Выступление на педагогическом совете
«Взаимодействие учителя, социального педагога и школьного психолога»
Выступила: учитель высшей категории истории и обществознания
МБОУ «СОШ №11» ИГОСК Бодрая Е.А.
Школа для ребенка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний и многого другого, все это получает ребенок в школе. Именно здесь необходимо выбрать единую линию работы: педагога, психолога и соцпедагога.
Необходимость обсуждения вопроса, касающегося взаимодействия классного руководителя, социального педагога и школьного психолога, в моем выступлении обусловлена прежде всего тем, что их работа связана самим ее объектом - это человек, учащийся, воспитанник в социальной среде.
Если мы сравним функции, которые выполняют учитель, социальный педагог и школьный психолог, то они во многом сходны. Различие заключается лишь в объеме реализации. В отличие от учителей у социального педагога и школьного психолога на первом месте не обучающая и не образовательная функция.
Учитель, является связующим звеном между учащимся, социальным педагогом и школьным психологом. От него поступает первичный запрос и первичная информация о ребенке. Чаще всего он обращается к специалисту тогда, когда собственные меры воздействия на воспитанника и его семью не приносят желаемого результата.
Взаимодействие учителя, социального педагога и школьного психолога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи, и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
Остановимся на том, какой же информацией о ребенке и классе в большей степени владеют специалисты.
Социальные педагоги обладают большей, чем учитель, информацией о жизни ребят вне школы, объясняющее его поведение и поступки в школе и дома.
Психолог на более высоком профессиональном уровне владеет методами продуцирующей диагностики. Учитель может успешно справиться с задачей изучения учащихся и коллектива класса, но более широкую и полную информацию о ребенке, его адаптации в классе, оказание психологической помощи может дать только психолог.
Каковы же вопросы, с которыми чаще всего обращаются к педагогу?
Это трудности в усвоении программы, сложности взаимоотношений учащихся с педагогами, сверстниками и родителями, в том числе конфликтного характера, вопросы, связанные с адаптацией детей, особенно новичков, в школе и классе, эмоциональные и личностные нарушения учеников.
Наиболее распространенные вопросы, с которыми учителя обращаются к социальным педагогам, можно сформулировать следующим образом:
- оказание помощи в социально-педагогическом обследовании ребенка, поскольку классные руководители не всегда могут самостоятельно собрать и проанализировать всю необходимую информацию в полном ее объеме;
- своевременная поддержка детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, сбор документов для направления детей и подростков в специальные воспитательно-профилактические учреждения и т. д.;
- принятие мер воспитательного воздействия к ребенку в случае частых пропусков занятий в школе;
- взаимодействие в ходе работы с семьей ребенка;
- получение какой-либо специальной информации или консультации.
Анализируя опыт взаимодействия учителей, социальных педагогов и школьных психологов в школах, мы считаем возможным выделить следующие общие проблемы, решаемые педагогами и специалистами:
- организация воспитательной работы с детьми, направленной на формирование общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, изучение психолого-педагогических особенностей личности и ее микросферы, условий жизни ребенка;
- выявление имеющихся у детей проблем и трудностей;
- своевременное решение конфликтных ситуаций;
- оказание социальной помощи и поддержки учащихся;
- способствование реализации прав и свобод детей и подростков, создание конкретной и безопасной обстановки в школе;
- обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков;
- поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;
- взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи детям и подросткам, нуждающимся в опеке и попечительстве: с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальные ситуации;
- участие в разработке социально-образовательных программ школы.
Исходя из совместно решаемых проблем, можно назвать и общие формы работы. Таковыми могут являться: совместные консультации, проводимые на основании данных социально-психологической и психологической диагностики как отдельных учащихся, так и класса в целом; проведение психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы нравственного развития детей, отклонения в поведении, их причины и пути преодоления, способы коррекции; совместные семинары для учащихся, родителей, педагогов школы; игровые способы коррекции поведения детей; совместное проведение родительских собраний; посещение социальным педагогом и школьным психологом учебных занятий и наблюдения за учащимися на уроке, за чем следует коллективный анализ информации, полученной специалистами и классным руководителем; проведение совместных мероприятий для учащихся и т. д.
Наиболее сложными вопросами работы для классного руководителя является работа с детьми «группы риска». Ведущую роль в ней занимает деятельность социального педагога. Учитель выступает в качестве помощника и союзника в решении возникающих проблем. Работая с детьми «группы риска», социальный педагог проводит не только коррекционно-реабилитационную, но и профилактическую работу. Можно обозначить основные направления совершенствования этой деятельности, в которой сотрудничество социального педагога и учителя является залогом успеха.
Этими направлениями будут следующие:
- организация работы по профилактике и коррекции девиантного поведения, начиная с младшего школьного возраста;
- учет позиции ребенка как активного субъекта организации работы по профилактике и коррекции девиантного поведения;
- организация работы с семьей через реализацию программ, направленных на мобилизацию нейтрализирующего потенциала семейной среды;
- организация досуга детей через включение их в деятельность учреждений дополнительного образования.
Если говорить о взаимодействии учителя и школьного психолога, то вопросы оказания психологической помощи ребенку и его семье являются приоритетом деятельности психолога.
Содержание психологической помощи может включать в себя:
- психологическую профилактику, заключающуюся в оказании помощи через сообщение ребенку и его семье объективной психологической информации, на основе данных которой ребенок и его родители принимают решение о том, как ее использовать;
- психологическую коррекцию, которая представляет собой, организованное воздействие на учащегося с целью изменения показателей его активности в соответствии с возрастной нормой психического развития и индивидуальными особенностями. Для школьников могут разрабатываться индивидуальные программы усвоения ими каких-либо видов деятельности и вхождения в различные социальные роли, программы, помогающие самореализации, проявлению и утверждению его собственного «Я», самостоятельному нахождению своего места в социальном окружении и адаптации к жизненным реалиям;
- психологическое консультирование, способствующее достижению ребенком целей личностного развития и формирования индивидуальности;
- психотерапевтическое воздействие, имеющее целью помочь ребенку скорректировать негативные качества личности и проявление индивидуальности и развить свои сильные стороны.
Говоря о взаимодействии учителя, социального педагога и психолога, необходимо отметить, что эффективность условий для нормального развития личности ребенка, формирования его индивидуальности и сплочения детского коллектива будет зависеть от реализации принципа комплексности в подходе к решению проблем учащегося, его семьи и классного коллектива.
Профессиональный диалог, сотрудничество и взаимопонимание - та основа, на которой должно строиться взаимодействие учителя, социального педагога и психолога. Без этого невозможно достичь полноценного успеха в воспитании детей, разрешения возникающих проблем.