СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление«Метапредметные результаты обучения – важнейшее средство достижения качества образования в свете реализации ГОС ЛНР»

Нажмите, чтобы узнать подробности

                     Образование – это то, что остаётся после того, как всё выученное забудется.                      Макс Теодор Феликс фон Лауэ, лауреат Нобелевской премии по физике за 1914 год  

 

Просмотр содержимого документа
«Выступление«Метапредметные результаты обучения – важнейшее средство достижения качества образования в свете реализации ГОС ЛНР»»

«Метапредметные результаты обучения – важнейшее средство достижения качества образования в свете реализации ГОС ЛНР»


Выступление на педсовете

Январь 2019г.


Образование – это то, что остаётся после того, как всё выученное забудется.
Макс Теодор Феликс фон Лауэ, лауреат Нобелевской премии по физике за 1914 год

Эти строки Макса Лауэ, произнесённые 100 лет тому назад, звучат современно и своевременно в свете сегодняшних изменений в области образования. 


Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации»

Д.А.Медведев 4 февраля 2010 года


Таким образом, сегодня вопрос системных изменений в школе заявлен как один из ключевых элементов национального развития. Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня

есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образо- вания, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Важнейшей задачей ГОС ЛНР является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе, а,следователь- но способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока. Новые стандарты требуют от учителя кардинального переосмысления и перестройки системы обучения, владения в совершенстве активными методами и приемами преподавания учебных дисциплин, осуществления деятельностного подхода и проблемного обучения, использования ИКТ, пед. технологий для активизации мыслительной деятельности учеников.

Формирование метапредметных результатов в процессе преподавания я осуществляю через выработку у учащихся следующих навыков.

Это умения планировать и осуществлять свою деятельность:

  • самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять познавательные интересы;

  • проанализировать поставленную задачу и те условия, в которых она должна быть реализована;

  • сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями;

  • самостоятельно спланировать способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способы решения познавательных задач;

  • способность сопоставлять собственные действия с запланированными результатами, контролировать свою деятельность, осуществляемую для достижения целей;

  • рассматривать разные точки зрения и выбрать правильный путь реализации поставленных задач;

  • оценить свои действия, изменять их в зависимости от существующих требований и условий, корректировать в соответствии от ситуации;

  • оценить правильность выполнения познавательной задачи, свои имеющиеся возможности ее достижения; 

  • уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности.

Умение работать в коллективе:

  • организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать;

  • эффективно работать и в группе, и самостоятельно;

  • согласовывать свои мотивы и позиции с общественными, подчинять свои интересы коллективным;

  • находить общее решение, которое будет удовлетворять общим интересам;

  • проявлять толерантность, терпимость, уметь решать конфликты;

  • выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.

Умение осуществлять познавательные действия:

  • определять суть понятий, обобщать объекты;

  • находить аналогии;

  • самостоятельно находить критерии и основания для классификации, осуществлять классификацию;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы;

  • создавать, использовать и изменять символы, знаки;

  • создавать схемы и модели для решения различных познавательных или учебных задач;

  • осуществлять смысловое чтение (вычитать текст, правильно понять его содержание, оценить степень достоверности и применить на практике).

Умение использовать компьютерные технологии:

  • использовать различные источники получения информации с помощью компьютера;

  • определять надежность и достоверность источника;

  • уметь выбирать нужную информацию;

  • знать способы передачи, копирования информации;

  • использовать возможности Интернета для продуктивного общения, взаимодействия.

Наличие коммуникативных умений:

  • полноценное владение устной и письменной речью;

  • уметь вести диалог, правильно строить монологическое высказывание;

  • владеть и осознанно применять речевые средства в зависимости от ситуации и задачи коммуникации;

  • с помощью речи и жестов правильно передавать свои чувства, эмоции, мысли, потребности;

  • поддерживать беседу, уметь выслушивать собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и доводы;

  • иметь высокую культуру речи. 

Развитое экологическое мышление, которое ребенок должен применять во всех сферах своей деятельности, в том числе и в профессиональной.

На уроке создаются такие условия, когда ученик должен самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, что расширяет его познавательные интересы.

В своей работе я использую максимально возможности Интернета для продуктивного общения, взаимодействия.

Совместная познавательную деятельность с учителем и одноклассниками учит сотрудничать, согласовывать свои мотивы и позиции с общественными, подчинять свои интересы коллективным, проявлять толерантность, терпимость.

При формировании и развитии УУД у учеников я активно использую следующие приемы:

Ментальные карты рисуются в виде схемы с центром и расходящимися от него «ветками». На ветках размещаются слова или картинки. Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет ментальной карте неограниченно расти и дополняться.
На уроке по теме «Времена года» при составлении ментальных карт учащимся были предложены задания дифференцированного характера: вписать названия времён года и соответствующих месяцев или слова, ассоциирующиеся с тем или другим временем года. Причем выбор задания осуществляли сами учащиеся, оценив самостоятельно уровень своей подготовленности.

Денотатный граф - [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Может эффективно использоваться в качестве ориентировочной основы деятельности на вводном занятиии, либо как «итог», «обобщение» на заключительном уроке. 

