СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Специальность 13.00.01 – общая педагогика,
история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Кемерово 2007
Работа выполнена на межвузовской кафедре общей и вузовской педагогики ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
|
Касаткина Наталья Эмильевна
|
|
Орлов Александр Николаевич
|
|
|
Защита диссертации состоится «25» октября 2007 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.088.02 в ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», по адресу: 650043, г. Кемерово, пр. Советский, 73, ауд.2319.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», по адресу: 650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6.
Автореферат разослан « 25» сентября 2007 г.
^
Ученый секретарь диссертационного совета
доктор педагогических наук, профессор Губанова М. И.
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования обусловлена современной социально-экономической ситуацией, которая предъявляет новые требования к результатам воспитания и образования молодого поколения. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе, важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
В современной педагогической практике наблюдается рассогласование целей государства, общества и личности. Наиболее ярко это проявляется в поиске идеалов, эталонов поведения школьника. Успешная социализация одно из условий подготовки школьников, способных возродить общество и духовность нации и развить идею государственности, обращенную к человеку.
^ Степень разработанности проблемы. Большое внимание проблеме социализации школьников уделялось в трудах Г. М. Андреевой, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, А. С. Макаренко, Д. Б. Эльконина и др.
Для исследования проблемы социализации большое значение имели исследования Ю. К. Бабанского, П. П. Блонского, Б. З. Вульфова, О. С. Газмана, И. С. Кона, А. В. Мудрика, М. И. Рожкова, С. Т. Шацкого и др., в трудах которых раскрываются педагогические аспекты социализации, цели, задачи, методы, пути и средства воспитания необходимых качеств личности.
Изучению различных аспектов социализации на современном этапе развития общества посвящены исследования М. В. Артюхова, А. М. Бабаева, Л. В. Байбародовой, Е. В. Бондаревской, И. В. Волкодав, И. Н. Дащук, Г. Г. Дементьева, Н. Э. Касаткиной, В. З. Когана, В. С. Лебедева, В. П. Лисицкой,
Н. В. Мальковец, Ю. С. Мануйлова, В. А. Машковского, И. А. Персиянова, Ж. В. Праховой, Т. Г. Пташко, Л. С. Яковлева и др.
Этими исследованиями внесен существенный вклад в теорию и практику социализации. Однако проблеме формирования и развития социализации школьников посвящено небольшое число теоретико-аналитических работ, что значительно актуализирует проблему социализации школьников.
Нами выявлено противоречие между потребностью современного общества в социально-активной личности и недостаточной разработанностью проблемы социализации школьников в целостном педагогическом процессе образовательного учреждения.
Указанное противоречие определило проблему исследования, которая заключается в выявлении содержательной и процессуальной сторон социализации старших школьников.
Актуальность и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Социализация старших школьников в условиях образовательного учреждения».
^ Цель исследования выявление, научное обоснование и экспериментальная проверка путей социализации старших школьников в условиях образовательного учреждения.
В соответствии с целью объектом нашего исследования является социализация школьников, предметом исследования процесс социализации старших школьников в условиях образовательного учреждения.
В основу исследования положено предположение, что социализация старших школьников будет успешной, если:
она рассматривается в едином контексте социально-экономических преобразований общества и конкретной воспитательной среды и как часть целостного воспитательно-образовательного процесса, направленного на формирование социально значимых качеств личности, в образовательном учреждении;
осуществляется пролонгированная диагностика уровня проявления социализации старших школьников для отслеживания ее динамики;
изучены и учтены факторы, влияющие на социализацию старших школьников;
выявлены и экспериментально проверены пути социализации старших школьников в условиях воспитательно-образовательного процесса образовательного учреждения;
реализуется программа социализации старших школьников, позволяющая осуществлять социализацию старших школьников с учетом особенностей региона и возможностей конкретного образовательного учреждения;
обеспечивается интеграция внешней и внутренней среды образовательного учреждения для приобретения школьниками практического опыта социальных связей и отношений и т. п.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Обосновать теоретические подходы к социализации старших школьников в условиях образовательного учреждения на основе анализа проблемы социализации школьников в истории отечественной и зарубежной педагогики.
2. Выделить факторы, влияющие на социализацию старших школьников.
3. Выявить и экспериментально проверить пути социализации старших школьников в условиях образовательного учреждения.
4. Разработать научно-методические рекомендации по формированию социализации старших школьников в условиях образовательного учреждения.
^ Общая методология исследования.
К наиболее значимым методологическим положениям исследования относятся: необходимость изучения проблемы социализации школьников в процессе постоянного динамического изменения; практика как критерий истинности выдвигаемой гипотезы; педагогическая эффективность поисков, внедряемость результатов исследования в практику социализации школьников и др.
^ Теоретической базой исследования явились теории социальной и педагогической интеграции (Г. М. Андреева, Б. М. Бим-Бад, Б. З. Вульфов,
Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, Б. Д. Парыгин); системного анализа педагогических явлений и процессов, ведущей роли деятельности и многофакторного характера развития личности, ее взаимодействия с окружающей средой (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, В. Г. Бочарова, Л. П. Буева, Н. Ф. Голованова, В. В. Давыдов, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Маслова, В. С. Мерлин, А. В. Мудрик, А. А. Реан, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Э. Фромм, Э. Эриксон); формирования ценностных ориентаций, социально-психологической позиции личности как системы ведущих отношений (А. Г. Асмолов, Р. Бернс, О. С. Газман, В. С. Ильин, Н. Э. Касаткина, А. Маслоу, К. Роджерс, Е. Л. Руднева, В. И. Слободчиков), идеи системного подхода к управлению образовательным учреждением (М. В. Артюхов, Л. П. Ильенко, А. Г. Каспаржак, Б. С. Лазарев, А. М. Моисеев, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, К. М. Ушаков) и др.
Названные теоретико-методологические основания позволили рассмотреть социализацию в единстве трех аспектов: в социально-правовом как характеристику гражданского общества, в психолого-педагогическом как интегративное личностное образование и в социально-педагогическом как цель воспитания и образования.
