репертуаром: песни военных лет не должны предаваться забвению, они – часть истории нашего государства.

Прикосновение к истории своей страны вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого. У детей появляется не только интерес, но и осознание сопричастности к истории своего народа, своей страны. Обстановка душевного единения, состояние всеобщей гармонии раскрывают творческие силы ребенка, формируют основы нравственной культуры, закладывают начала патриотизма.

К музыкально–ритмическим движениям дети приобщаются на материале народных, классических и современных танцев, игр, хороводов. Осваивают разновидности русских плясок, национальных движений, танцевальных шагов; а затем с удовольствием танцуют: «Яблочко», «Казачок».

Могучим воспитательным средством в деле патриотического воспитания являются праздники: государственно – гражданские (День города, День защитника Отечества, День Победы,); международные (День защиты детей, День 8 марта); семейные и бытовые (Новый год, Выпуск в школу, День матери, День пожилых людей); народные (Масленица, Ивана Купала).

Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных представлений, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в фольклорной музыке. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Народные песни, игры, пляски обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Народные музыкальные произведения в шутливой игровой форме помогают посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Для патриотического воспитания полезно использовать прибаутки, календарный, потешный, игровой фольклор, который обогащает внутренний мир ребенка, а также народные игры с пением и движением. Игры развивают интерес к пению, музыкальную память, формируют музыкальные интонационно-ритмические навыки. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – в народных песенных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку.

Обращение к истокам народного музыкального искусства, традициям, обычаям народа формирует нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. В этом случае работают такие стороны духовного мира ребенка, как воля, общее интеллектуальное развитие, мировоззренческие, нравственные и патриотические убеждения.

Музыкальное сопровождение - записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра способствуют воспитанию чувства восхищения, гордости за свой народ. Использование народных инструментов: ложек, трещоток, бубнов, помогает ярче выразить характер и настроение музыки. Постепенно дети усваивают понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор». С фольклорными произведениями дети знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, во время досугов и праздников. В программу праздников входят инсценировки, хороводные игры, частушки, народные пляски, песни.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что разного рода музыкальная деятельность несет колоссальный вклад в процесс формирования у ребенка нравственно-патриотических качеств, благодаря которым, ребенок формируется как личность в дошкольном возрасте. Музыка добавляет красок в жизнь, поднимает настроение, снимает напряжение и усталость, наполняя детскую жизнь яркими впечатлениями, новыми чувствами, радостью, а также желанием заниматься творчеством. Приобщая детей к музыкальному наследию нашего народа, в детях воспитывается чувство патриотизма, а оно неотделимо от чувства национальной гордости за свою Родину.