Выступление на педсовете №6
По теме:
«Использование тифлотехники и специального оборудования, приспособления, приборов для обучения детей с нарушением зрения».
Подготовил учитель
математики и информатики:
Магомедова З.М
Махачкала-2024г.
В современном обществе технологии окружают нас везде — от компьютера до пульта дистанционного управления, которым вы переключаете каналы на телевизоре.
Тифлотехника (с греч. – техника для НЗ) – это техника для НЗ, отрасль приборостроения специального назначения, разрабатывающая технические средства для образовательной, социально-бытовой, пространственной ориентировки, спортивной деятельности, для компенсации зрения у НЗ и Сл.Видящих.
Приборы выполняют перекодировку. Тифлотехника может являться: - преобразователем сигнала, несущего полезную информацию;
- м.б. носителем хранителя информации;
- проводником информации.
Тифлотехника способствует:
- повышению качества ЗУН, приобретаемых на уроках и корр.занятиях;
- повышению скорости достижения поставленных целей на общеобразовательных и корр.занятиях;
- расширению арсенала средств педагога, которые необходимы для решения поставленных задач;
- повышению мотивации детей в трудных для них видах деятельности;
- обеспечение возможности продуктивной деятельности в условиях группового обучения.
Основные задачи:
1. Уменьшить ограничение в ориентировке НЗ в окружающем их пространстве, вызванное полной или частичной утратой зрения;
2. Создать необходимые технические условия для разностороннего развития, получения общего, профессионального образования и дальнейшего повышения культурного уровня НЗ;
3. Расширить возможности применения труда НЗ в современном механизированном производстве;
4. Сделать их труд высокопроизводительным, экономически эффективным;
5. Облегчить ориентировку НЗ в быту, создать возможности рациональной организации досуга и отдыха.
Тифлотехника играет существенную роль в трудовой и социальной реабилитации инвалидов по зрению.
Современная Тифлотехника развивается по трем основным направлениям: учебная, производственная и культурно-бытовая. Задачей учебной тифлотехники является оптимизация учебного процесса при обучении основам наук, а также политехническая и производственная подготовка слепых и слабовидящих.
Производственная Тифлотехника связана с решением задач по обеспечению инвалидов по зрению возможностью выполнять с помощью специальных тифлотехнических приборов и приспособлений производственные операции, ранее им недоступные, включая и контрольно-измерительные работы. Производственная Тифлотехника способствует совершенствованию технологии производства, облегчает и повышает производительность труда инвалидов по зрению, обеспечивает соблюдение норм техники безопасности на рабочих местах, дает возможность людям с нарушенным зрением осваивать новые профессии и виды квалифицированного труда.
В задачи культурно-бытовой тифлотехники входит разработка и создание специальных средств, облегчающих ориентировку слепых и слабовидящих в пространстве и расширяющих возможности восприятия ими окружающих предметов и явлений, выполнения культурно-бытовых обязанностей в семье, участия в общественной жизни.
-
Возможности использования тифлотехнических средств в обучении и воспитании школьников с нарушениями зрения.
Существует немало разнообразных оптических средств, технических приспособлений, машин и аппаратов, которые предназначены для слабовидящих и слепых.
К оптическим средствам относятся различного рода лупы (ручные, опорные, стационарные), очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные), монокуляры и бинокуляры, накладные оптические средства для слабовидящих, предназначенные для чтения, письма, рисования, проекционные увеличивающие аппараты (эпи- и диапроекторы). Все эти средства могут быть использованы для зрительных работ на близком и далеком расстоянии.
Разработаны телевизионные увеличивающие устройства для слабовидящих, позволяющие получить увеличение до 60 раз. Яркость и контрастность изображения на телеэкране могут регулироваться самим учеником. В большинстве телевизионных устройств увеличение изображения изменяется плавно с помощью объектива с переменным фокусным расстоянием. Различают телевизионные устройства индивидуального и коллективного пользования. При обучении слабовидящих используются специальные замкнутые телевизионные системы, позволяющие осуществить фронтальные методы обучения.
Существуют различного вида дисплеи для слабовидящих, работающие по принципу преобразования входной кодовой информации в изображение знаков и символов на сегментных, матричных или растровых индикаторах. Для лиц, страдающих дефектом полей зрения (трубчатое зрение, гемианопсия), предназначены специальные оптические системы, изменяющие в необходимых пределах поле зрения.
В случаях, когда зрение ухудшается в условиях повышенной освещенности, используются светозащитные корригирующие линзы из цветного или бесцветного стекла с покрытием.
Для незрячих и слабовидящих разработаны и выпускаются различные по сложности технические устройства и приспособления: приспособление для вдевания нитки в иголку, трость для обеспечения возможности самостоятельного передвижения, грифель и приборы для измерений, специальные пишущие машинки для незрячих и др. Имеются специальные приборы для рельефного черчения и рисования. Существует специальная система “Говорящая книга”, представляющая собой тиражированные на грампластинках и магнитофонных лентах записи книг и специальные устройства для проигрывания.
Используемые в школах для слепых и слабовидящих специальные свето- и магнитоэлектрические сигнализаторы путем преобразования световых сигналов в слуховые или тактильные позволяют наблюдать многие химические процессы и физические явления, воспринимать близко расположенные и неограниченно удаленные объекты, определять изменение их освещенности и яркости, характер перемещения в пространстве, наличие магнитного поля и его полярность.
При машинном программировании обучения учащихся применяются обучающие машины, представляющие собой информационно-контролирующие устройства со специальными СОИ, а также другие технические устройства типа тренажеров-репетиторов.
Для ориентировки слепых в пространстве применяются трости, а также ультразвуковые локаторы, излучарщие и принимающие отраженные от предметов сигналы, содержащие информацию о направлении и расстоянии до предметов, различного вида звуковые маяки.
-
Использование компьютерных технологий в решении педагогических задач.
Использование информационно- коммуникационных технологий в коррекционной педагогической работе с детьми с нарушением зрения.
Оформление карт обследования, документации. Компьютер позволяет не писать постоянно карты обследования, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения. Помогает в составлении всевозможных планов, вести индивидуальный мониторинг ребенка в целом отслеживать динамику развития ребенка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.
Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности занятий. Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс коренным образом отразилось на реализации принципа наглядности – одного их основных принципов педагогики.
Ребёнок растёт, и его потребности меняются. Для того, чтобы быть успешным в учёбе и, позднее, на работе, незрячему или слабовидящему человеку нужно уверенно владеть целым набором разнообразных устройств и инструментов так, чтобы он мог выбрать наиболее подходящее средство решения каждой конкретной задачи.