^ Источниками исследования явились: документы и правовые акты в области образования и воспитания, программно-методические материалы, научные исследования, педагогический опыт исследователей отечественной и зарубежной педагогики, монографии, научные исследования по социализации; периодические издания, посвященные социально-политическим, психолого-педагогическим и методическим вопросам формирования социализации; материалы научно-практических конференций, семинаров; личный педагогический опыт.
В ходе исследования применялся комплекс теоретических и эмпирических методов: теоретический анализ и синтез, обобщение опыта, моделирование, ретроспективный историко-педагогический анализ (сравнительно-исторический анализ, противопоставление, констатирующее сравнение) и др., систематизация, экстраполяция, различные виды опроса, анализ продуктов деятельности участников педагогического процесса, диагностирование, педагогический эксперимент, шкалирование, планирование, ранжирование, графическая и схематическая интерпретация и т. д.
^ Опытно-экспериментальной базой исследования являлись муниципальные общеобразовательные учреждения г. Междуреченска Кемеровской области: «Гимназия № 20», средние общеобразовательные школы города. Исследованием было охвачено 648 учащихся, 72 учителя, 300 родителей. Всего 1020 человека.
^ Опытно-экспериментальная работа проводилась в 4 этапа (2001-2007 гг.)
На первом этапе (2001-2002 гг.) осуществлялся анализ философской, социологической, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования. Была определена актуальность, научная новизна, практическая значимость исследования, а также структура исследования; осуществлялся эксперимент, в процессе которого велось исследование воспитательно-образовательного процесса образовательного учреждения, проводились беседы с учителями, учащимися и родителями с целью поиска наиболее результативных форм социализации старших школьников, выявлялись возможности реализации воспитательных функций внешней среды образовательного учреждения. За время эксперимента было проанализировано 132 учебных занятия, 156 внеклассных мероприятий и др.
На втором этапе исследования (2002-2003 гг.) уточнялись гипотеза и теоретические положения, определялись пути социализации старших школьников в условиях образовательного учреждения: разрабатывалась программа социализации старших школьников в условиях воспитательно-образовательного процесса образовательного учреждения; осуществлялся пробный педагогический эксперимент, целью которого являлось изучение представлений о сущности социализации; первичная апробация экспериментальных программ и планов, выделение путей социализации школьников в воспитательно-образовательном процессе образовательного учреждения. Выявлялись возможности различных образовательных предметов в формировании социализации школьников.
На третьем этапе исследования (2003-2004 гг.) осуществлялся расширенный педагогический эксперимент, апробировались экспериментальные программы и планы, реализовывалась программа социализации школьников в учебной и внеучебной деятельности образовательного учреждения, анализировались результаты экспериментальной деятельности.
На четвертом этапе исследования (2005-2007 гг.) осуществлен контрольный эксперимент с целью определения окончательных выводов по всему проведенному исследованию в целом. Обобщались результаты исследования, осуществлялось их внедрение в практику работы образовательных учреждений; разрабатывались научно-методические рекомендации по социализации школьников; подготавливались публикации, оформлялись результаты исследования.
^ Научная новизна исследования:
─ определены функционально-структурные составляющие социализации старших школьников в условиях внешней и внутренней среды образовательного учреждения, которые представляют синтез компонентов образовательной деятельности (когнитивный, нравственный, мотивационно-деятельностный);
─ выявлена специфика социализации старших школьников в современных социально-экономических условиях: понимание общественной значимости социализации старших школьников, ценностно-нравственных основ социализации всеми субъектами образовательного процесса; ориентация старших школьников в социально-экономической ситуации страны и региона; осознание старшими школьниками необходимости своего самоопределения, самореализации и др.;
─ выделены объективные и субъективных факторы, влияющие на социализацию школьников, в группах: макрофакторов (общество в целом, планета, мир, страна, государство, культура и пр.), мезофакторов (население, СМИ, географическое положение места жительства и природно-климатические особенности региона и пр.) и микрофакторов (семья, микросоциум, институты воспитания и образования, подростковые сообщества, нормы взаимоотношений и пр.), в связи с тем, что объективные факторы, чаще всего, не могут быть изменены средствами педагогического воздействия, а субъективные факторы, напротив, поддаются педагогическим воздействиям и представляет собой процесс ускорения социализации старших школьников, способствуют преодолению или ослаблению отрицательных последствий объективных воздействий, приданию им гуманистической ориентации;
обоснованы компоненты социализации старших школьников: когнитивный компонент (наличие знаний у школьников, способствующих осознанию связей и отношений в окружающем мире, формирующих целостную картину мира; наличие знаний об отношении к обществу, труду, к другому человеку, к другой культуре, к самому себе; знания приемов, способов, норм общения, способов самоорганизации и организации других людей и т.п.); нравственный компонент (преобразование знаний в личные убеждения, стремления, ценности; проявление социальной ответственности, патриотизма, гражданской зрелости, наличие желания участвовать в общем деле; владение нормами общественного поведения и т.п..); мотивационно-деятельностный компонент (проявление коммуникативной компетенции, ориентация на сотрудничество и кооперацию; наличие реально проявляемого стремления к решению социально значимых целей; умение самостоятельно принимать решения в нестандартных ситуациях; способность к творческой, исследовательской деятельности; сформированность социального, жизненного и профессионального самоопределения и т.п.).
разработана программа социализации старших школьников в условиях воспитательно-образовательного процесса образовательного учреждения, включающая цели, задачи, функции, принципы, закономерности, мероприятия по ее выполнению, оптимально сочетаемые методы, средства, формы работы, критерии, показатели и уровни ее реализации на основе педагогических технологий социализации школьников;
определены и экспериментально проверены пути социализации старших школьников в условиях образовательного учреждения: разработка и реализация программы социализации старших школьников; социализация старших школь-
ников в учебной и внеучебной деятельности образовательного учреждения; влияние специально организованной внешней среды образовательного учреждения на социализацию школьников; корректировка программы социализации старших школьников с учетом результатов эксперимента и др.
