ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДСОВЕТА
ТЕМА: «Формы и методы работы учителя
при проверке домашнего задания
в рамках системно-деятельностного подхода»
Учитель биологии и химии
МБОУ «Малополпинская СОШ»
Брянского района
Давыдова Ирина Дмитриевна
Проверка выполнения учащимися домашнего задания — важный и неотъемлемый этап любого урока.
Для детей опрос домашнего задания подчас становится не просто неприятным моментом на уроке, но и самым нелюбимым. А ведь при этом многим нравиться сам предмет.
Если проверочная система не налажена, роль самостоятельной домашней работы ученика практически обесценивается.
Проверить домашнее задание можно следующими способами:
вызвать одного или нескольких учеников к доске и опросить по теме;
провести фронтальный опрос в классе (опрос с места);
выполнить аналогичное задание;
использовать индивидуальные карточки;
провести выборочную проверку письменного задания;
провести самопроверку или взаимопроверку письменного задания.
Выйти к доске и рассказать выученное правило или переписать из тетради решенный пример – многим ученикам такая проверка кажется очень скучным занятием. Нередко по этой причине у школьника отпадает всякое желание самостоятельно выполнять подготовку дома.
Как же проверить домашнее задание? Секрет может заключаться в гармоничном сочетании педагогом традиционных и необычных, оригинальных, интересных форм и методов проверки, которые активизируют мыслительную деятельность у учеников, повышают самостоятельность, рождают и сохраняют мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу. Предлагаю вашему вниманию несколько интересных идей, которые применяю на своих уроках.
Примером такого задания может быть, например, составление модели цветка
Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся. Особенно дети любят интерактивные кроссворды, которые можно разгадывать всем классом.
Задача учителя сформулировать вопрос по-иному, чем в учебнике после параграфа. Если ученик добросовестно подготовился к уроку, затруднений с ответом у него не возникнет, а определенное разнообразие в процесс проверки будет внесено.
Такой способ опроса рекомендуется применять для получения развернутого и логически связного ответа. При этом один ученик начинает ответ, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику.
Позволяет проверить не только умения учащихся применять знания при решении практических задач, но и умение пользоваться таблицами, приборами, инструментами и другими средствами в ходе практических и лабораторных работ. Выполнение таких заданий можно совместить с игрой. Например, классификация плодов – а достают дети эти плоды из «Черного ящика».
познавательные задания, которые ориентируют учащихся на осуществление активной мыслительной деятельности, и проверяют не только знание теоретического материала, но и применение этих знаний на практике.
Учащиеся должны среди гербарного материала найти и определить растения изученных семейств или среди изображений различных животных должны определить систематическую принадлежность организма.
Размножить любым вегетативным способом комнатное растение.
Вырастить его.
Проверить семена на всхожесть - дети приносят эти пророщенные семена – и затем наблюдают за их прорастанием на подоконнике в классе. Так у нас в кабинете растут капуста, редис, огурцы (вообще, кто, что принесет)
Оказание первой медицинской помощи.
обучения позволяет узнать причину возникновения явления, проявляющееся в постановке вопросов типа «почему?», умение объяснять природу наблюдаемых явлений, их взаимосвязь, применять знания в измененной ситуации, где нужно самому провести предварительные преобразования учебного материала. Для этого уровня характерно конструирование ответа в разных вариантах с использованием дополнительных источников, например Интернет, материалы смежных предметов.
задание нахождение ошибок в рисунках: рассмотрите рисунок, найдите ошибки и объясните, чего в действительности не может быть.
задание: найти в тексте ошибки и исправить их.
Наиболее простые, требует от учащихся воспроизведения заученных понятий, я использую для учащихся, которые испытывают трудности в усвоении программного материала.
задание: прочитайте предложенный текст, заполните в нем
пропущенные места
задания типа «Выбери правильное суждение»
задание: «Дать определение понятий»
И завершая своё выступление, хочу сказать, что основной целью при опросе является все-таки не оценка, а выявление уровня реальной обученности учащихся. Это помогает оперативно принять определённые решения по совершенствованию учебного процесса и методике обучения.
Мы все используем перечисленные методы и формы опроса, новизна
заключается в том, чтобы не только при объяснении материала активизировать познавательную деятельность учащихся разнообразными методами и формами, а и опрос превратить в увлекательный для учащихся процесс.
Наиболее эффективной в этом отношении формой, при которой идёт закрепления знаний, формирования навыков и развития естественно - научного мышления, вижу комбинированный опрос с элементами творчества, игровыми моментами и активным использованием межпредметных связей.
Желаю успехов в нашей работе!