МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ШКОЛА №14 ГОРОДА СНЕЖНОЕ»
Использование информационных технологий на уроках с целью повышения качества знаний у учащихся начальных классов .
Подготовила:
Лобачева Ю.М.
Г.СНЕЖНОЕ,2021-2022УЧ.Г.
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность».
Бернард Шоу
Школа, должна готовить учащихся к будущей жизни в современном обществе, которое становится все более информационным. В немалой степени это связано с появлением нового инструмента работы с информацией - компьютера. Внедрение компьютера в процесс образования (не имея в виду на уроке информатики) ставит перед школой и учителями новую задачу - овладение компьютером как средством работы с информацией.
Каждая инновация, рожденная традицией, проживая свой определенный цикл, перерастает в традицию или отмирает. Так и в процессе творческой деятельности каждого учителя рано или поздно под влиянием внешних условий и внутренних стимулов педагога возникают те или иные инновационные идеи.
Компьютер на уроках.
Применение компьютера позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.
С применением Интернета на уроках можно расширить кругозор учеников и повысить их интерес к любому предмету школьной программы. Школа должна подготовить учащегося к «плаванию» в нашем информационном мире.
Учитель, владеющий компьютером, должен считать приоритетным использование в процессе обучения информационных технологий. Компьютерная технология развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров.
Ученик на таких уроках работают активнее: самостоятельно анализируют, сравнивают, описывают, выполняют практические работы на компьютере в виде презентации. Для этого приходится изучить большое количество материала, поработать с сетью Интернет. Тут им на помощь приходит их помощник – учитель, который всегда поможет подобрать материал, объяснит, как лучше его сгруппировать.
Использование компьютера на уроках учитель должен вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями и методиками.
Использование компьютерной технологии на уроках имеет ряд преимуществ:
Во-первых, это экономит время.
Во-вторых, дает возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся.
В-третьих, повышение мотивации обучения, усиление интереса учащихся к урокам.
В-четвертых, работая на компьютере, каждый учащийся выбирает свой темп работы; одни учащиеся понимают нас с полуслова, а другим требуется повторять одно и тоже несколько раз. Диалог ученика с машиной происходит индивидуально.
Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.
Новый век поставил задачу изменения мышления в сторону творческого начала. Мини-проекты на уроке информатики позволяют обучить учеников не только компьютерным технологиям, но и приемам самостоятельной работы от выбора предложенных тем по школьным дисциплинам до постановки целей, рождения гипотез, разработки алгоритмов своего проекта и создания готовых электронных продуктов.
Когда ученику интересно на уроке, он сам стремиться к познанию нового, и учителю остается только правильно направлять и корректировать это путь. И тогда не удивляешься метаморфозе превращения обычного «троечника» в талантливого художника, дизайнера или аниматора с неординарным мышлением и индивидуальным восприятием окружающего мира.
В основе развивающего обучения лежит деятельностный способ обучения, т.е. личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности направляются и контролируются им самим.
Применение методик развивающего характера позволяет ученикам не только продуктивно работать на уроках, но и нестандартно решать проблемные ситуации.
Важный вопрос, который решает учитель на каждом уроке: как вызвать к жизни внутренние силы ученика, пробудить интерес к изучаемому, активизировать его стремление к постижению нового? Для этого необходимо разнообразить формы и методы как проведения урока в целом, так и отдельных его этапов.
Одним из эффективных методов обучения является использование нетрадиционных уроков. Одной из форм таких уроков является игра. Это и урок – деловая игра, урок – викторина, соревнование, КВН, урок – расследование и т.д. Урок–игра активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает интерес к учебе, а значит, повышает эффективность обучения.
В педагогической практике наряду с традиционными, сейчас широко используются информационные технологии обучения с целью создания условий выбора индивидуальной образовательной траектории каждым учащимся, чтобы вдохновить учеников на удовлетворение их познавательного интереса, поэтому главной своей задачей считаю создание условий для формирования мотивации у учащихся, развитие их способностей, повышение эффективности обучения.
1. Информационно-коммуникационные технологии.
Применение информационных технологий в учебном процессе позволяют сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным. Современные информационные технологии предоставляют учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками.
Ученику Интернет предоставляет информационное поле для поиска материала. Учащиеся получают поисковые задания для подготовки уроков, а также непосредственно на уроках информатики, а мультимедиа-проектор и интерактивная доска делают средства презентационной графики обязательным инструментом при подготовке выступления учащихся.
2. Технология дистанционного обучения.
Внедрение технологии дистанционного обучения в образовательный процесс позволили дифференцировать процесс обучения с учетом личностных особенностей ученика. Дистанционная форма обучения весьма полезна для системы профильного обучения по направлениям, которые бы позволили учащимся лучше познакомиться с той областью знания, которую они выбрали для себя.
3. Интерактивные технологии.
Структура интерактивного урока отличается от структуры обычного урока. В нее включаются элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным и более насыщенным и интересным.
4. Технология (КТД) коллективного творческого дела по методике И.П.Иванова.
Коллективное совместное творчество превращает учеников класса в единомышленников, учит их совместному сосуществованию, создает на уроке атмосферу не конкуренции, а сотрудничества. Такая практическая деятельность является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребёнка.