^ Теоретическая значимость исследования обусловлена его вкладом в разработку научных основ социализации старших школьников в современных социально-экономических условиях, что обогащает общую теорию целостного педагогического процесса и вносит вклад в решение актуальной проблемы совершенствования социализации личности. Кроме этого, дан исторический анализ становления социализации в России и за рубежом; рассмотрен потенциал системы общего среднего полного образования в контексте социализации старших школьников; конкретизировано понятие «социализация школьников»; раскрыты его структурно-содержательные характеристики; определены компоненты социализации школьников (когнитивный, нравственный, мотивационно-деятельностный); выявлены и обобщены существующие теоретические подходы к построению научного знания в области социализации старших школьников; выделены уровни социализации школьников
^ Практическая значимость исследования определяется тем, что теоретические положения и выводы доведены до конкретной технологии социализации старших школьников, разработаны методические рекомендации по проектированию и осуществлению путей социализации школьников, образовательные программы, научно-методические рекомендации.
Результаты работы могут использоваться в качестве практической основы для социализации старших школьников в рамках системы подготовки учителя в вузе, повышения квалификации, совершенствования общепедагогической системы в целом, создания новых образовательных продуктов (программ, учебных материалов и др.)
^ Личное участие соискателя состоит в теоретическом обосновании основных положений и идей диссертации, разработке и реализации программы социализации старших школьников в воспитательно-образовательном процессе образовательного учреждения, практико-ориентированных программ и их методического обеспечения: «Я - горожанин» (5-9 кл.), «Город и мое будущее» (10-11 кл.); дневника социальной практики учащихся к программе «Город и мое будущее» (10-11 кл.) и др.
Результативности разработки проблемы социализации школьников способствовал практический опыт соискателя в качестве директора муниципального общеобразовательного учреждения.
^ Положения, выносимые на защиту:
Социализация старших школьников в современных условиях является результатом целенаправленно организованного процесса становления личности старшего школьника, включающего принятие и осмысление ценностей, формирование собственного отношения к целям и задачам воспитательно-образовательной деятельности, реализацию их с учетом собственной индивидуальности и представлений о жизненных и профессиональных планах; разработку и реализацию программы социализации старших школьников в учебной и внеучебной деятельности образовательного учреждения, влияние специально организованной внешней среды образовательного учреждения на социализацию старших школьников.
Объективные факторы социализации старших школьников в группах макрофактров, мезофакторов и микрофакторов не могут быть изменены средствами педагогического воздействия, а влияние субъективных факторов представляет собой процесс ускорения социализации старших школьников и способствуют преодолению или ослаблению отрицательных последствий.
Компонентами социализации старших школьников являются: когнитивный (наличие прочных системных знаний у школьника, способствующих осознанию связей и отношений в окружающем мире, формирующих целостную картину мира, об отношении к обществу, труду, к другому человеку, к другой культуре, к самому себе; знания приемов, способов, норм общения, способов самоорганизации и организации других людей и т.д.); нравственный (преобразование знаний в личные убеждения, стремления, ценности; проявление социальной ответственности, патриотизма, гражданской зрелости, наличие желания участвовать в общем деле; владение нормами общественного поведения и др.) мотивационно-деятельностный (проявление коммуникативной компетенции, ориентация на сотрудничество и кооперацию; наличие реально проявляемого стремления к решению социально значимых целей; умение самостоятельно принимать решение в нестандартных ситуациях; способность к творческой, исследовательской деятельности; сформированность социального, жизненного и профессионального самоопределения и пр.).
Путями социализации старших школьников являются: разработка и реализация программы социализации старших школьников; социализация старших школьников в учебной и внеучебной деятельности образовательного учреждения; влияние специально организованной внешней среды образовательного учреждения на социализацию школьников; корректировка программы социализации старших школьников с учетом результата эксперемента
^ Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечены анализом современных достижений психолого-педагогической науки, применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью опытно-экспериментальных данных, их количественным и качественным анализом; подтверждением верности выдвинутой гипотезы, результатами исследования, позитивными изменениями в деятельности образовательного учреждения по социализации старших школьников.
^ Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций, выступлений на Всероссийских научно-практических конференциях в Томске (2004 г.), Кемерове (2002-2004 гг.); на региональных, областных конференциях в городах Кемерово (2001-2004 гг.), Новокузнецк (2002, 2005), Междуреченск (2001, 2004, 2006 гг.) и семинарах в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, в Новокузнецком институте повышения квалификации и др.
По теме исследования изданы учебно-методические пособия для педагогов: «Гражданское воспитание школьников: проблемы, теоретические основы, пути решения» (Кемерово, 2006), «Преподавание в 5 классе курса «Я горожанин» (Междуреченск, 2006), «Организация и проведение социальных практик в 10-11 классах» (Междуреченск, 2006), разработаны учебные пособия для учащихся: Рабочая тетрадь к курсу «Я и горожанин» 5 класс, Дневник социальной практики 10-11 класс (Междуреченск, 2007). Данные пособия используются в практической деятельности всех общеобразовательных учреждений г. Междуреченска. Пособие «Гражданское воспитание школьников: проблемы, теоретические основы, пути решения» (Кемерово, 2006) рекомендовано Департаментом образования для использования в практической деятельности в общеобразовательных учреждениях области.
^ Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 177 источника, 42 таблицы, 5 рисунков, 6 приложений.
^ Основное содержание диссертации
Во введении дается общая характеристика работы: обосновывается актуальность темы исследования, определены проблема и степень ее разработанности, цель, гипотеза, задачи, предмет и объект исследования, теоретико - методологическое основание, характеризуется источниковая база, этапы, отмечается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, выделяются положения, выносимые на защиту.
^ В первой главе «Социализация личности школьника как психолого-педагогическая проблема» рассматриваются проблемы социализации личности в социологической, психологической и педагогической литературе, структура социализации личности старших школьников, факторы, влияющие на социализацию старшего школьника; раскрываются концептуальные основы исследования.
Разрабатываемая проблема является междисциплинарной, что потребовало от нас изучение исследований по философии, социологии, методологии науки, культурологи, философской и педагогической антропологии, различных направлений педагогики и психологии.
