СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете Влияние цифровой образовательной среды на организацию воспитательной работы в Гимназии.

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете Влияние цифровой образовательной среды на организацию воспитательной работы в Гимназии.»

Влияние цифровой образовательной среды на организацию воспитательной работы в Гимназии.

Подготовила: Дорофеева Марина Николаевна, руководитель кафедры воспитания МБОУ Гимназия г.Ливны.

В начале своего выступления я хочу зачитать слова педагога-новатора М. Поташника «Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии воспитания, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество воспитания...»

Мы понимаем, что современный человек, чтобы достичь успеха, должен обладать самостоятельностью, способностью к сотрудничеству, уметь быстро адаптироваться в любой ситуации. Происходит рождение нового типа личности: свободной, творчески ориентированной, креативной, открытой. Именно таких выпускников ждёт от нас общество. Вот почему активно распространяющийся процесс информатизации образования придает воспитательной работе особое значение.

Согласно содержанию документа «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», одним из основных направлений развития воспитания является расширение воспитательных возможностей с помощью информационных ресурсов. Вы можете видеть на слайде, что это направление предполагает(слайд)

Это направление предполагает:

- «создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей;

- информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;

- содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;

- воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;

- обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию» .

В последнее время стало актуальным цифровое образование. Это продиктовано изменениями, которые происходят в социальной, экономической и политической сферах нашей страны. В некоторых регионах проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды".(опред.слайд )

В связи с этим возникает вопросы. Возможно ли эффективное воспитание в цифровую эпоху? Можно ли негативные воздействия информационной среды на ребенка контролировать? Какое оно - «время и место» для воспитания ребенка в работе учителя? Реальное или виртуальное?

Обратимся к так называемой теории поколений. На сайде представлены 4 группы, проживающие и активно взаимодействующие в нашей стране. Поколение Z родившиеся после 2003г., являются категорией людей, родившихся в период постмодернизма и глобализации. Можно сказать, что они рождаются со смартфоном или планшетом в руках. Воспитании зумеров, принимают участие не только родители, но, и различные блогеры из YouTube, Tik Tok, Instagram и множество других персон, связанных с современными технологами.

Но,специалисты уверены, что современные технологии ускорили смену поколений. Согласно теории поколений, сейчас новое поколение – альфа(слайд …) (дети, которые родились после 2010 г.). Альфа в корне отличаются от предшественников по многим пунктам. Они динамичные пользователи всемирной паутины. Примерно в 2 года около 80% малышей уже активно играют в игры на смартфонах и планшетах. Коммуницировать с нынешними детьми очень непросто. Но это поколение, которое, вполне возможно, будет двигать наш мир вперед. Возможно, именно они будут расти в эпоху искусственного интеллекта.

Цифровое поколение - какое оно? С одной стороны, дети этого поколения не желают интегрироваться в образовательный процесс, в котором нет цифровых технологий,дети, которые быстрее разбираются с техникой, осваивают компьютер и телефон, в их распоряжении средства массовой информации, IP-технологии, множество разнообразных гаджетов и электронных программ. С другой стороны, если говорить о психологических особенностях цифрового поколения: нежелание взрослеть; ограничение общения между детьми и взрослыми; проявление одиночества; бегство от реальности; игровая/виртуальная зависимость; приоритет потребительских мотивов и пр.

Мы, педагоги также уже не представляем себе процесс обучения и воспитания без использования цифровых технологий. То, что было когда-то недоступным, а порой и невозможным в условиях цифровизации, приобретает смысл. Сегодня невозможно представить воспитательную работу без использования компьютерного оборудования.

Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения воспитательного процесса (слайд..)

• как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видео-фильмы и другие демонстрационные формы);

• как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);

• как средство обработки информации (фото и видео-изображений, текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности);

• как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);

• как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.).

Острую необходимость использования цифровых технологий мы почувствовали, оказавшись в сложной ситуации из-за Covid 19. Дистанционно надо было не только вести процесс обучения, но проводить и воспитательную работу. Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дано определение воспитанию: это «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Перед нами стояла задача организовать воспитательную работу в этих условиях и создать условия для развития личности.

Как осуществлялась организация работы?

  • На заседании кафедры обсуждался вопрос об использовании интернет –ресурсов в в воспитательной работе, поэтому в помощь классным руководителям созданы памятки с адресами сайтов, которые облегчают воспитательную работу.(слайд..)

