СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете "Компетентностный подход на уроках русского языка и литературы".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компетенции, которые развиваются на уроках.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете "Компетентностный подход на уроках русского языка и литературы".»

Компетентностный подход в обучении

на уроках русского языка и литературы

Понятие «компетентностный подход» стало для нас за несколько лет более привычным, но от этого не стало более понятным. Попробуем ещё раз вместе разобраться, в чём его преимущество перед традиционным подходом, какими приёмами учитель может формировать компетенции у обучающихся.

Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как

  • инициативность,

  • инновационность,

  • мобильность,

  • гибкость,

  • динамизм и

  • конструктивность. 

Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить

Компетентность в деле – это набор всего того, что позволяет человеку успешно справляться с этим делом. Это, конечно, знания, умения, навыки. Но при этом вне опыта реального дела быть компетентным невозможно. Например, компетентность в вождении автомобиля включает в себя и знания, и умения, и навыки, но обретенные в опыте собственной деятельности, а не извлеченные из какого-то учебника. 
Задача школы не в том, чтобы нашпиговать ребенка теми или иными учебными знаниями, а в том, чтобы сделать его деятельно успешным, научить его обретать индивидуальную опытную компетентность в любом деле, за которое он принимается. Т.о

 

     Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике М.: Высшая школа,2004 год.) 

.

 

Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.

       В известном варианте государственного стандарта по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее. 

Языковая компетенция

        Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка. Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями. Этой цели служат разделы русского языка.

Следующий тип компетенций – лингвистическая. Иногда этот термин употребляется как синоним языковой компетенции, однако это понятие шире. Оно предполагает более глубокое осмысление устной и письменной речи – её законов, правил, структуры.

       Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа , самооценки.

     

Большое значение имеет целеполагание, потому работу в каждом классе необходимо начать с проведения специальных уроков, содержанием которых станет раскрытие понятий «язык» и «речь», богатства русского языка и  начать надо с беседы

 

      Беседа в 7 классе.

       «Представьте себе огромную кладовую, которая существует в памяти людей. В ней множество «полочек», где хранятся разные средства. Ими пользуются, когда говорят и пишут.

        На одной полке – части слов, на другой – слова. Можно взять несколько слов и из них, выражая какую-либо мысль, построить предложение. А потом слово, показавшееся недостаточно точным, заменить другим. Для устной речи в этой «кладовой» - звуки.

Эта огромная, сложно устроенная «кладовая» и есть язык.

       А что же такое речь?

        Речь – это использование людьми законов «кладовой» во время общения , т.е. речь – это язык в действии, язык в работе.»

       Учитель подчеркнёт мысль о том, что словарное богатство русского языка создаётся не только большим количеством слов, но и наличием слов, близких по значению, противоположных по значению, огромным количеством устойчивых сочетаний, пословиц и поговорок.

      Приведу несколько интересных, на мой взгляд, упражнений, используемых при закреплении и обобщении знаний, умений, навыков учащихся по теме «Лексика». Это упражнения с одним словом «друг».

  1. Определите, сколько значений у слова друг в приведённых предложениях.

1)  Любимых детских книг творец

И верный друг ребят,

Он жил, как должен жить боец.

И умер, как солдат.

2)  А сколько вам, дорогой друг, лет?

3)  В нашей школе есть кружок друзей русского языка.

  1. Выделите при толковании слова родовой и видовой признаки. Сделайте запись в таблице.

Друг – это…

  1. Подберите синонимы, антонимы, и слова, родственные слову друг.

Запишите их в таблицу.

  1. Составьте словосочетания с синонимами слова друг.

  2. Вспомните какие-нибудь высказывания о дружбе.

  3. В каких предложения вы употребите слово другдружок? Почему?

Эффективность такой работы в том, что у детей складывается целостное представление о слове (его родо-видовых связях) и формируются

навыки и умения употребления в речи.

  В формировании языковой компетенции особое значение приобретает организация работы учащихся со словарями. Виды упражнений со словарями имеют практическую направленность обучения, но в то же время должны решать и задачи развития учащихся, воспитание интереса к этой работе. При работе со словарями важно научить детей поисковому, просмотровому чтению, совершенствовать навык чтения, пользоваться справочным аппаратом словаря, прежде всего указателями слов, алфавитными индексами. На уроке дифференцированно ребятам может быть предложено:



Особое, ведущее место в системе обучения русскому языку на современном этапе, в первую очередь по развитию языковой компетенции обучающихся, занимает работа с текстом, которая проводится уже с 5 класса: это художественно-стилистический, лексико-грамматический и другие виды анализа



     Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности.

Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.



     Таким образом, собственно коммуникативные умения и навыки – это умения и навыки речевого общения с учётом того, с кем мы говорим, где говорим, и, наконец, с какой целью.

Нет сомнения, что формирование их возможно лишь на базе лингвистической и языковой компетенции.

Кроме того, самый обычный урок литературы даёт неограниченные возможности для развития коммуникативных способностей, готовности обучающихся к успешному, позитивному общению. Попробую показать это на примере практической работы в 7 классе

Автор перемещает наше внимание с проблемы равнодушного отношения к природе на бездушное отношение людей ко всему окружающему: «Нравственные нормы представителей молодого поколения в рассказе Носова Кукла .Цели занятия: - расширить знания учащихся, раздвинуть рамки восприятия подростками окружающего мира, развитие навыков коммуникации, сотрудничества, умения работать в команде, повысить интерес учащихся не только к литературе, но и к самим себе.