Понятие социализации в контексте социологических, психологических и педагогических концепций можно представить в виде следующих выводов: социологический подход трактует социализацию как принятие социальных норм, правил, моделей поведения в контексте культуры, выдвигая на первый план активную или пассивную роль самого человека в данном процессе, психологический подход рассматривает социализацию как развитие индивидуальных свойств и качеств человека в процессе взаимодействия со средой, выделяя процессы интериоризации (усвоение социального опыта) и экстериоризации (влияние собственного опыта на существующую действительность), педагогический подход подразумевает под социализацией управляемый и целенаправленный процесс формирования у школьника ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, который позволит выполнить важнейшую функцию перевода школьника от объекта обучения и воспитания к субъекту социального развития, а в последующем – к активному субъекту самовоспитания и саморазвития.
Данные подходы мы представили в таблице:
^ Таблица 1
Понятие социализации в контексте социологических, психологических и педагогических концепций.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основные положения теории цивилизационного подхода к историческому прошлому и настоящему: познание социальных, культурно-исторических явлений и процессов в многообразии их объективных и субъективных проявлений; акцентирование внимания на процессах и результатах социальной и культурной интеграции, преемственности и эволюции культуры, социальной жизни как движения от несвободы к свободе, стихийности и управляемости в жизнедеятельности личности как активного субъекта собственной жизни и члена социума, явились основанием нашего исследования.
Под социализацией школьника мы понимаем сформированность у него социальных норм, установок, ценностей, образцов поведения, а также интеллектуальное, личностное развитие индивидуальных свойств человека, саморазвитие и самореализацию в обществе, которое происходит во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения, принятия и воспроизводства социального опыта.
Основываясь на исследованиях Б. Г. Ананьева, Н. Н. Бодровской, Н. Ф. Головановой, В. П. Зинченко, Т. И. Пташко, И. А. Персиянова, А. А. Реана и др. и проведенного нами исследования, в качестве основных компонентов социализации старшего школьника нами выделены: когнитивный компонент (наличие знаний у школьника, способствующих осознанию связей и отношений в окружающем мире, формирующих целостную картину мира; наличие знаний об отношении к обществу, труду, к другому человеку, к другой культуре, к самому себе; знания приемов, способов, норм общения, способов самоорганизации и организации других людей); нравственный компонент (преобразование знаний в личные убеждения, стремления, ценности; проявление социальной ответственности, патриотизма, гражданской зрелости, наличие желания участвовать в общем деле; владение нормами общественного поведения и др.);мотивационно-деятельностный компонент (проявление коммуникативной компетенции, ориентация на сотрудничество и кооперацию; наличие реально проявляемого стремления к решению социально значимых целей; умение самостоятельно принимать решение в нестандартных ситуациях; способность к творческой, исследовательской деятельности; сформированность социального, жизненного и профессионального самоопределения)
На основании исследования мы определили три уровня социализации школьников.
^ К высокому уровню социализации личности мы отнесли школьников, которых характеризуют глубокие знания, умения и навыки по основам наук; глубокое владение способами различных видов деятельности; сопричастность и солидарность со средой и обществом, несущих ответственность за сохранение и упрочение действующего в нем порядка; у них сформировано стремление к участию в различных видах социальных отношениях; их характеризует активная созидательная позиция личности и т. д.
^ К среднему уровню социализации личности мы отнесли школьников, которые имеют знания, умения и навыки по основам наук, но не всегда на достаточном уровне. Их характеризует некоторое владение способами различных видов деятельности; в некоторых случаях они бывают сопричастны и солидарны со средой и обществом и несут некоторую ответственность за сохранение и упрочение действующего в нем порядка; у них не в полной мере сформировано стремление личности к участию в различных видах социальных отношениях; иногда они активны в реализации заинтересовавших их проектов и т. д.
^ К низкому уровню социализации личности мы отнесли школьников, имеющих знания, умения и навыки по основам наук; но которые носят бессистемный характер, недостаточно владеющих способами различных видов деятельности; их характеризует отсутствие сопричастности к среде и обществу; иногда нарушают действующие в обществе порядки; их характеризует отсутствие стремления к участию в различных видах социальных отношений; почти всегда пассивны в реализации проектов.
Проведенное исследование позволили обосновать (выделить) субъективные и объективные факторы, влияющие на процесс социализации в группах макрофакторов, мезофакторов, микрофакторов.
Макрофакторы представляют общество в целом, являются условиями социализации для очень многих людей. К макрофакторам относят планету, мир, страну; государство, общество; культуру.
К объективным макрофакторам мы отнесли: состояние мировой экосистемы, место страны в политической и экономической системе мира, развитость общественных и государственных институтов, гражданство, общественный статус семьи в государстве, уровень развития духовной культуры в мире, стране, регионе и др.
К субъективным макрофакторам мы отнесли: отношение школьников к человеку как к части природы, созидателю и хранителю культуры, отношение к экологической культуре, к ценностям общественной, культурной жизни; систему представлений школьников о государстве как о регулятивном аппарате общественной жизни, гражданскую позицию обучающихся, осознание ими роли личности в развитии общества, отношение к Отечеству, патриотизм и др.
Мезофакторы, влияющие на социализацию человека, связаны с этносом, местом проживания, разнообразием и доступностью средств массовой информации, экономикой региона. Каждый из мезофакторов в различных группах людей имеет свой удельный вес, свою специфику и, соответственно, свою степень влияния на социализацию личности.
К объективным мезофакторам мы отнесли: размер и статус места жительства, его место на карте страны, мира, наличие радио, телепрограмм, массовых печатных издательств, существование интернет-ресурсов в городе, школе, семье, национальность, язык, история этноса, однородность или многонациональная представленность состава жителей, соотношение представителей разных национальностей, концентрация и направленность промышленности, место города проживания в промышленно-экономическом комплексе региона.
К субъективным мезофакторам мы отнесли: отношение к малой Родине, к городу, к культуре собственного народа и представителям других культур, к средствам массовой информации, состояние информационной культуры учащихся, их знания об экономике региона, в котором они живут.
Микрофакторы социализации – это факторы наиболее близкого, непосредственного влияния на личность, так как затрагивают среду жизнедеятельности школьника: семью, соседей, социальный статус района, школа, класс, учреждения дополнительного образования, нормы взаимоотношений и др.