1.сайт "Справочник классного руководителя" (http://klass.resobr.ru). Здесь немало различных методических разработок, сценариев классных часов, материалов, связанных со знаменательными датами, юбилеями выдающихся людей истории, иллюстраций, текстов и так далее.

2.Сайт "Классному руководителю" (http://www.debryansk.ru/~lpsch/kl_ruk/) содержит подборку очень полезных рубрик.

3. Сайт «Сценарии школьных и внешкольных праздников» (www.uroki.net/scenar.htm) классные руководители, учителя, педагоги-организаторы, заместители директора по воспитательной работе смогут найти самые разные разработки.

4. Сайт газеты «Добрая дорога Детства» (www.dddgazeta.ru) есть сказки по Правилам дорожного движения и всевозможные методические разработки для педагогов.

5.Сайт School Goes Digital Межшкольного Ресурсного Центра (www.edunet.uz) - один из самых интересных. На нем представлено более 30 активных ссылок на различные Интернет-ресурсы для классных руководителей. Здесь есть сценарии школьных мероприятий, электронные презентации для классных часов, форум для вожатых, информация об этикете и многое другое.

6.На сайте «Внеклассные мероприятия» (http://school-work.net) представлен полный цикл календарных, школьных и тематических праздников для детей младшего и среднего возраста. Предлагаются лучшие сценарии, утренники, викторины, КВНы, беседы, а также конкурсы, игры, эстафеты, загадки, ребусы, кроссворды и сказки. Для каждого класса продумана программа мероприятий, учитывающая познавательные интересы школьников определенного возраста.

7. Интернет-сообщество Екатерины Пашковой (http://pedsovet.Su/load/10) даст любому классному руководителю множество полезных материалов для подготовки классного часа, родительского собрания.

  • Для общения с детьми, проведения классных часов некоторые классные руководители использовали Скайпе, Zoom –платформы для организации аудио и видеоконференций. Яндекс.Телемост - сервис видеоконференций, позволяющий общаться по видеосвязи. Проводились дистанционно родительские собрания с использованием этих платформ.

  • Использовали мессенджеры WhatsApp бесплатный мессенджер для обмена текстовыми сообщениями с поддержкой голосовой и видеосвязи. ВКонтакте через социальные сети.

  • Всё это позволило воспитательный процесс повернуть в новое русло.С применением информационных технологий прошло множество мероприятий и конкурсов.

Особенно насыщенными были мероприятия посвященныё 75 –й годовщине Победы в ВОВ:


Название мероприятия

Класс

Ответственные

1.

Патриотическая онлайн – эстафета «Голос Победы-2020»


5-11 классы

Классные руководители

5-11 классов

2.

Онлайн – викторина «Никто не забыт, ничто не забыто»

8-е классы

Удовыдченкова Е.Е.

3.

Конкурс чтецов "Никто не забыт, ничто не забыто" .

среди 1-11 классов

Классные руководители, педагоги организаторы

4.

Онлайн- викторина «География военных действий»


8-е классы

Павлова Т.В.

5.

Онлайн – соревнование по спидкубингу, посвящённой 75- летию Победы в ВОВ.

1-11 классы

Классные руководители

1-11 классов, Головин Д.Ю.

6.

Онлайн конференция : « Вклад учёных физиков в победу в ВОВ»

параллель 9-10 классов

Дорофеева М.Н.

Свистунова

7.

Тематические классные часы: «Ожили в памяти мгновения войны»

1-11 классы

Все классные руководители

8.

Онлайн- конкурс военно- патриотической песни «Эхо войны».

1-4 классы

Классные руководители 1-4 классов


Результативность участия классных руководителей в мероприятиях посвящённых 75-летию победы ВОВ.

Название конкурса

Уровень

Класс, место

Классный руководитель

1.

Конкурс чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто», посвященный 75-летию Победы в ВОВ

Школьный

3-Г-2место

2-В,2место

3-В, 3 место

4-А,2 место

1-Б, 1 место

2-А – 2место

1-А – 3 место

Райдено Л.В

Белецкая Л.Ю.

Мишина Н.Л.

Распопова Н.И.

Руднева Е.Е

Шишина Е.Д.

Полетаева О.А.

2.

