СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете "Компетентностная модель учителя"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете "Компетентностная модель учителя"»

Компетентностная модель учителя Сообщение подготовила учитель начальных классов Полякова А.В.

Компетентностная модель учителя

Сообщение подготовила учитель начальных классов Полякова А.В.

Ключевые образовательные компетенции   Остановимся детальнее на ключевых компетенциях учителя. Хуторской А.В. выделяет семь ключевых образовательных компетенций.  Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями учителя, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения учителя в ситуациях учебной или иной деятельности.

Ключевые образовательные компетенции

Остановимся детальнее на ключевых компетенциях учителя. Хуторской А.В. выделяет семь ключевых образовательных компетенций.

  • Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями учителя, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения учителя в ситуациях учебной или иной деятельности.
Ключевые образовательные компетенции   Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых учитель должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.  Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций учителя в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

Ключевые образовательные компетенции

  • Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых учитель должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
  • Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций учителя в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
Ключевые образовательные компетенции   Информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учителя с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.  Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Ключевые образовательные компетенции

  • Информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учителя с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
  • Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Ключевые образовательные компетенции   Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.  Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

Ключевые образовательные компетенции

  • Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
  • Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.
Общепредметные (базовые) компетенции учителя   моделируются на основе общепредметного содержания образования, которое начинается с определения его места на каждом этапе – начальном, основном, среднем. Цели образования на каждом этапе определяются особенностями функционирования образовательного учреждения и представляют собой прогнозируемые и диагностируемые комплексы образовательных результатов, общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной деятельности и образовательной компетенции , т.е. уровня развития личности учителя, связанного с качественным содержанием образования

Общепредметные (базовые) компетенции учителя

моделируются на основе общепредметного содержания образования, которое начинается с определения его места на каждом этапе – начальном, основном, среднем.

Цели образования на каждом этапе определяются особенностями функционирования образовательного учреждения и представляют собой прогнозируемые и диагностируемые комплексы образовательных результатов, общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной деятельности и образовательной компетенции , т.е. уровня развития личности учителя, связанного с качественным содержанием образования

Общепредметные (базовые) компетенции учителя   В образовательной компетенции получают свое концентрированное воплощение все компоненты общепредметного содержания образования

Общепредметные (базовые) компетенции учителя

  • В образовательной компетенции получают свое концентрированное воплощение все компоненты общепредметного содержания образования
Общепредметные (базовые) компетенции учителя   Общепредметная компетентность предполагает владение современными педагогическими технологиями, связанными с тремя компетенциями, очень важными для учителя: культурой коммуникации при взаимодействии с людьми, умением получать информацию в своей предметной области, преобразуя ее в содержании обучения и используя для самообразования, умением передавать свою информацию другим.

Общепредметные (базовые) компетенции учителя

Общепредметная компетентность предполагает владение современными педагогическими технологиями, связанными с тремя компетенциями, очень важными для учителя:

  • культурой коммуникации при взаимодействии с людьми,
  • умением получать информацию в своей предметной области, преобразуя ее в содержании обучения и используя для самообразования,
  • умением передавать свою информацию другим.
Общепредметные (базовые) компетенции учителя   Содержание общепредметного образования выступает в виде образовательной модели и ее различных уровней. Первый уровень — общего теоретического представления. Содержание общепредметного образования на нем выступает в виде представления о составе, структуре и функциях социального опыта в его педагогической трактовке. Следующий уровень – учебного предмета. Здесь конкретизируется представление учителя о том, чему нужно учить. При конструировании учебного предмета решающее значение имеет его функция в общем образовании. В связи с этим выясняются два важных обстоятельства.

Общепредметные (базовые) компетенции учителя

Содержание общепредметного образования выступает в виде образовательной модели и ее различных уровней.

Первый уровень — общего теоретического представления. Содержание общепредметного образования на нем выступает в виде представления о составе, структуре и функциях социального опыта в его педагогической трактовке.

Следующий уровень – учебного предмета. Здесь конкретизируется представление учителя о том, чему нужно учить. При конструировании учебного предмета решающее значение имеет его функция в общем образовании. В связи с этим выясняются два важных обстоятельства.