К объективным микрофакторам мы отнесли: пол ребенка, порядок его рождения, состав семьи (полная или неполная), внутрисемейные отношения, нормы взаимоотношений в социуме, собственный детский опыт, опыт родителей, способный влиять на воспитание детей; такие особенности микросоциума как двор, соседи, социальный статус района.
К субъективным микрофакторам мы относим: отношение к семье как к ценности, представления о нравственных основах отношений в семье, изучение отношений в семье как ячейке общества; отношение к микросоциуму, опыт позитивного взаимодействия с людьми различных культур, знания этических норм жизни как регулятора поведения людей; индивидуально-психологические особенности школьников, способности, позитивное отношение к учебной и социальной деятельности, условия для когнитивного развития с учетом индивидуальных особенностей учащихся, расширение границ социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками, приобщение к участию к общественной жизни, готовность к выбору будущей профессии; навыки позитивного межличностного общения в различных подростковых объединениях, индивидуально-психологические особенности учащихся; представления об этических нормах жизни как регуляторе поведения людей.
^ Во второй главе «Пути социализации старших школьников в образовательном учреждении» рассматривается социализация старших школьников в учебной и внеучебной деятельности образовательного учреждения; разработка и реализация программы образовательного учреждения по социализации старших школьников; влияние специально организованной внешней среды образовательного учреждения на социализацию старших школьников; пути социализации старших школьников. Разработанная нами программа социализации старших школьников основана на идее целостного педагогического процесса, где обучение и воспитание – две стороны воспитательно-образовательногопроцесса, организация которого создает условия для успешной социализации старших школьников.
Разработанный нами алгоритм педагогической технологии включал: антропологические, природосообразные, социальные основания, разработку концепции образовательного учреждения, при реализации которой можно достичь планируемых целей по социализации старших школьников, обеспечивающих процессы воспитания, обучения и образования соответствующими педагогическими технологиями, организацию педагогической среды, необходимой для социализации старших школьников, разработку управленческой системы образовательного учреждения, направленной на совершенствование процесса социализации старших школьников.
Опираясь на разработанную нами структуру процесса социализации и полученным данным в ходе анализа проблем и перспектив социализации старших школьников в образовательном учреждении, мы разработали дерево проблем и дерево целей. На основании разработанных дерева проблем и дерева целей были определены направления деятельности образовательного учреждения, представленные в логико – структурной схеме, которая включала в себя цель социализации школьников, задачи, предполагаемые результаты, индикаторы выполнения цели и задач социализации; возможные измерители уровня выполнения цели и задач, возможные допущения. Такая структура позволила продумать все аспекты реализации социализации старших школьников.
Участниками реализации программы являлись все субъекты образовательного процесса. Мероприятия программы были сконцентрированы в отдельные блоки с целями, задачами и ожидаемыми результатами по направлениям:
формирование социальной активности и гражданской позиции школьников,
формирование социального, жизненного и профессионального самоопределения школьников,
организация эффективной деятельности педагогов по социализации школьников,
формирование родительского заказа на социализацию школьников.
Каждый блок программы содержал, кроме организационных мероприятий, мероприятия по внедрению и организации мониторинга, план мероприятий конкретных действий. В программе были определены необходимые ресурсы, измерители эффективности внедрения программы по социализации старших школьников, конкретное распределение обязанностей членов педагогического коллектива по реализации и отслеживанию результативности программы.
Управление разработкой и реализацией программы социализации старших школьников осуществлялось научно-методическим советом образовательного учреждения, временными творческими коллективами педагогов, родителей учащихся образовательного учреждения, экспертными группами, педагогическими мастерскими, методическими объединениями педагогов.
Научно-методический совет осуществлял координацию результатов исследовательской, диагностической деятельности, экспертизу нововведений в воспитательно-образовательный процесс образовательного учреждения, решал вопросы по их внедрению в практику, вырабатывал рекомендации для административного совета образовательного учреждения.
Временные творческие коллективы педагогов, родителей учащихся образовательного учреждения разрабатывали целевые подпрограммы, осуществляли деятельность по повышению педагогического мастерства педагогов образовательного учреждения. В состав временных творческих коллективов в зависимости от задач программы входили и педагоги образовательного учреждения, и родители, и учащиеся – старшеклассники.
Исследование показало, что учителя не в полной мере готовы к деятельности по социализации школьников, да и, к сожалению, не считали ее для себя основополагающей, а потому было необходимо подготовить педагогический коллектив гимназии к реализации этой программы
Мы считали необходимым познакомить учителей гимназии с теорией и структурой социализации личности. Для этого мы организовали для педагогов гимназии методический семинар по проблемам социализации школьников. На семинаре рассматривались темы: «Психологи и педагоги о социализации личности», «Институты социализации.», «Роль школы в социализации школьников», «Факторы и структура социализации», «Педагогические задачи для реализации процесса социализации школьников» и др. В план методической работы гимназии были включены и успешно проведены школьные учительские конференции, педагогические чтения, «круглые столы». 85% педагогов в качестве темы для самообразования выбрали вопросы социализации школьников. Результатом этой работы стало активное участие педагогов гимназии в различных педагогических конференциях городского, регионального, всероссийского уровней, где учителя выступали с докладами, делясь своим педагогическим опытом по вопросам социализации школьников. Мы понимали, что для реализации программы социализации школьников необходимо вооружить педагогов не только теоретическими знаниями о процессе социализации, но и познакомить педагогов с методами и приемами воспитательной работы в классных коллективах, детских объединениях. С этой целью нами были организованы творческие педагогические мастерские по изучению современных воспитательных форм и методов работы. Была проведена с педагогами гимназии деловая игра по использованию проектного метода в воспитательной работе классного коллектива; фестиваль открытых мероприятий и др. Были созданы временные творческие коллективы, в состав которых вошли и учащиеся, и учителя по разработке социальных проектов, волонтерских акций. В результате проведенных мероприятий изменилось отношение педагогов к проблеме социализации школьников.
