СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете: "Формы и методы работы учителя при проверке домашнего задания"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете: "Формы и методы работы учителя при проверке домашнего задания"»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДСОВЕТА

ТЕМА: «Формы и методы работы учителя

при проверке домашнего задания

в рамках системно-деятельностного подхода»


Учитель биологии и химии

МБОУ «Малополпинская СОШ»

Брянского района

Давыдова Ирина Дмитриевна


Проверка выполнения учащимися домашнего задания — важный и неотъемлемый этап любого урока.

Для детей опрос домашнего задания подчас становится не просто неприятным моментом на уроке, но и самым нелюбимым. А ведь при этом многим нравиться сам предмет.

Если проверочная система не налажена, роль самостоятельной домашней работы ученика практически обесценивается.  

Проверить домашнее задание можно следующими способами:

  • вызвать одного или нескольких учеников к доске и опросить по теме;

  • провести фронтальный опрос в классе (опрос с места);

  • выполнить аналогичное задание;

  • использовать индивидуальные карточки;

  • провести выборочную проверку письменного задания;

  • провести самопроверку или взаимопроверку письменного задания.

Выйти к доске и рассказать выученное правило или переписать из тетради решенный пример – многим ученикам такая проверка кажется очень скучным занятием. Нередко по этой причине у школьника отпадает всякое желание самостоятельно выполнять подготовку дома.

Как же проверить домашнее задание? Секрет может заключаться в гармоничном сочетании педагогом традиционных и необычных, оригинальных, интересных форм и методов проверки, которые активизируют мыслительную деятельность у учеников, повышают самостоятельность, рождают и сохраняют мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу. Предлагаю вашему вниманию несколько интересных идей, которые применяю на своих уроках.   


  • Моделирование

Примером такого задания может быть, например, составление модели цветка




  • Тематический кроссворд

Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся. Особенно дети любят интерактивные кроссворды, которые можно разгадывать всем классом.



  • Неожиданные вопросы

Задача учителя сформулировать вопрос по-иному, чем в учебнике после параграфа. Если ученик добросовестно подготовился к уроку, затруднений с ответом у него не возникнет, а определенное разнообразие в процесс проверки будет внесено.  







  •  Опросная цепочка

Такой способ опроса рекомендуется применять для получения развернутого и логически связного ответа. При этом один ученик начинает ответ, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику.     

  •  Лабораторный контроль

Позволяет проверить не только умения учащихся применять знания при решении практических задач, но и умение пользоваться таблицами, приборами, инструментами и другими средствами в ходе практических и лабораторных работ. Выполнение таких заданий можно совместить с игрой. Например, классификация плодов – а достают дети эти плоды из «Черного ящика».

  • Биологические задачи

познавательные задания, которые ориентируют учащихся на осуществление активной мыслительной деятельности, и проверяют не только знание теоретического материала, но и применение этих знаний на практике.

  •  Наглядные методы контроля

Учащиеся должны среди гербарного материала найти и определить растения изученных семейств или среди изображений различных животных должны определить систематическую принадлежность организма.


  • Практические методы

Размножить любым вегетативным способом комнатное растение.

Вырастить его.

Проверить семена на всхожесть - дети приносят эти пророщенные семена – и затем наблюдают за их прорастанием на подоконнике в классе. Так у нас в кабинете растут капуста, редис, огурцы (вообще, кто, что принесет)

Оказание первой медицинской помощи.


  • Проблемно-поисковый метод

обучения позволяет узнать причину возникновения явления, проявляющееся в постановке вопросов типа «почему?», умение объяснять природу наблюдаемых явлений, их взаимосвязь, применять знания в измененной ситуации, где нужно самому провести предварительные преобразования учебного материала. Для этого уровня характерно конструирование ответа в разных вариантах с использованием дополнительных источников, например Интернет, материалы смежных предметов.

задание нахождение ошибок в рисунках: рассмотрите рисунок, найдите ошибки и объясните, чего в действительности не может быть.

задание: найти в тексте ошибки и исправить их.









  • Репродуктивный метод

Наиболее простые, требует от учащихся воспроизведения заученных понятий, я использую для учащихся, которые испытывают трудности в усвоении программного материала.

задание: прочитайте предложенный текст, заполните в нем

пропущенные места

задания типа «Выбери правильное суждение»

задание: «Дать определение понятий»



И завершая своё выступление, хочу сказать, что основной целью при опросе является все-таки не оценка, а выявление уровня реальной обученности учащихся. Это помогает оперативно принять определённые решения по совершенствованию учебного процесса и методике обучения.

Мы все используем перечисленные методы и формы опроса, новизна

заключается в том, чтобы не только при объяснении материала активизировать познавательную деятельность учащихся разнообразными методами и формами, а и опрос превратить в увлекательный для учащихся процесс.

Наиболее эффективной в этом отношении формой, при которой идёт закрепления знаний, формирования навыков и развития естественно - научного мышления, вижу комбинированный опрос с элементами творчества, игровыми моментами и активным использованием межпредметных связей.

Желаю успехов в нашей работе!