Компетентностная модель учителя
Сообщение подготовила учитель начальных классов Полякова А.В.
Ключевые образовательные компетенции
Остановимся детальнее на ключевых компетенциях учителя. Хуторской А.В. выделяет семь ключевых образовательных компетенций.
- Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями учителя, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения учителя в ситуациях учебной или иной деятельности.
Ключевые образовательные компетенции
- Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых учитель должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
- Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций учителя в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
Ключевые образовательные компетенции
- Информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учителя с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
- Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Ключевые образовательные компетенции
- Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
- Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.
Общепредметные (базовые) компетенции учителя
моделируются на основе общепредметного содержания образования, которое начинается с определения его места на каждом этапе – начальном, основном, среднем.
Цели образования на каждом этапе определяются особенностями функционирования образовательного учреждения и представляют собой прогнозируемые и диагностируемые комплексы образовательных результатов, общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной деятельности и образовательной компетенции , т.е. уровня развития личности учителя, связанного с качественным содержанием образования
Общепредметные (базовые) компетенции учителя
- В образовательной компетенции получают свое концентрированное воплощение все компоненты общепредметного содержания образования
Общепредметные (базовые) компетенции учителя
Общепредметная компетентность предполагает владение современными педагогическими технологиями, связанными с тремя компетенциями, очень важными для учителя:
- культурой коммуникации при взаимодействии с людьми,
- умением получать информацию в своей предметной области, преобразуя ее в содержании обучения и используя для самообразования,
- умением передавать свою информацию другим.
Общепредметные (базовые) компетенции учителя
Содержание общепредметного образования выступает в виде образовательной модели и ее различных уровней.
Первый уровень — общего теоретического представления. Содержание общепредметного образования на нем выступает в виде представления о составе, структуре и функциях социального опыта в его педагогической трактовке.
Следующий уровень – учебного предмета. Здесь конкретизируется представление учителя о том, чему нужно учить. При конструировании учебного предмета решающее значение имеет его функция в общем образовании. В связи с этим выясняются два важных обстоятельства.
Общепредметные (базовые) компетенции учителя
Третий уровень — учебного материала. Здесь реально наполняются те элементы состава содержания, которые были обозначены на первом уровне и представлены на втором в форме, специфической для каждого предмета. Речь идет о конкретных знаниях, умениях, навыках, а также познавательных задачах и упражнениях, которые составляют содержание учебников, пособий и других материалов для учителей и школьников.
На четвертом уровне действуют учитель и ученик, и содержание образования существует не в проекте, а в педагогической действительности, внутри практической деятельности обучения — именно в этом процессе реально существует проектируемое содержание образования, т.е. происходит его "материализация".
На последнем, пятом уровне содержание общепредметного образования выступает как результат обучения, оно становится результатом деятельности и достоянием личности учителя. Это итог всей работы.
Предметные компетенции учителя
Одним из факторов, определяющих качество образования, является содержание предметных компетенций учителя.
Они представляют собой педагогическую адаптированную систему:
- научных знаний;
- способов деятельности (умения действовать по образцу);
- опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;
- опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.
Предметные компетенции учителя
Представим вашему вниманию некоторые предметные компетенции учителя.
Компетенции по математике
- базовые математические приемы, алгоритмы измерений
- математический язык
- самостоятельная познавательная деятельность, основанная на усвоении способов приобретения математических знаний из различных источников информации
- математическая грамотность, т.е. необходимость вырабатывать у школьников способность определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут; высказывать хорошо обоснованные математические суждения
- вырабатывать у учащихся умения применять математические знания и навыки в нестандартных ситуациях, умения, которые будут способствовать успешности выпускника во взрослой жизни
Предметные компетенции учителя
Компетенции по физике
- владение методами научного познания мира, проведение наблюдений и опытов, произведение измерений, обработка и объяснение результатов экспериментальных работ
- владение основными понятиями и законами физики, понимание физического смысла понятий и величин, знание о физических явлениях, законах и теориях
- иметь представление об основных идеях современной астрономии и астрофизики, о природе небесных тел, строении и эволюции Вселенной
Предметные компетенции учителя
Компетенции по русскому языку и литературе
- психолого-педагогическая (психологическая, педагогическая, методическая)
- личностная
- самообразовательная (психологический, методический, лингвокоммуникативный, профессионально-прикладной компоненты)
Предметные компетенции учителя
Компетенция учителя иностранных языков как структурное образование предполагает наличие трех основных компонентов, включающих, в свою очередь, ряд ключевых компетенций:
- коммуникативный (языковая, речевая, социокультурная компетенции);
- дидактический (компетенция, представляющая собой приобретенный синтез знаний, умений, навыков творческой педагогической деятельности, функционирующий в виде способов деятельности);
- рефлексивный (личностная компетенция – регулятор личностных достижений, побудитель самопознания и профессионального роста).
Предметные компетенции учителя
Кроме того, это лишь один аспект проблемы реализации компетентностного подхода в практике профессионального образования, целостное рассмотрение которого предполагает:
- изучение подходов к определению целей,
- отбору содержания,
- организации образовательного процесса,
- выбору образовательных технологий,
- оценке результатов.
Но, тем не менее, уже сейчас можно предположить, что именно в результате реализации данного подхода компетентный педагог будет способен обеспечить положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии молодого поколения.
Предметные компетенции учителя
Компетенции по химии и биологии, валеологии
- изучение свойств химических веществ и основ ТЭД
- развитие умения прогнозировать возможность протекания окислительно-восстановительных реакций
- владение общей теорией бытия и взаимодействия природы и общества
- осознание внутренней многозначности и противоречивости современных глобальных проблем
- осознание того, что глобальное восприятие мира неразрывно связано с пониманием уникальности культур, взглядов и обычаев, свойственным разным нациям
- осознание идеи личной ответственности каждого человека за все, что происходит в природном и социальном мире планеты
Предметные компетенции учителя
Профессиональная компетентность учителя физкультуры
- владение основами теории физического воспитания
- развитие культурно-исторических основ физической культуры и спорта
- владение основами знаний олимпийского движения
- знание медико-биологических основ двигательной деятельности
- знание правил по технике безопасности