Общепредметные (базовые) компетенции учителя   Третий уровень — учебного материала. Здесь реально наполняются те элементы состава содержания, которые были обозначены на первом уровне и представлены на втором в форме, специфической для каждого предмета. Речь идет о конкретных знаниях, умениях, навыках, а также познавательных задачах и упражнениях, которые составляют содержание учебников, пособий и других материалов для учителей и школьников. На четвертом уровне действуют учитель и ученик, и содержание образования существует не в проекте, а в педагогической действительности, внутри практической деятельности обучения — именно в этом процессе реально существует проектируемое содержание образования, т.е. происходит его

Общепредметные (базовые) компетенции учителя

Третий уровень — учебного материала. Здесь реально наполняются те элементы состава содержания, которые были обозначены на первом уровне и представлены на втором в форме, специфической для каждого предмета. Речь идет о конкретных знаниях, умениях, навыках, а также познавательных задачах и упражнениях, которые составляют содержание учебников, пособий и других материалов для учителей и школьников.

На четвертом уровне действуют учитель и ученик, и содержание образования существует не в проекте, а в педагогической действительности, внутри практической деятельности обучения — именно в этом процессе реально существует проектируемое содержание образования, т.е. происходит его "материализация".

На последнем, пятом уровне содержание общепредметного образования выступает как результат обучения, оно становится результатом деятельности и достоянием личности учителя. Это итог всей работы.

Предметные компетенции учителя   Одним из факторов, определяющих качество образования, является содержание  предметных компетенций учителя. Они представляют собой педагогическую адаптированную систему: научных знаний; способов деятельности (умения действовать по образцу); опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях; опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.

Предметные компетенции учителя

Одним из факторов, определяющих качество образования, является содержание предметных компетенций учителя.

Они представляют собой педагогическую адаптированную систему:

  • научных знаний;
  • способов деятельности (умения действовать по образцу);
  • опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;
  • опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.
Предметные компетенции учителя   Представим вашему вниманию некоторые предметные компетенции учителя. Компетенции по математике базовые математические приемы, алгоритмы измерений математический язык самостоятельная познавательная деятельность, основанная на усвоении способов приобретения математических знаний из различных источников информации математическая грамотность, т.е. необходимость вырабатывать у школьников способность определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут; высказывать хорошо обоснованные математические суждения вырабатывать у учащихся умения применять математические знания и навыки в нестандартных ситуациях, умения, которые будут способствовать успешности выпускника во взрослой жизни

Предметные компетенции учителя

Представим вашему вниманию некоторые предметные компетенции учителя.

Компетенции по математике

  • базовые математические приемы, алгоритмы измерений
  • математический язык
  • самостоятельная познавательная деятельность, основанная на усвоении способов приобретения математических знаний из различных источников информации
  • математическая грамотность, т.е. необходимость вырабатывать у школьников способность определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут; высказывать хорошо обоснованные математические суждения
  • вырабатывать у учащихся умения применять математические знания и навыки в нестандартных ситуациях, умения, которые будут способствовать успешности выпускника во взрослой жизни
Предметные компетенции учителя   Компетенции по физике владение методами научного познания мира, проведение наблюдений и опытов, произведение измерений, обработка и объяснение результатов экспериментальных работ владение основными понятиями и законами физики, понимание физического смысла понятий и величин, знание о физических явлениях, законах и теориях иметь представление об основных идеях современной астрономии и астрофизики, о природе небесных тел, строении и эволюции Вселенной

Предметные компетенции учителя

Компетенции по физике

  • владение методами научного познания мира, проведение наблюдений и опытов, произведение измерений, обработка и объяснение результатов экспериментальных работ
  • владение основными понятиями и законами физики, понимание физического смысла понятий и величин, знание о физических явлениях, законах и теориях
  • иметь представление об основных идеях современной астрономии и астрофизики, о природе небесных тел, строении и эволюции Вселенной
Предметные компетенции учителя   Компетенции по русскому языку и литературе психолого-педагогическая (психологическая, педагогическая, методическая) личностная самообразовательная (психологический, методический, лингвокоммуникативный, профессионально-прикладной компоненты)