Не менее важным для нас было обеспечить помощь родителей учащихся в решении проблемы социализации школьников, так как в исследовании, проведенном нами, родители в качестве задач, стоящих перед школой, социализацию школьников ставили на последнее место. Поэтому родителей необходимо было убедить в актуальности этой проблемы, важности и необходимости их детей адаптироваться в социуме.
С этой целью мы провели с родителями цикл семинаров по психолого-педагогическому просвещению. Для всех родителей независимо от возраста их детей мы провели семинары по возрастным особенностям школьников, особо уделяя внимание необходимости развития тех личностных качеств и свойств личности школьников, которые необходимы им для успешной социализации, рассматривая проблемы социализации школьников в социально-культурном аспекте. Приведем примеры лишь некоторых тем семинаров: «Воспитание как социальная проблема», «Факторы, структура и механизмы социализации школьников», «Возрастной подход в воспитании», «Профессиональное, жизненное самоопределение старших школьников», «Карьера начинается со школы», «Социальная активность школьника сегодня – социальная успешность завтра», «Патриотизм и гражданственность начинается в семье» и др. Семинары проходили в форме диалога, с приглашением психологов, наиболее авторитетных педагогов, предпринимателей, специалистов городской службы занятости.
Но самым важным для нас было обеспечить условия для социализации старших школьников.
Для этого на первом этапе работы с учащимися мы считали необходимым познакомить школьников с теми знаниями, которые были основополагающими в теории социализации: с рассмотрением проблемы социализации личности в литературе, со структурой процесса социализации, его компонентами, необходимостью личности адаптироваться в обществе, с проблемами и сложностями этой адаптации, с условиями, необходимыми для этого.
Мы считали важным на конкретных примерах показать учащимся, какие трудности их ожидают в этом процессе, и показать, как можно выйти из этих трудных положений. При этом мы предполагали, что эти знания школьниками должны приобретаться ненавязчиво, а в процессе обучения, что позволяет им как бы самостоятельно открывать многие проблемы и пытаться найти ответы на многие вопросы. Частично эти знания можно было приобрести школьникам в процессе изучения курсов «Обществознание», «История», «Основы экономики» и т. д. Но некоторые вопросы выходили за рамки учебного процесса, и тогда мы осуществляли это знакомство во внеурочной деятельности старших школьников.
При разработке и реализации программы социализации школьников в гимназии мы, анализируя учебные программы, сделали акцент на нравственную, гражданскую, воспитывающую составляющую, использовали гимназический компонент учебного плана, целями которого являлось расширение представлений об обществе, стране, городе, самом себе. (Программы «Город и мое будущее», «Введение в исследовательскую деятельность», «Основы исследовательской деятельности» и др.).
Реализация программы «Город и мое будущее» позволяла воспитать здоровую (физически, психически, нравственно), интеллектуальную, свободную личность, способную к самореализации.
Особенностями программы являлось:
курс рассчитан как на систематизацию, обобщение фактических знаний о городе, его возможностях, правах и обязанностях гражданина, так и на приобретение учащимися навыков и ценностей, необходимых для эффективного вовлечения их в жизнь социума.
курс предполагает прохождение каждым учащимся 10, 11 классов социальной практики, включающей разработку и внедрение индивидуальных или групповых социальных проектов, направленных на решение проблем общества, города, школы.
Программа включала разделы: «Подготовка и защита проекта социальной практики»; «Реализация проекта социальной практики»; «Разработка плана саморазвития и программы профессионального самоопределения учащихся».
Программа создавала условия для реализации принципа вариативности при выборе фактического материала.
Являясь городской базовой площадкой по реализации курса, мы разработали учебно-методический комплекс для 10-11 классов. Сегодня все школы города работают по методическому пособию для учителя, разработанного нами.
Курс «Основы исследовательской деятельности» реализовывался в 10-11 классах. Целью курса являлось развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности.
Содержание курса «Основы исследовательской деятельности» базировалось на классических канонах ведения научной работы, основах методологии научного исследования и традициях оформления такого рода текстов. Занятия по курсу «Основы исследовательской деятельности» предполагали сочетание двух основных форм работы: лекционную и семинарскую. Семинарская часть занятия включала различные технологии критического мышления, технологии, связанные с большой долей самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся. Текущий контроль был основан на небольших самостоятельных работах проблемного характера и отслеживании хода работы над учебным исследованием.
Итоговая аттестация включала в себя основные этапы контроля над выполнением учебного исследования: защиту темы учебного исследования; обсуждение исследовательской работы на заседании секции НОУ; предзащиту учебного исследования на заседании секции НОУ.
Форма итоговой аттестации — защита учебно-исследовательской работы. Защита учебно-исследовательской работы служила основанием для аттестации по соответствующему учебному предмет.
Введение данного курса в учебный план гимназии позволило нам существенно повысить количество школьников, участвующих в исследовательской, творческой деятельности.
Для защиты учебно-исследовательских проектов проводились школьные конференции. Большим воспитательным эффектом для старшеклассников стало руководство исследовательскими проектами младших школьников и учащихся 5-7 классов. Старшеклассники не только помогали им в написании работы, но и входили в состав жюри, анализировали учебные проекты своих младших товарищей. Анализ исследовательских работ учащихся позволял увидеть проявление осознанного интереса к истории своего края, страны, экологии малой Родины, интерес к культуре другой страны, людям другой национальности, к внутреннему миру другого человека. Как показало исследование, ведение данного курса позволило оказать влияние на социализацию школьников по таким показателям как способность к творческой, исследовательской деятельности, умение ставить реальные цели, планировать деятельность по их достижению, а участие в конференциях, в работе научных обществ учащихся развивало такие умения учащихся как умение взаимодействовать с другими людьми, коммуникативную компетентность.
Социализация старших школьников осуществлялась в учебной и во внеклассной деятельности, в которой мы сделали акцент на внедрение социального проектирования, волонтерского движения, на создание условий для успешной социализации старших школьников. Для этого (помимо традиционных внеклассных мероприятий) нами были продуманы и организованы мероприятия, направленные на проявление социальных умений школьников, на формирование умений организовывать себя и других, на проявление инициативности, стремление заниматься общественно полезной деятельностью (конкурсы социальных проектов, волонтерское движение, проведение благотворительных акций, развитие детской общественной организации «Синегория», реализация совместных социальных проектов педагогов, родителей и учащихся и др.).
