СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете "Современный урок музыки как основная форма организации учебной работы"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете "Современный урок музыки как основная форма организации учебной работы"

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете "Современный урок музыки как основная форма организации учебной работы"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №6 г.Димитровграда Ульяновской области»


Выписка из Протокола

Заседания педагогического совета

МБОУ СШ №6 г.Димитровграда


Тема: Развивающие технологии в рамках внедрения ФГОС нового поколения

от 14.02.2016 года № 3


По второму вопросу

слушали Сёмину Е.А.,

учителя музыки

Тема выступления Сёминой Е.А. «Современный урок музыки как основная форма организации учебной работы». Елена Анатольевна напомнила присутствующим, что урок – это слово, которое широко употребляется в нашей жизни. Его используют, говоря о специально организованной форме обучения или в ситуации, когда человек делает какой-либо важный, значимый для себя вывод, расширяя тем самым жизненный опыт. О таких ситуациях говорят «извлек урок». Урок музыки, является ли он формой обучения или «ситуацией извлечения», это всегда встреча с музыкальным искусством.

Педагог обратила внимание коллег на тот факт, что музыкальное искусство в жизнедеятельности человека предстает как многофункциональное явление. Спектр этих функций остается неизменным при любых условиях ее существования. Однако различные ситуации жизнедеятельности человека определяют различное содержательное истолкование самого понятия «музыка». Так, например, не является идентичным содержание музыки в ситуации, когда мы находимся в концертном зале и слышим ее звучание со сцены в исполнении оркестра, и в ситуации, когда видим это слово в школьном расписании, где так обозначен один из школьных учебных предметов.

В своем выступлении Елена Анатольевна обратила внимание на то, что само звучание музыки уже может стать уроком, если человек воспринимает ее содержание, понимает авторский замысел, ощущает ее смысловые оттенки. Такой урок состоялся благодаря усилиям самого человека, его внутренней потребности в общении с музыкой, где он сам «извлекает» урок из музыки. Музыка может остаться и как факт звучания, без какого-либо целенаправленного ее восприятия. Такой урок музыки тоже может быть, он исполнен его автором, организовать, организатором. И первая, и вторая ситуация может произойти как в концертном зале, так и в школе.

Уроки музыки можно различать не только по их конечному результату, но и по месту их проведения. Музыкальное образование представлено широкой сетью учреждений, где могут проводиться уроки музыки. Это может быть на телевидении, в радиоэфире, в концертных залах и музеях. Уроки музыки проводятся в стенах школы. Они могут состояться в актовом зале, в студии, в классе. Согласно месту их проведения, они будут уроками музыки в школе, но не все они являются школьными уроками.

Елена Анатольевна отдельно остановилась на вопросе о том, что особенность школьного урока музыки объясняется не столько местом его проведения, сколько требованиями, которым он должен отвечать. Эти требования являются едиными для всей системы школьного образования. В соответствие с такой установкой урок музыки, как и урок математики или литературы, является школьной учебной дисциплиной. Сегодня задачи школьного образования центрируются вокруг человека, раскрытия его индивидуальности и неповторимости, умения найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности. Реализация содержания школьного урока связывается с активностью каждого из субъектов образовательного взаимодействия, учитывающего особенности и потребности целостного человека. В числе приоритетных средств реализации содержания школьного образования признаются такие, которые позволяют непосредственно вовлечь самого ребенка в процесс открытия новых граней своей жизнедеятельности, способствуют пониманию множественности проявлений мира. Такие средства основываются на взаимодействии учителя и учащихся.

Реализовать современные дидактические стратегии в музыкальном образовании возможно, опираясь на основные положения гуманитарно-деятельностного подхода, согласно которому человек воспринимается в деятельной взаимосвязи с миром, объектами, его наполняющими, другими людьми. Взаимосвязь человека и музыки это особая реальность, имеющая закономерности, которые проявляются в таких ее параметрах, как бинарность, целостность, динамичность. Взаимосвязь человека с миром и с музыкой в частности, бинарна, двойственна по своей природе и может рассматриваться одновременно и как действенная, активная, творческая, преобразующая, и как созерцательная, рефлексирующая, размышляющая.

Сёмина Е.А. обозначила педагогические задачи при восприятии человека во взаимосвязи его с музыкой, которые должны быть направлены не к тому, чтобы развивать отдельные свойства учеников, необходимые только во взаимодействии с музыкой или воспитывать определенный набор качеств, а формировать у них творческое отношение к действительности, где действительность предстает как система взаимоотношений с миром, с культурой. Творческое отношение всегда деятельное, оно связано с реальным преобразованием действительности и самого себя. Содержанием музыкального воспитания в современном школьном уроке музыки является освоение способов взаимодействия с музыкальным искусством, а через него с другими людьми и с собой. Все способы взаимодействия в совокупности представляют деятельное бытие ребенка на уроке музыки. Процесс взаимодействия с музыкальным искусством строится как проникновение в факты, явления, на основе понимания, осмысления, осознания, что и становится результатом познания действительности. В процессе проникновения, ребенок обнаруживает свои собственные смыслы, соприкасается со смыслами другого человека.

В завершении своего выступления Елена Анатольевна акцентировала внимание педагогов на том, что в современном уроке музыки музыкальную деятельность ребенка следует рассматривать как способ его предметно-деятельного бытия. Ребенок и музыка, как субъект и объект в музыкальной деятельности находятся в непосредственном контакте, взаимодействуя на правах событийности. Ребенок является источником движения и «создателем» самого процесса, а музыка выступает как источник содержания и условие существования его музыкальной деятельности. Встреча ребенка с музыкой является событием, организовать которую и должен учитель.



Дата «_____»____________________2019 г.


Заместитель директора по УВР

МБОУ СШ №6 г.Димитровграда ______________/Большакова И.П.


Подпись _Большаковой И.П._заверяю:

Директор МБОУ СШ №6 г.Димитровграда _________________ / Сёмина О.А.

МП