Тема: «Дистанционное обучение: плюсы и минусы»
В последние годы всё больше возрастает популярность дистанционного обучения. Сама идея получения образования на расстоянии не нова. «Считается, что первая попытка создания дистанционной формы образования была предпринята ещё Яном Коменским 350 лет назад, когда он ввел в широкую образовательную практику иллюстрированные учебники. Он также создал базу для использования системного подхода в образовании, написав свою «Великую дидактику». Многие исследователи признают его родоначальником дистанционного образования. Конечно, это не было тем дистанционным обучением, которое мы знаем сегодня. Пройдя в своём развитии несколько этапов, в начале двадцать первого века оно совершает огромный прорыв. Это, прежде всего, связано с тем, что становятся широко доступны персональные компьютеры и глобальная сеть Интернет.
В России датой официального развития дистанционного образования можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент в сфере дистанционного образования. И если сначала дистанционное обучение получило распространение в высших учебных заведениях, то на данный момент дистанционные образовательные технологии всё активнее внедряются в школах.
Существует несколько определений понятия «дистанционное обучение». Но наиболее точным считается следующее: дистанционное обучение – это «совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения».
Средства обучения при дистанционном обучении.
Сейчас в качестве средств обучения при дистанционном обучении используются:
Кейс-технологии – технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов и рассылке их обучающимся для самостоятельного изучения.
ТВ-технологии – технологии, базирующиеся на использовании эфирных, кабельных и космических систем телевидения.
Сетевые технологии – технологии, базирующиеся на использовании сети Интернет как для обеспечения обучающихся учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия между преподавателями и обучаемыми. Сетевые технологии – самая популярная и перспективная форма взаимодействия на настоящий момент.
Для дистанционного обучения характерен ряд принципов.
1. Принцип гуманизации.
2. Ппринцип интерактивности
3. Принцип индивидуализации
4. Принцип идентификации
5. Принцип педагогической целесообразности
6. Принцип обеспечения открытости и гибкости обучения
При создании учебной среды планируется, что она должна предоставлять обучаемому свободный доступ к информационному обеспечению. В настоящее время созданы многие интерактивные площадки, на которых представлены все учебные предметы школьной программы, а также их информационно-методическое обеспечение.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что востребованность дистанционного обучения увеличилась, но следует различать то, что мы вкладываем в понятие "онлайн-обучение" и то, что мы пытаемся реализовать сейчас в сжатые сроки с минимальными вложениями и ресурсами.
Последнее будем называть дистанционным обучением в экстремальных условиях.
К плюсам дистанционного образования можно отнести:
Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.
Свобода и гибкость - учащийся может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.
Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.
Родители учащихся получили возможность вникнуть в содержание современного образовательного процесса, ознакомиться с новейшими формами и методами обучения, существенно отличающимися от их собственного школьного опыта.
Но существуют и очевидные минусы:
Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.
Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность: компьютер и выход в Интернет.
Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий.
Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который является мощным побудительным стимулом.
В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.
Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод, что дистанционное образование - вещь очень удобная и полезная. Но основное образование таким способом целесообразнее получать только в том случае, если по каким-то причинам обучающимся недоступен традиционный вариант обучения.