Ход занятия:

1 –Деление класса на 2 группы:

2 – Слово учителя:

3 – Практическая работа с текстом произведения по таблице (отбор цитатного материала).

4 – Защита

5 – Подведение итогов дискуссии – ответ на вопросы:

- В какой степени поведение

- Как вы думаете, понадобится ли вам в жизни знание правил человеческого взаимодействия?

Предлагаю несколько заданий для 8 класса по темам: “Виды сказуемых. Односоставные предложения”. Задания такого типа дают возможность использовать навыки логического и абстрактного мышления, развивают умение обобщать и проводить сравнение, включать интуицию, воображение, и, конечно же, работать со справочной литературой (словарями, энциклопедиями). 

Записываем предложение:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно

Задания. Рассказать, что видят они за этими строками поэта. Подобрать синонимы к словам бранить, блистать. Почему А. С. Пушкин называет осень тихой? Предлагаю прочитать предложение с разной интонацией. Спрашиваю, какие строчки поэта об осени вы знаете? Запишите их. Определите двусоставные или односоставные предложения вы записали, предлагаю слова ассоциации к словусмиренно: прощание, слёзы, деревья, река, мама, закат…

Очень интересен приём рефлексии. 

Подобные задания помогают развивать коммуникативные способности учащихся. По моему мнению, именно применение языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития данных компетенций не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. 

Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ГИА и ЕГЭ.

В последние 5 лет в арсенал приемов, методов и технологий попал и такой модный прием, как синквейн. Он является приемом развития критического мышления и инструментом для синтеза и обобщения сложной информации. По форме это пятистрочный стих. Данное стихотворение пишется по определенным правилам. Первая строка – тема синквейна, выражается одним словом – существительным, на второй строке – два слова – прилагательные, они дают описание признаков и свойств объекта. Третья строка образована тремя глаголами или их формами. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора синвейна к объекту. Пятая строка – слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы. Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать все это в кратких заключениях. Это означает, что автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение высказывать его по определенным правилам. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное, основополагающее умение. Написание синквейна может стать способом диагностики урока, проведенного в деятельностной технологии, и вполне самостоятельным заданием для групповой работы. В отличие от сочинения синквейн требует меньших временных затрат, но его реализация требует от ученика всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Важно, что без вдумчивого прочтения произведения, понаслышке синквейн не составишь. Вот, например, синквейн по «Муму» - рассказу И.С. Тургенева.

Барыня

Злая, несчастная

Приказывает, наказывает, решает судьбы

Мне не жалко ее

Крепостница.

Соцветие мудростей в сказке В.М. Гаршина "AttaleaPrinceps". 5-й класс. Получился интересный урок литературы и увлекательное психологическое занятие. Урок был проведен с педагогом-психологом .С точки зрения литературы, ребята раскрывали сюжет сказки, анализировали образы сказки, знакомились с литературоведческими понятиями. С точки зрения психологии, ставили себя на место героев, пытались передать те чувства и эмоции, которые испытывали жители оранжереи. Предварительно были розданы роли для небольшой сценки, несколько учеников готовили презентацию о биографии В. Гаршина. Извлеченные из сказки мудрости жизни в форме цветка на доске, настроили ребят на то, какие жизненные правила и выводы можно вынести для каждого и применять в своей жизни.



Свою работу на уроках русского языка строю с акцентом на обучение основным видам речевой деятельности.

На начальном этапе работы (в 5 - 6 классах) наиболее эффективными считаю промежуточные виды работ репродуктивно-конструкторского характера, например, свободные диктанты. Ценность данного упражнения в том, что при всей самостоятельности детей в воспроизведении диктуемого, как бывает во время написания изложения, предлагаемый текст оказывает исключительно сильное влияние на речь учащихся, обогащая её многими новыми средствами литературного языка, закрепляет использование правильных грамматических форм. Немаловажно здесь и воспитательное значение: тексты, подбираемые для работы, несут гуманистические, экологические, нравственные ценности, развивают личностные качества ребёнка.

Постоянная работа со словарями различных видов, особенно в 5 – 6 классах, позволяет вырабатывать у учащихся наиболее полное представление о языковых единицах. Школьники учатся извлекать из словарных статей информацию, обогащают свой словарный запас, повышают уровень речевой культуры, усваивают понятия коммуникативной нормы и её вариативности, совершенствуют навыки работы с научным лингвистическим текстом.

Предлагаются такие задания с привлечением словарей:

1. Составьте «паспорт» слова по плану:

  • «Национальность» - происхождение.

  • Лексическое значение.

  • «Возраст» - является устаревшим, неологизмом или активно используется.

  • «Адрес» - сфера использования, стилистическая окраска.

  • Нарисуйте портрет слова.

2. Составьте схему словарной статьи.

3. Оформите «визитную карточку» словаря.

4. Произведите «этимологические раскопки». Связаны ли по происхождению слова гром и огромный, художник и худо?

5. Установите смысл и происхождение фразеологизма (например, от горшка два вершка, не лыком шиты).

Таким образом, включение научно-популярной лингвистической литературы в учебный процесс обеспечивает формирование информационной и самообразовательной компетентностей, осмысленное усвоение языковой теории и соединение её с речевой практикой.