Выступление на педсовете по теме «Технология развития эмоционального интеллекта на уроках русского языка и литературы как условие успешного достижения требований к результатам освоения ФГОС»
Президент России Владимир Путин во время своего ежегодного послания к Федеральному собранию говорил об образовании как об одном из приоритетных направлений в развитии страны. Школа должна отвечать на вызовы времени — «тогда и страна будет готова на них ответить». Уже с ранних лет необходимо прививать школьникам готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде и навыкам жизни в цифровую эпоху. Федеральный закон об образовании предусматривает механизм организации воспитательной работы, которая будет являться составной частью образовательных программ. Одной из ключевых проблем современного общества является эффективное взаимодействие человека в социуме и, в общем, эффективность человека в своей жизнедеятельности. В этом контексте представляют интерес способности человека регулировать собственное поведение, взаимодействие с окружением, умение справляться с жизненными задачами и трудностями. Кроме того, современному обществу требуется член команды (коллектива, группы), который будет вносить конкретный вклад в ее развитие и продвижение. Это личность, обладающая целым рядом характеристик: гибкостью в общении, умением преподносить свою идею, точку зрения и отстаивать ее корректно, мобильностью в общении, сопереживанием (эмпатия), умением анализировать свои и чужие переживания и чувства, способностью создавать в коллективе дружелюбную атмосферу и др. Модернизация российского образования в качестве одной из основных целей определяет формирование личностей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, креативностью. Все эти характеристики так или иначе зависят от уровня эмоционального интеллекта человека, который развивается на протяжении всей его жизни.
«... Разум – это интеллект, настроенный в лад с вашим сердцем».
Ошо
Интерес к эмоциональному интеллекту возник в начале XX-го века из-за неспособности классических IQ-тестов (коэффициент интеллекта) объяснить особенности мотивации и поведения людей. Однако еще древние греки задумывались над эмоциональным интеллектом, полагая, что мудрый человек - это тот, который способен объединить ум, логику и эмоции. Несмотря на то, что это было две с половиной тысячи лет назад, вопрос человеческих эмоций остался тем же.
В течение всего 20 века ведущие ученые пытались изучить эмоциональную сферу человека, исследовать ее влияние на все составляющие его жизни. И только к концу 1995 году Дэниэл Гоулман ввел понятие Эмоциональный интеллект, издав одноименную книгу. Это стало отправной точкой в изучении данного вопроса.
В России исследованиями данной проблематики можно наблюдать только последние пять лет, и то, развитие ЭИ коснулось только дошкольного образования, благодаря программе Виктории Шиманской. На этапе школьного обучения данных разработок пока нет.
Основатели модели «эмоционального интеллекта» Д. Майер и П. Сэловей выделяют четыре её составляющие:
1. Точность оценки и выражения эмоций.
2. Использование эмоций в мыслительной деятельности.
3. Понимание эмоций.
4. Управление эмоциями.
Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития (IQ) на 20%, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80%. Среди множества смыслов, вкладываемых современными психологами в это понятие, можно выделить наиболее важные аспекты: Способность осознавать собственные эмоции и контролировать их. Умение поставить себя на место собеседника, понять его чувства. Способность видеть положительные качества и потенциал другого человека, уважать его личность. Использование этих способностей в непосредственном общении. Гёте называл это одним простым выражением «образованность сердца». Роль уроков русского языка и литературы в развитии эмоционального интеллекта очевидна. Свою задачу учителя – словесника я вижу в конструировании учебных ситуаций на уроках с учетом направленности их на развитие эмоционального интеллекта обучающихся. В основе этого лежат конкретные техники. Представляю их Вам в контексте своей практики.
1. Начинаем урок с техники «Волшебная коробочка». Ученики пробуют ответить на вопрос: «Что в коробочке?», угадывая предмет по описанию учителя. Это может быть портрет писателя, фотография, предметы - символы - всё, что соответствует тематике урока. Коробочка может содержать несколько предметов, картинок или карточек, связь между которыми школьники должны попытаться объяснить.
2. Техника «Список известной информации» в начале урока побуждает учеников вспомнить все, что им известно по изучаемой теме. Обучающиеся методом мозгового штурма набрасывают список того, что они знают. В данной ситуации можно работать индивидуально с каждым обучающимся, можно дать задание парам, группам. Важно, чтобы учитель выступал в роли проводника, побуждая учеников к размышлению и рассуждению.
3. Техника «Креативный вызов» реализуется посредством вопросов - вызовов: Могу ли я сделать что-то заданное мне на данном уроке? Значки на карточке показывают, с чем связан вызов (рисование, музыка, тайна, сервисы и приложения, театр, умелые руки и т.д.). Вопросы сформулированы так, чтобы запустить в каждом ученике соревновательное чувство («Могу ли я ...?», «Конечно, могу!»). Так легче видеть цель, к которой идешь, и представлять результат, которого надо достичь.