Мы учитывали не только среду, создаваемую в общеобразовательном учреждении, но и возможные влияния внешней среды. Под специально организованной внешней средой мы понимаем совокупность разнообразных условий (интегрирование педагогических усилий различных социальных институтов и учреждений разных ведомств с оптимальным использованием педагогического потенциала каждого, учет социально-образовательной, профессиональной, культурной специфики населения), созданных педагогами образовательного учреждения, и влияющих на социализацию старших школьников. Для этого мы провели анализ состояния, прогноз тенденций изменения внешней среды школы: проанализировали возможности внешней среды, составили карты взаимодействия образовательного учреждения с учреждениями дополнительного образования города и с учреждениями, находящимися за пределами города.
Экспериментальная работа показала, что целенаправленная ориентация педагогической деятельности на создание условий для формирования социали-
зации школьников, создание организованной внешней среды, введение специальных курсов в учебный план образовательного учреждения позволили создать положительную тенденцию в социализации старшеклассников образовательного учреждения, у выпускников точнее определились профессиональные намерения, значительно выросла инициатива, самостоятельность, ответственность.
Результаты общественной активности на начало и конец эксперимента представлены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика сформированности общественной активности учащихся в оценке старшеклассников, учителей и родителей
(в %)
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из таблицы видно, что организаторская активность у старшеклассников возросла на 27%; на 25% стало больше старшеклассников с хорошей (активно-исполнительской активностью), на 14% уменьшилось количество учащихся с
низкой активностью и на 28% уменьшилось количество школьников, у кого активность не проявляется.
Сравнивая оценки сформированности общественной активности учащихся с точкой зрения самих учащихся, их родителей и педагогов, можно отметить, что оценки учащихся, родителей и педагогов, как до, так и после эксперимента расходились. Причем учащиеся выше оценивают собственную степень активности, по сравнению с учителями и родителями. Показатели родителей выше, чем у педагогов, но ниже, чем у учащихся.
Мотивационно-деятельный компонент социализации характеризуется также наличием у школьников активной созидательной позицией личности, сформированным стремлением личности и участию в различных социальных отношениях. Чтобы проследить изменения, которые произошли у школьников в процессе эксперимента, мы сравнили количество старшеклассников, являющихся организаторами и активными участниками различных социальных проектов, направленных на благоустройство школы, города. Количественный анализ полученных данных показал, что на начало эксперимента среди старшеклассников только 12% были организаторами социально-значимых проектов. После эксперимента таких старшеклассников стало – 82%. Причем среди этих старшеклассников были как авторы индивидуальных (45%), так и групповых (55%) проектов.
Условия, созданные в учебной и внеучебной деятельности, показали увеличение количества школьников, проявляющих высокий уровень социализации, увеличение количества родителей, заинтересованных в социальном воспитании своих детей, увеличение количества педагогов, владеющих современными образовательными технологиями, активно взаимодействующих со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса. Мы проанализировали динамику количества учащихся с разным уровнем социализации до эксперимента и после эксперимента в оценке учащихся педагогов и родителей. Из таблицы 2 видно, что количество учащихся, у которых нам удалось сформировать высокий уровень социализации в оценке самих учащихся, увеличился на 47%, а количество старших школьников с низким уровнем сократилось на 41%.
Таблица 2
Динамика количества учащихся с разным уровнем социализации до эксперимента и после эксперимента в оценке учащихся
педагогов и родителей (в %)
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сравнение оценок учащихся и педагогов по уровням социализации старших школьников показало, что их оценки расходятся. По мнению учителей, количество учащихся с высоким уровнем социализации возросло на 41%, а количество учащихся с низким уровнем уменьшилось на 27%. Однако в целом, учителя оценивают ниже результативность экспериментальной работы, чем ученики.
Оценка родителей уровня социализации учащихся варьируется между оценкой учащихся и педагогов. Родители в целом оценивают результаты выше,чем педагоги, но ниже, чем школьники.
Мы понимали, что оценки педагогов, родителей и самих старшеклассников являются субъективными, и потому привлекли независимых экспертов к оценке уровня социализации школьников на начало и конец эксперимента (таблица 3)
Таблица3
Оценка независимыми экспертами уровня социализации школьников на начало и конец эксперимента (в %) (n - 52)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По мнению независимых экспертов, количество школьников с высоким уровнем социализации возросло на 33%, а количество учащихся с низким уровнем уменьшилось на 25,4%
Анализ проявления некоторых характеристик социализации у выпускников до и после эксперимента представлен на рисунке 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
Рис 1. Желаемый и реальный образ школьника до и после эксперимента
Примечание: - профиль желаемого образа школьника
- профиль образа ученика гимназии до эксперимента
профиль реального образа ученика гимназии после эксперимента
Проведенный нами эксперимент показал, что при четко спланированной и научно обоснованной программе по социализации школьников, при учете различных факторов социализации, при условии создания специальной внешней среды изменяется и уровень социализации школьника. Так рис. 1 демонстрирует значительный прирост по таким характеристикам как «владение способами гражданской деятельности», «социальная активность учащихся», «умение ставить реальные цели, планировать деятельность по их достижению», «преобразование знаний в личные убеждения и ценности», «проявление социальной ответственности и гражданской зрелости».
Таким образом, приведенная нами экспериментальная работа, осуществляемая в рамках гимназии, подтвердила правильность выдвинутой ними гипотезы.
Заключение.
Под социализацией старших школьников понимается сформированность у школьников социальных норм, установок, ценностей, образцов поведения, а также интеллектуальное, личностное развитие индивидуальных свойств человека, саморазвитие и самореализация в обществе, которое происходит во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения, принятия и воспроизводства социального опыта..