«Шторка» Ученики записывают в тетрадь только условие задания и кладут ручки на парту, готовясь работать устно: рассуждать, анализировать, понимать, запоминать. Под руководством учителя задание активно выполняется, и записывается на доске. Затем выполненное  задание закрывается, а учащиеся записывают его в тетради. После этого можно открыть для самопроверки, выяснить, какие затруднения возникли при выполнении работы. Применяется для выработки умений, получения навыков.
Схемы «фишбоун» («рыбий скелет») были придуманы профессором К. Ишикава. Представляют собой графическое изображение, помогающее идентифицировать и наглядно отобразить причины конкретных событий, явлений, проблем или результатов. В голове скелета находится проблема, которая рассматривается в планируемом проекте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин. В «хвосте» - вывод.
На начальном этапе формирования данного метаумения возможен более простой вариант - приём «за» и «против». Так на уроке обобщения и систематизации знаний по теме «Еда», метатема «Вред и польза», учащимися (3-4 кл.) актуализируется проблема правильного питания. Она обозначается в голове скелета, на верхних косточках учащиеся записывают названия полезных продуктов, на нижних - вредных. В качестве вывода предлагается подобрать известную пословицу. « Мы то,что мы едим».

«Согласование» Обучающиеся выполняют все задания самостоятельно, а затем обсуждают полученные результаты в парах или мини – группах, озвучивают учителю и классу согласованный вариант. Прием можно использовать во время самостоятельной или индивидуальной работы.

Кластер
графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а “гроздятся”, т. е. располагаются в определённом порядке. 
Технология составления:
1. Ключевое слово; 
2. Запись слов вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом; 
3. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки; 
4. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями. 
Например:задания на группировку и сопоставление:
1) Звук – слово,
2) Тип слога – слово,
3) Тема – лексика.
Создание кластера вносит в учебу элементы игры. При обучении чтению можно использовать кластер при группировке слов с определёнными звуками. 
В начальных классах кластер незаменим при работе с лексикой. Можно использовать при введении нового материала, активизации употребления лексики в речи. Дети составляют кластеры по различным темам, используют их в презентациях.
Для закрепления и систематизации лексического материала использую кластеры, изготовленные из цветной бумаги. 2 – 3 человека вызываю к доске, остальные составляют в тетради, затем проверяем. 
Кластеры по страноведению позволяют систематизировать лексику по теме, служат опорой для составления монологического высказывания по теме. 
Универсальность кластера заключается в том, что с ним можно работать на доске, в презентации, в тетради; индивидуально, в парах, в группах. 
Возможности использования кластера:
При систематизации, повторении материала; 
При работе с текстом; 
При повторении в начале урока; 
При введении в тему; 
При сборе необходимого языкового материала; 
При контроле. 
Преимущества использования кластера:
Кластер, созданный руками учащихся, даёт возможность учителю отслеживать понимание учащимися темы. 
Для самих учащихся - это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями.
Работа с кластером - письменная деятельность. Побуждает писать тех учащихся, кто этого не любит. 
В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации. 

«Заочная экскурсия» Ученик – экскурсовод готовит информацию для проведения экскурсии. Творчески перерабатывая материалы учебника и дополнительной литературы, школьники фантазируют, вживаются в образ. Во время экскурсии берется «интервью» у исторических личностей, ведутся «репортажи» с места событий. Применяется при изучении нового материала и на повторительно – обобщающих уроках.

Синквейн
Синквейн - прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк (слово «синквейн» происходит от французского, означающего «пять»). в которых обобщена информация по изученной теме.Составляя синквейны, каждый может показать свой талант. Если стихотворение получилось эмоциональным и передает всю суть, то Вы в точности справились с заданием.
Именно потому, что с помощью этого небольшого французского стихотворения в нескольких строках можно выразить суть темы, они стали такими популярными на уроках. Синквейны не только помогают проверять учителям материал, но и здорово экономят драгоценное время. Также синквейн – это отличный контроллер. Потому как никто не сможет передать суть стихотворением, если перед этим не был прочитан необходимый текст или не выучены новые лексические единицы.
Цель данной технологии: добиться более глубокого осмысления темы, контроль и выевление степени усвоения учебного материала.Каждому ученику дается 4 - 5 минут, чтобы написать синквейн. Затем он поворачивается к партнеру и из двух синквейнов они составляют один, с которым оба будут согласны. Это дает возможность критически рассмотреть данную тему. Этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Это обычно порождает дискуссию.
Правила написания синквейна
1. Первая строка - одним словом обозначается тема (имя существительное).
2. Вторая строка - описание темы двумя словами (имена прилагательные).
3. Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
4. Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи).
5. Пятая строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Советы при составлении синквейна:
1. Вначале предлагается составить синквейн на тему, хорошо известную учащимся.
2. На первых порах предусматривается при составлении синквейна работать в парах, в малых группах и только затем - индивидуально.
3. Поощряются синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы.
Должна отметить, что данный прием очень нравится ученикам , и я стараюсь использовать его на своих занятиях.

«Интервью» Класс делится на «Корреспондентов» и «Респондентов». «Корреспонденты» задают вопросы «Респондентам» по изученному материалу. Оцениваются содержательность, логичность и творческий характер беседы, которую проводит «Корреспондент», и оригинальность, точность высказываний «Респондента». Прием эффективен на этапе закрепления и обобщения изученного материала. Предметная область применения безгранична, прием универсален для любого возраста.


Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться. Совершенствуя свои навыки, ребенок быстрее начинает ориентироваться в материале. Проявляя самостоятельность и инициативу, он ищет новые источники информации, собирает и обобщает найденные сведения, сравнивает их с полученными данными на уроках.

Самое трудное для учителя – изменить свою роль, стать модератором, мотиватором, учить детей «учиться».

Метапредметы говорят о смысле жизни, о её ценности. Это ответ на вопрос: Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится в реальной жизни?»