4. Техника «Сторителлинг» основана на создании эмоциональных связей, с помощью которых можно управлять вниманием и чувствами слушателя, расставлять нужные акценты, заостряя внимание на важных вещах, для того чтобы история осталась в памяти на долгое время. Источников для увлекательного рассказа может быть множество. Главное, чтобы они были уместны к теме урока и близки школьникам эмоционально.
Например, на уроке литературы, ребятам предлагается представить себя одним из героев изучаемого текста и описать, что они видят, чувствуют, думают о происходящем, сочинить свою историю о данном герое. Истории, которые создают обучающиеся, способствуют развитию логического, творческого мышления, эмоционального интеллекта и одновременно выполняют образовательную функцию. 5. В технике «Письмо с ошибками» учитель приносит в класс письмо, написанное с ошибками. Задача учеников – найти их и исправить. 6. Одна из любимых техник – «Сложная цепочка». На уроках литературы ребятам нравится самостоятельно составлять вопросы по содержанию произведения. Первый ученик продумывает вопрос по содержанию произведения. Второй на него отвечает. Далее, второй ученик продумывает вопрос по содержанию произведения. Третий на него отвечает и т.д. В конце урока можно выбрать самый интересный вопрос. Это стимулирует внимательно читать, детально анализировать произведение. 7. Техника «Правда или ложь» направлена на анализ и рассуждение, может ли быть предложенный факт правдой или это ложь. 8. Техника «Литературные пазлы» используется, если школьники изучили биографию писателя, прочитали и проанализировали произведение. На пазлах содержатся определенные факты об авторе, о сюжете произведения, цитаты и т.д. Работа проводится в группах.
Особенности эмоционального интеллекта детей.
Человек с высоким уровнем ЭИ способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом на работе. К таким людям чаще тянутся другие эмоционально незрелые сверстники.
поможет в общении; повысит продуктивность в учёбе; научит контролировать себя и эмоции и разбираться в людях; укрепит уверенность в себе; позволит быстро принимать решения.
Особенности ЭИ младших школьников:
непосредственны и откровенны;
оптимистичны и позитивны;
легко эмоционально отзываются на события;
чувствуют страх в учёбе из-за нового опыта и низких оценок;
резко меняют эмоциональный настрой;
незрело определяют свои и чужие чувства и эмоции.
Уже в этом возрасте детей можно разделить на три группы по эмоциональному состоянию: дети с повышенной чувствительностью, эмоционально стабильные и дети со слабым выражением эмоций.
Особенности ЭИ подростков:
нестабильно проявляют эмоции и чувства, с которыми не всегда могут совладать;
осознают собственную исключительность и неповторимость;
противопоставляют себя окружающим, что приводит к конфликтам;
не понимают, что происходит с их эмоциональным состоянием.
Исходя из ФГОС, мы развиваем уникальную личность, стремимся расширить индивидуальные возможности каждого обучающегося и ученического сообщества в целом, не говоря уже о профессиональных качествах педагогических работников. ФГОС устанавливает требования к достижению обучающимися на уровне ключевых понятий личностных результатов, сформированных в систему ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам (например, осознание, готовность, ориентация, восприимчивость, установка). Суть этих результатов заключается в сбалансированном развитии как жестких, так и гибких навыков. Сегодня в работе мы ежедневно делаем упор именно на мягкие навыки. В современном мире он необходимы
для достижения профессионального и личного успеха.
На мой взгляд, для развития определенного компонента ЭИ на уроках русского языка и литературы необходимо использовать специальные приемы, которые в системе и составляют данную технологию. Сегодня у меня есть возможность поделиться с вами практическим опытом. Вы видите достаточно большой комплекс приемов по каждому компоненту. Сейчас остановлюсь подробно на некоторых из них.
Компонент 1. Мотивация. Примеры из практики. Работая в школе, я столкнулась с рядом проблем: дети не хотят учиться, они перестали читать, им не интересно, скучно. Как следствие – снижение мотивации и качества знаний. Как повысить мотивацию? – поговорить с детьми на их языке. Как же это сделать? Что нас раздражает на уроке, что мы запрещаем использовать? Конечно, это смартфон! Я предлагаю детям пользоваться телефоном, но в учебных целях. Так появились приемы: «Мобил инсайд», «Телефония», «Электронная книга». Это не значит, что я одна открыла эти приемы. Я лишь придала им нужную мне направленность в рамках своих уроков, в рамках развития технологии ЭИ. Например, один из приемов развивающих мотивацию - «Мобил инсайд»: ученики прямо на уроке, находят необходимые факты, термины или фотоматериалы (поэта, писателя, данные биографии), видеоинформацию (ролик, эпизод из произведения), статьи на поставленную проблематику (литературная критика). Я использую данный прием и на уроках русского языка и на уроках литературы с 5- 9 класс на различных этапах урока.
