м1
С точки зрения педагогики, самостоятельность – это осуществление человеком какой-либо деятельности без посторонней помощи. Это и самостоятельное принятие решений, и осуществление намеченного, и самоконтроль, а в ряде случаев – и взятие на себя ответственности за дела и поступки. Поэтому развитие самостоятельности у обучающихся идет вместе с развитием самосознания.
Самостоятельность неразрывно связана с ответственностью. Без ответственности она превращается в эгоизм.
Самостоятельность выражается через три основных компонента.
1. Активность: значительная устойчивость деятельности в отношении принятой цели.
2. Целеустремленность: умение ставить ясные цели и задачи, планомерно и сосредоточенно действовать.
3. Ответственность: наличие чувства долга, совести и самоконтроля, умение делать выбор и принимать решения.
Самостоятельность также связана с осознанностью. Осознанность выбора возможна только при наличии знания (информации) о ситуации, ее истоках и перспективах. Ответственная и осознанная самостоятельность невозможна без анализа (себя, других, ситуации) и рефлексии.