^ Компонентами социализации являются: когнитивный (наличие знаний у школьника, способствующих осознанию связей и отношений в окружающем мире, формирующих целостную картину мира; наличие знаний об отношении к обществу, труду, к другому человеку, к другой культуре, к самому себе; знания приемов, способов, норм общения, способов самоорганизации и организации других людей и т.п.); нравственный (преобразование знаний в личные убеждения, стремления, ценности; проявление социальной ответственности, патриотизма, гражданской зрелости, наличие желания участвовать в общем деле; владение нормами общественного поведения и т.п..); мотивационно-деятельностный (проявление коммуникативной компетенции, ориентация на сотрудничество и кооперацию; наличие реально проявляемого стремления к решению социально значимых целей; умение самостоятельно принимать решение в нестандартных ситуациях; способность к творческой, исследовательской деятельности; сформированность социального, жизненного и профессионального самоопределения и т.п.).
Факторами, влияющими на социализацию старших школьников, являются: макрофакторы (общество в целом, планета, мир, страна, государство, культура и пр.), мезофакторы (население, СМИ, географическое положение места жительства и природно-климатические особенности региона и пр.) и микрофакторы (семья, микросоциум, институты воспитания и образования, подростковые сообщества, нормы взаимоотношений и пр.) Макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы разделены нами на субъективные и объективные. Объективные факторы зависят, по нашему мнению, от условий и обстоятельств жизни, как общества, мира, так и конкретного человека и, чаще всего, не могут быть изменены средствами педагогического воздействия. Субъективные микро, мезо и макрофакторы социализации, напротив, поддаются педагогическим воздействиям и представляют собой процесс ускорения социализации, способствующий преодолению или ослаблению отрицательных последствий объективных воздействий, придавая им гуманистическую ориентацию.
^ Путями социализации школьников в условиях образовательного учреждения являются: разработка и реализация программы социализации старших школьников, социализация старших школьников в учебной и внеучебной деятельности образовательного учреждения, влияние специально организованной внешней среды образовательного учреждения на социализацию школьников и др.
Программа социализации старших школьников в условиях образовательного учреждения включает: цели, функции, содержания, формы, методы, средства, критерии, показатели и совокупность последовательных целесообразных взаимодействий администрации, учителей и родителей школьников, направленных на накопление опыта деятельности и сотрудничества, достижение прогнозируемого результата. Программа социализации школьников ориентирована на развитие личности школьника и учителя.
Определено, что реализация разработанной программы социализации учащихся в учебной и внеучебной деятельности способствовала развитию у них социально значимых личностных качеств. Обусловлена необходимость построения поэтапной целостной системы социализации в условиях общеобразовательного учреждения. Экспериментальная проверка поэтапной реализации путей социализации убедительно показала, что преемственность этапов дает возможность на основе широкой разносторонней базовой подготовки, основывающейся на дифференциации обучения, включить школьников в целесообразную социальную деятельность на современном уровне развития педагогической науки.
Таким образом, подтверждена и доказана правомочность выдвинутой гипотезы.
Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и практический материал требует развития и уточнения. При дальнейшей разработке проблемы важно обратить внимание на уточнение содержания и форм внеклассной работы в условиях образовательного учреждения, ориентированных на освоение новых педагогических технологий, на особенности формирования внутригрупповых межличностных отношений школьных коллективов и др.
Дальнейшее развитие и углубление проблемы может быть связано с теоретико-методологическим анализом на основе цивилизационного, концептуального, проблемного, подходов; исследованием путей интеграции педагогической среды; поиском новых возможностей для внедрения достижений зарубежного опыта; совершенствованием механизмов социализации школьников.
^ Список публикаций
Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ
1. Бозина, И. Г. Факторы, влияющие на социализацию личности старших школьников в условиях образовательного учреждения [Текст]/ И. Г. Бозина, Н. Э. Касаткина//Сибирский педагогический журнал.-2007.-№6.-С. 290-298.
Бозина, И. Г. Влияние макро-, мезо-, и микрофакторов на социализацию личности старших школьников в оценке педагогов и учащихся образовательного учреждения [Текст] / И. Г. Бозина, Н. Э. Касаткина//Сибирский педагогический журнал.-2007.-№5.-С. 266-273.
Бозина, И. Г. Некоторые аспекты процесса социализации старших школьников в образовательном учреждении [Текст]/ И. Г. Бозина // Вестник Томского государственного университета. -2007.- №300 (I). –С. 180-184.
Учебно-методические пособия
Бозина, И. Г. Гражданское воспитание школьников: проблемы, теоретические основы, пути решения. Часть 2 Текст: в 3 ч. : учебно-методическое пособие авт.- сост.: Н. Г. Хвалевко, Л. В. Калинина,И. Г. Бозина и др.; под науч. ред. Н. Э. Касаткиной, Е. Л. Рудневой. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2006.-135с.
Бозина, И. Г. Преподавание в 5 классе курса «Я - горожанин» Текст: пособие для учителя авт.- сост.: И. Г. Бозина, Л. В. Калинина. – Междуреченск: Изд-во «МС», 2006.- 60 с.
Бозина И. Г. Рабочая тетрадь к курсу «Я - горожанин» 5 класс Текст: пособие для учителя авт.- сост.: И. Г. Бозина, Л. В. Калинина. – Междуреченск: Изд-во «МС», 2006.- 24 с.
Бозина И. Г. Экспериментальный проект «Программа «Я и город» как средство формирования городского пространства, направленного на духовно-нравственное образование учащихся и воспитанников. Текст: учебно-методическое пособие авт.- сост.: Н. Г. Хвалевко, Л. В. Калинина, И. Г. Бозина и др.; под науч. ред. Н. Э. Касаткиной, Е. Л. Рудневой. – Новокузнецк, 2003.- 146с.
^ Статьи, материалы конференций
Бозина, И. Г. Реализация городской программы «Я-горожанин» в гимназии Текст/ И. Г. Бозина //Сборник материалов базовой площадки по работе с одаренными детьми «Одаренному ребенку – талантливый учитель». Часть 1.- Междуреченск: Изд-во «МС», 2006.- С. 5-9.
Бозина, И. Г. Социальное развитие выпускников гимназии: идеал и реальность [Текст]/ И. Г. Бозина // Сборник работ научно-практической конференции педагогов «Образование – забота общая». Часть I. .- Междуреченск: Изд-во «МС», 2005.- С. 22-27.