СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете «Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете позволит привлечь внимание коллег  к развитию наставничеста в образовательной организации.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете «Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика»»

Выступление на педсовете «Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика»

Ермолова Н.Б., зам. директора ОУ

2023 год объявлен президентом страны Годом педагога и наставника, поэтому работникам сферы образования предстоит решать важные и амбициозные задачи.

В 2018 году в нашей стране принят Национальный проект «Образование», действующий с 1.11.2018 по 31.12.2024 годы, который обеспечивает достижение национальной цели Российской Федерации, определенной Президентом Российской Федерации, по обеспечению возможности для самореализации и развития талантов. В связи с этим в современной педагогической практике приоритетные позиции снова занимают наставничество и шефство. В национальном проекте «Образование», наставничество рассматривается как эффективный механизм повышения качества образовательной деятельности. Национальный проект «Образование» и федеральная программа «Современный учитель» описывает не одну, а пять целевых моделей наставничества:

  • «учитель — учитель»; 

  • «ученик — ученик»; 

  • «студент-ученик»;

  • «работодатель — ученик»; 

  • «работодатель — студент».

Цель этих практик — передавать опыт, компетенции и ценности в группе, где нет формальной иерархии и обязательств. А отношения в ней строятся на доверии и партнерских принципах.

Сегодня наставничество выходит на новый уровень, и к классическому, почти советскому типу «лучшие ученики помогают отстающим», добавляются перспективные направления:

– развитие талантов;

– профориентация;

– профессиональная подготовка;

– учебная мотивация;

– поддержка в инклюзивном образовании;

– реализация индивидуальных образовательных маршрутов.

Таким образом, наставничество — официальная педагогическая практика, по плану к 2024 году ей следует охватить более 70 процентов учеников в российских школах.

Нормативно-правовая база наставничества слайд.

Целевая модель наставничества опирается на нормативные правовые акты:

- Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»,

-Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися")

-Локальный акт школы «Положение о наставничестве МБОУ СШ №37 г. Липецка»

Остановлюсь на последнем документе. Данное положение:

− определяет цель и задачи наставничества в соответствие с методологией (целевой моделью) наставничества обучающихся;

− устанавливает порядок организации наставнической деятельности;

− определяет права и обязанности ее участников;

− определяет требования, предъявляемые к наставникам;

− устанавливает способы мотивации наставников и кураторов;

− определяет требования к проведению мониторинга и оценки качества процесса реализации наставничества в ОО и его эффективности.

Участниками системы наставничества в ОО являются:

− наставник;

− лицо, в отношении которого осуществляется наставничество (далее - наставляемый);

− руководитель ОО;

− куратор наставнической деятельности в ОО;

− родители (законные представители) обучающихся;

− выпускники ОО;

− участники бизнес-сообщества, в том числе - работодатели, представители образовательных организаций, профессиональных ассоциаций психологов и педагогов, сотрудники органов власти в сфере здравоохранения и социального развития, представители региональной власти и органов местного самоуправления и другие субъекты и организации, которые заинтересованы в реализации программ наставничества.

Внедрение целевой модели наставничества в ОО предполагает осуществление следующих функций:

− ежегодная разработка, утверждение и реализация Программ наставничества;

− назначение куратора, ответственного за организацию внедрения Целевой модели в ОО;

− привлечение наставников, обучение, мотивация и контроль за их деятельностью;

− инфраструктурное (в том числе - материально-техническое, информационно-методическое) обеспечение наставничества;

− осуществление персонифицированного учёта обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в наставнической деятельности ОО;

− проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности наставничества;

− обеспечение формирования баз данных и лучших практик наставнической деятельности в ОО;

− обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования.

Порядок организации наставнической деятельности определяет поэтапную работу (слайд):

На первом этапе происходит подготовка условий для запуска наставничества в ОО, включающая в себя информирование потенциальных участников наставнической деятельности, определение заинтересованных аудиторий, сбор и обработку предварительных запросов наставляемых, определение форм, ролевых моделей наставничества на ближайший год, исходя из потребностей ОО, заключение партнерских соглашений с организациями – социальными партнерами, участвующими в реализации программ наставничества ОО.

На втором этапе составляется перечень лиц, желающих иметь наставников, проводится уточняющий анализ их потребности в обучении, например, с помощью диагностических бесед.

На третьем этапе проводится организационная работа по формированию базы данных потенциальных наставников с ориентацией на критерии отбора/выдвижения наставников.

По итогам четвертого этапа формируется и утверждается реестр наставников, прошедших выдвижение или предварительный отбор. Выдвижение наставника/ков и куратора может осуществляться как администрацией, так и коллективом сотрудников.

В рамках пятого этапа происходит формирование наставнических пар (групп) и разработка индивидуальных планов. По итогам осуществления данного этапа приказом руководителя ОО утверждается Программа наставничества на текущий учебный год.

На шестом этапе проводится текущая работа куратора, наставников и наставляемых по осуществлению мероприятий Программ наставничества.

Седьмой этап включает в себя подведение итогов, проведение итоговых мероприятий, награждение эффективных участников наставнической деятельности.


Участники системы наставничества в ОО, показавшие высокие результаты, могут быть представлены решением руководителя ОО к следующим видам поощрений:

− публичное признание значимости их работы - объявление благодарности, награждение почетной грамотой и др.;

− размещение информации (например, фотографий, документов о поощрении, документов о достижениях наставляемых и др.) на сайте и страницах ОО в социальных сетях;

− благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся;

− обучение в рамках образовательных программ, выбранных участниками, показавшими высокие результаты.

Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении аттестации педагогов-наставников, а также при определении стимулирующих выплат ОО.


В современной интерпретации наставничество – это универсальная модель построения отношений внутри любой образовательной организации. Это технология интенсивного личностного развития, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метанавыков и ценностей. В процессе формирования личности, наставник играет ведущую роль, так как наставнические отношения строятся на принципах доверия, диалога, конструктивного партнерства и взаимного обогащения, а также прямой передачи личного и практического опыта от человека к человеку.


Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, через создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся в возрасте от 10 лет, а также оказание помощи педагогическим работникам (далее — педагоги) ОО в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей.



Задачами наставничества являются:

- улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах деятельности;

− подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально-продуктивной деятельности в современном мире, содействие его профессиональной ориентации;

− раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала обучающихся, поддержка формирования и реализации их индивидуальной образовательной траектории;

− обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития и работы в коллективе;

− формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а также при выполнении должностных обязанностей;

− ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;

− сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при приеме на работу, закрепление педагогических кадров в ОО и создание благоприятных условий для их профессионального и должностного развития;

− создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности, участвующих в наставнической деятельности;

− выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, инициативности, сознательного отношения к индивидуальному развитию;

− формирование открытого и эффективного сообщества вокруг ОО, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками.

Решение выше указанных задач позволит повысить качество образовательного процесса и результативность деятельности образовательного учреждения. Каждый учебный год заканчивается внесением основных данных о работе организации в ММСОО. Хочу предложить вашему вниманию заполненные отдельные параметры:





Приятно осознавать, что у нас много талантливых педагогов, которые становятся наставниками для ребят. В современном мире необходимо оперативно перестраиваться или подстраиваться к новым требованиям и очень быстрому ритму жизни. Важно и нужно чувствовать себя частью коллектива, трудиться сообща для одной общей цели. Тогда результатом будет для школы- повышение престижа , для педагогов -развитие профессионализма, для обучающихся- достижение серьезных результатов в учебе, научной деятельности, спорте и творчестве.

Задача непростая, ноя желаю всем нам успехов в ее реализции.