Выступление на педагогическую тему
«Огонь зажигается от огня»
« Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, это факел, который нужно зажечь. А зажечь его сможет только тот, кто горит сам» - так говорили в Древней Греции. Я считаю, что и в наше время эти слова звучат актуально.
В состоянии обучения присутствуют только две фазы.
На первой Учитель зажигает огонь. И это обязанность и долг ученика не похоронить в тунелли доброе начинание Учителя, а поддерживать этот огонь на протяжении всей своей жизни, пилить, колоть дрова, подбрасывать их в огонь и охранять его от воды и ветра, или поддерживать в состоянии, в котором вода и ветер ему не страшны. Ученик должен прилагать усилия к тому, чтобы развиваться.
На второй стадии Учитель даже и не зажигает огонь, а пытается научить ученика зажигать огонь самостоятельно. В этом и состоит миссия Учителя.
И если Учитель начинает поддерживать огонь вместо ученика, ученик попадает в зависимость от него и не может уже идти вперед без посторонней помощи. Простите меня, уважаемые коллеги, за столь резкое сравнение, я думаю, что вы согласитесь со мной, что он становится чем-то наподобие беспомощного калеки.
Каким же должен быть настоящий Учитель, тот, о котором говорят: «Учитель с большой буквы»?
Это, в первую очередь, человек, который горит сам и зажигает других. Наверное, всем известны строки поэта Н.Заболоцкого: «Что есть красота и почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» Может, кому-то это покажется неуместным и неправильным, но мне кажется, что эти слова целиком и полностью можно отнести к учителю. Конечно, пустота – здесь понятие условное. Ведь каждый учитель знает много. Особенно по своему предмету. И учит он вроде бы правильно. И дети у него неплохо сдают экзамены. Но забываются такие учителя, у которых не горит сердце, не болит душа. Не терзают их сомнения. Все ровно и гладко. Пустота…
А есть такие, кто на каждый урок идет, как на праздник. Да-да! У них горят глаза! Они сердцем чувствуют и понимают каждого ученика. Они о, казалось бы, незначительном, говорят так, будто это самое главное в жизни. И если учитель смог своим интересом зажечь ученика, и огонь его интереса оказался таким ярким, что и в душе ученика запылало пламя. Вот это и есть настоящее мастерство.
Ученик для такого учителя – личность. Как цветок, который может раскрыться, если его поливать, любить, беречь от влаги и сквозняков. Говорить ему теплые ласковые слова, ведь они, цветы, все слышат и все понимают. Как дети. И они обязательно распустятся при хорошем уходе. И зацветут яркими красками. Разными. Одни - огненно-красными, а другие – нежно-зелеными. Одни будут цвести раз в год – пышно и ярко, другие – часто, мелкими, но многочисленными соцветиями. И вырастил эти прекрасные растения – садовник. Имя ему – Учитель.
Сначала Учитель зажигает огонь своего ученика, а затем учит его зажигать огонь самостоятельно. В этом и состоит великая миссия Учителя. Таро Райдер Уэйт
читель! Даже через много лет Зажженный вами не погаснет свет! И сердце, знаю, будет молодым Пока огонь священный будет с ним. Твоя душа от всяческих невзгод Врачующее пламя сбережёт. Оно ещё поможет нам в пути Хитрейшие загадки превзойти. Оно ещё поможет, и не раз, Учитель мой, в делах продолжить вас! Учитель! Даже через много лет Зажженный вами не погаснет свет! |