Компонент 2. Социальные навыки.
Без развития социальных навыков невозможно качественное общение на уроке. Без общения и взаимодействия – собственно, нет урока. Как развивать общение? Диалог? Эффективно помогает известный прием «Мы команда» «Мы команда» - коллективная работа над оригинальным проектом в группе. Главное, чтобы проект был как можно необычнее и неожиданнее. Например, по русскому языку в 7 классе по теме «Разряды наречий» навык употребления наречий очень интересно проследить с помощью проекта «Письмо деду морозу» - дети успешно и активно включаются в рамки проекта: создают, используя различные наречия, оригинальные тексты-послания. Или по русскому языку в 6 классе по теме «Разряды количественных числительных» - проект «Кулинарная книга». Здесь развивается умение распределить роли и наладить взаимодействие учеников. Мы привыкли, что мы даем задание, а ученики выполняют его. Так было всегда. Учитель как проверяющий. А если вместе с детьми выполнить творческое задание? Это позволит убрать барьер в диалоге между учителем и учеником. Есть общее для всех задание. Например, прием «Я - писатель» - любой вид общей коллективной творческой деятельности на уроках русского языка и литературы. Например, по теме «Безличное предложение» в 8 классе сочиняем художественные тексты, каждой группе – свое время года или описать состояние природы. Я также придумываю свой текст. Потом озвучиваем, обмениваемся впечатлениями, анализируем, чем выражено БП. Данные приемы позволяют развивать активное взаимодействие, коммуникацию с высокой эмоциональной вовлеченностью учащихся.
Выпускники показывают высокий уровень освоения образовательных программ на государственной итоговой аттестации
Учебный год | 2021-2022 уч. г. | 2022-2023 уч. г. | 23-24 |
Средний балл | 28 .5 | 26,1 | 4,0 |
Максимальный балл | 29 | 31 | 31 |
% качества | 100% | 75% | 100% |
Таким образом, воплощение идей развития эмоционального интеллекта в педагогическую практику требует не «рецептурного» воспроизведения тех или иных приемов, а рационального конструирования учебного действия в каждой новой учебной ситуации.
Результатом моей работы становится креативность, уверенность, успешность учеников, их мотивация к участию в различных конкурсах и олимпиадах, где они занимают призовые места.
С целью выявления и развития творческого потенциала обучающихся принимаю участие во Всероссийских конкурсах, олимпиадах, конференциях, имею победителей и призеров:
Результативность участия обучающихся в конкурсах:
1 | Областной дистанционный конкурс чтецов « Закружилась листва золотая…» | Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В. П. Поляничко, ноябрь 2020 (Диплом 1 степени) |
2 | Областной дистанционный конкурс чтецов « Закружилась листва золотая…» | Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В. П. Поляничко, ноябрь 2020 (Диплом) |
3 | Областной конкурс исследовательских работ, посвящённый Дню памяти земляков, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. | М\О Оренбургской области (Грамота); 2020 |
4 | Региональный конкурс юных журналистов «На острие пера» (Очерк «Памятник Победы в моём селе»), | Центр выявления и поддержки одарённых детей Оренбургской области « Гагарин» (Диплом призёра); 2021 г. |
5 | Региональный конкурс юных журналистов «На острие пера» (Очерк «Краски и звуки родной природы») | Центр выявления и поддержки одарённых детей Оренбургской области « Гагарин» (Диплом призёра); 2021 г.) |
6 | Муниципальный этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» | МБУ ДО « Переволоцкий ЦДТ» Грамота ( победитель); 2022 г. |
7 | VIII муниципальная учебно- практическая конференция «Помним! Гордимся!», посвященная Дню неизвестного солдата | 2022 г., Диплом- 2 обучающихся |
8 | Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности» ( муниципальный этап) в номинациях:«Великая Отечественная война 1941-1945 годов в истории семьи участника Конкурса» | 2022 г. «В тылу как на войне» - 2 уч-ся |
Список использованной литературы
1.Как чтение может научить сочувствию
https://www.theguardian.com/teacher-network/2015/may/13/reading-teach- children-empathy
2.Исследования «Эмпатия через литературу» https://www.empathylab.uk/empathylab-research-bank
3. Живопись и критическое мышление https://www.edutopia.org/discussion/using-art-teach-critical-thinking
4. Что такое дизайн-мышление
http://tilda.education/courses/web-design/designthinking/