Предметные компетенции учителя

Компетенции по русскому языку и литературе

  • психолого-педагогическая (психологическая, педагогическая, методическая)
  • личностная
  • самообразовательная (психологический, методический, лингвокоммуникативный, профессионально-прикладной компоненты)
Предметные компетенции учителя   Компетенция учителя иностранных языков как структурное образование предполагает наличие трех основных компонентов, включающих, в свою очередь, ряд ключевых компетенций: коммуникативный (языковая, речевая, социокультурная компетенции); дидактический (компетенция, представляющая собой приобретенный синтез знаний, умений, навыков творческой педагогической деятельности, функционирующий в виде способов деятельности); рефлексивный (личностная компетенция – регулятор личностных достижений, побудитель самопознания и профессионального роста).

Предметные компетенции учителя

Компетенция учителя иностранных языков как структурное образование предполагает наличие трех основных компонентов, включающих, в свою очередь, ряд ключевых компетенций:

  • коммуникативный (языковая, речевая, социокультурная компетенции);
  • дидактический (компетенция, представляющая собой приобретенный синтез знаний, умений, навыков творческой педагогической деятельности, функционирующий в виде способов деятельности);
  • рефлексивный (личностная компетенция – регулятор личностных достижений, побудитель самопознания и профессионального роста).
Предметные компетенции учителя   Кроме того, это лишь один аспект проблемы реализации компетентностного подхода в практике профессионального образования, целостное рассмотрение которого предполагает: изучение подходов к определению целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, выбору образовательных технологий, оценке результатов. Но, тем не менее, уже сейчас можно предположить, что именно в результате реализации данного подхода компетентный педагог будет способен обеспечить положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии молодого поколения.

Предметные компетенции учителя

Кроме того, это лишь один аспект проблемы реализации компетентностного подхода в практике профессионального образования, целостное рассмотрение которого предполагает:

  • изучение подходов к определению целей,
  • отбору содержания,
  • организации образовательного процесса,
  • выбору образовательных технологий,
  • оценке результатов.

Но, тем не менее, уже сейчас можно предположить, что именно в результате реализации данного подхода компетентный педагог будет способен обеспечить положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии молодого поколения.

Предметные компетенции учителя Компетенции по химии и биологии, валеологии изучение свойств химических веществ и основ ТЭД развитие умения прогнозировать возможность протекания окислительно-восстановительных реакций владение общей теорией бытия и взаимодействия природы и общества осознание внутренней многозначности и противоречивости современных глобальных проблем осознание того, что глобальное восприятие мира неразрывно связано с пониманием уникальности культур, взглядов и обычаев, свойственным разным нациям осознание идеи личной ответственности каждого человека за все, что происходит в природном и социальном мире планеты

Предметные компетенции учителя

Компетенции по химии и биологии, валеологии

  • изучение свойств химических веществ и основ ТЭД
  • развитие умения прогнозировать возможность протекания окислительно-восстановительных реакций
  • владение общей теорией бытия и взаимодействия природы и общества
  • осознание внутренней многозначности и противоречивости современных глобальных проблем
  • осознание того, что глобальное восприятие мира неразрывно связано с пониманием уникальности культур, взглядов и обычаев, свойственным разным нациям
  • осознание идеи личной ответственности каждого человека за все, что происходит в природном и социальном мире планеты
Предметные компетенции учителя Профессиональная компетентность учителя физкультуры владение основами теории физического воспитания развитие культурно-исторических основ физической культуры и спорта владение основами знаний олимпийского движения знание медико-биологических основ двигательной деятельности знание правил по технике безопасности

Предметные компетенции учителя

Профессиональная компетентность учителя физкультуры

  • владение основами теории физического воспитания
  • развитие культурно-исторических основ физической культуры и спорта
  • владение основами знаний олимпийского движения
  • знание медико-биологических основ двигательной деятельности
  • знание правил по технике безопасности