5. Исследовательские методы в обучении.
В процессе исследовательской деятельности ученики не получают знания в готовом виде, а «открывают» их самостоятельно. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Результативность использования этого метода проявляется в динамике развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, увеличении количества и повышении качества исследовательских работ учащихся.
6. Проектные методы обучения.
В процессе преподавания основное внимание уделяется методике организации учебного процесса на основе проектного метода обучения с использованием ИКТ. Учебные проекты применяются как форма работы по обобщению и систематизации ЗУН по информатике и для демонстрации их применения на практике при решении проблемы из какой – либо предметной области.
Интегрированные проекты (форма – групповая, использование мультимедиа средств, программно – технического комплекса ACTIVboard):
«Исторические корни волшебной русской сказки».
«Солнечная система».
«Космос».
«Галактика».
«Вулканы».
«Цунами».
«Животный и растительный мир».
«Герб или эмблема школы, спортивной команды».
«Поздравительная открытка».
«Генеалогическое древо своей семьи».
Ребусы или кроссворды по любой теме.
В процессе разработки проекта учащимися используются различные инструментальные программные средства и приложения:
системы программирования
системы обработки графики
подготовки презентаций
текстовые редакторы
электронные таблицы
системы управления базой данных
средства разработки Web-сайтов и др.
Итоги своей деятельности дети демонстрируют на заключительной школьной конференции. Применения учебно-исследовательских проектов обеспечивает более высокое качество знаний учащихся за счет четкого планирования работы, повышения мотивации при изучении содержания предмета, т.к. получаемые навыки сразу применяются в конкретной работе изначально самостоятельно выбранной ребенком. Учащиеся формируют умение работать с информацией для создания проекта, осваивают на более высоком уровне программное обеспечение, учатся исследовать, выдвигать свои идеи, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, осваивают различные формы отчета о проделанной работе.
7. Мультимедиа технологии.
Мультимедиа – технология представляет собой мини-технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности школьников и ориентированную на формирование у школьников предметных компетенций, поискового стиля мышления, а также навыков
При проведении уроков я использую мультимедийные презентации. На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, между учителем и учеником существует посредник — компьютер, что способствует их эффективному взаимодействию. Урок-презентация тоже обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд).
На этапе обобщения материала учащийся должен показать знания по конкретной теме, поэтому учителем в постановке задачи должны быть упомянуты сайты, рекомендованные для выполнения этого задания, те Интернет-ресурсы которые достоверны и интересны.
Желательно при постановке задачи, связанной с использованием ИТ первоначально самому учителю, хотя бы эскизно выполнить эту работу.
В результате можно увидеть все критерии оценки работы и трудоемкость ее выполнения, а также трудности предстоящие перед учеником.
При закреплении материала можно предложить учащимся создать проект — компьютерную презентацию.
Использования презентаций в начальных классах на различных уроках.
1. Математика.
На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, может осуществляться демонстрация примеров, задач, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка. В начальной школе много времени отводится решению задач. Здесь особенно нужна наглядность на всем протяжении обучения, как важное средство развития более сложных форм конкретного мышления и формирования математических понятий. Начиная с первого класса, ребята должны научиться понимать задачу, поэтому учителю приходится рисовать иллюстрации, чертежи и рисунки к задаче, а это отнимает драгоценные учебные минуты, да и учителю приходится долго готовиться, чтобы сделать рисунок, а здесь достаточно щелчка мышки.
2.Окружающий мир
Вообще для этих уроков презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания, формирование представления о государственном устройстве нашей страны. Презентации помогают узнать о правах человека, познакомить с государственной символикой, а также с главными праздниками страны – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.. Необходимо отметить , что огромная роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова.
3.Русский язык
Наверное, многие согласятся, что многие дети считают уроки русского языка скучными и неинтересными. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз. Как же заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в из глазах пытливый огонёк жажды знаний? Всегда можно отыскать что-то интересное, увлекательное и занимательное в русском языке (словообразование, правописание шипящих, лексика и т.д.). Многие учителя, работающие в начальных классах, сталкивается с проблемой запоминания слов с безударными гласными, непроверяемыми ударением. Я применяла разнообразные дидактические приёмы : интересные рисунки, грамматические сказки, но хотелось найти такие приёмы, чтобы самые слабые ученики испытывали удовольствие от работы с этими словами. И здесь мне опять пришла на помощь презентация. Очень удобно использовать презентации при работе над сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей. Да и не всегда в школе найдётся картина, которая необходима по программе, поэтому мультимедиа очень удобна.
4.Чтение
Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки - всё становится интересным, если использовать эти современные методы.
5.Изобразительное искусство, технология.
Презентацию также можно использовать на уроках изобразительного искусства: портреты художников, репродукции, схемы, последовательность выполнения рисунка и т.д. Образцы изделий и этапы работы по проектной деятельности на уроках технологии . На конкретных примерах предлагаю рассмотреть возможность использования ИКТ на уроках в начальной школе.
Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение и т.д. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Личное пространство учителя на сайте, которое он заполняет различным материалом: тестами, заданиями, другой информацией позволяет установить обратную связь с каждым учеником.
Во внеурочной деятельности использование ИКТ позволяет создавать проекты с учащимися уже с 1 класса.
Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения - повышение уровня знаний.