Онлайн- конкурс военно- патриотической песни «Эхо войны». (1-4 классы)

Школьный

3-Г-1 место

3-В, 3 место

4-А, 2 место

1-Б, 2 место

2-А – 2место

1-А – 3 место


Райдено Л.В

Мишина Н.Л.

Распопова Н.И.

Руднева Е.Е

Шишина Е.Д.

Полетаева О.А

3.

Онлайн – соревнование по спидкубингу, посвящённой 75- летию Победы в ВОВ.(сборка кубика Рубика)

Школьный

3-Г-1 место

10-А-1 место

Райдено Л.В

Дорофеева М.Н.

4.

Конкурс юных поэтов, посвященный75-летию Победы в ВОВ

Школьный

3-Г-1 место

Райдено Л.В

5.

Конкурс рисунков «Дети рисуют Победу»

Школьный

3-Г-1м-2 чел, 3м-1чел

Райдено Л.В

6.

Патриотическая онлайн – эстафета «Голос Победы-2020»(5-11кл)

Школьный

10-Б-1 место

10-А 2 место

Кобылкина Е.И.

Дорофеева М.Н.

7.

Акция»Окна Победы (1-11 классы)

Школьный

5-В

10-А

Головина О.А.

Дорофеева М.Н.

8

Интеллектуальный марафон «Хочу всё знать» на тему «75-летию Великой Победы посвящается…»


3-В,командный зачёт – 2 место

Личный зачёт

Горелов И. – 1 место

Мишина Н.Л.





2-А – 2 место

Шишина Е.Д.


9.

Дистанционная онлайн-фотовыставка «Бессмертный подвиг» (Региональное отделение ВВПОД «Юнармия» Орл. обл.)

Региональный

3-В,участие

Мишина Н.Л.


10.

Акция "Великая страна - Великая Победа!" (Управление ГИБДД УМВД России по Орл. обл. (видеоролик))

Региональный

3-В,участие

Мишина Н.Л.


11.

Областной конкурс детского творчества «Подарок ветерану», посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Региональный

3-В, Глухов А. - сертификат участника

Мишина Н.Л.


12.

Онлайн-акция «Бессмертный полк гимназии»( участие)

Школьный

1-А

3-В

2-А

10-А

Полетаева О. А.

Мишина Н.Л.

Шишина Е.Д.

Дорофеева М.Н.

13.

Всероссийский конкурс для школьников «Письмо солдату освободителю»


Всероссийский

1-Б, диплом Iстепени


Руднева Е.Е

14.

Всероссийский конкурс «9 мая – день Великой Победы»


Всероссийский

1-Б, диплом Iстепени


Руднева Е.Е


  • Были организованы виртуальные экскурсии в музеи. В частности посещение краеведческого музея г. Ливны. сайт музея http://mylivny.ru/museum/historymuseum

Воспитательная работа в период дистанционного обучения прошла на достойном уровне.

Были и минусы. Низкая мотивация к участию в воспитательных мероприятиях у обучающихся. Несмотря на то, что дети умеют пользоваться телефоном, компьютером, они не были готовы представить себя и свои способности на общее обозрение. Приходилось прикладывать немало усилий, чтобы вовлечь детей в различные воспитательные мероприятия.


Дистанционное обучение дало большой толчок в сторону развития цифровизации воспитательного процесса.

  • Если перед дистантом стоял вопрос как общаться с детьми и родителями? Какие ииформационные ресурсы использовать, то сейчас такой вопрос не возникает. Наиболее востребован в воспитательной работе бесплатный мессенджер WhatsApp .

Удобно сделать рассылку информации для всех участников группы, выкладывать записанные видеообращения к родителям и к детям, а самое главное обратная связь. Работа ведется не только на групповом уровне. Если возникают вопросы у родителей, которые они хотят обсудить индивидуально, то мы переходим на общение в личном сообщении. Индивидуальная работа с родителями и детьми, реализует личностно-ориентированный подход в воспитании. При необходимости родители присылают фото-и видеоотчеты.

  • Создана группа «Кафедра воспитания» в WhatsApp.

  • В рамках цифровизации образования в этом мы перешли на электронный журнал и учителя и классные руководители работают в системе виртуальная школа, которая является одной из составляющих воспитательного процесса.Классные руководители заполняют сведения о родителях, о занятости детей в кружках, секциях. Осуществляется помощь обучащимся и их родителями при возникновении разных ситуациях связанных с работой в ВШ.

  • Перешли на электронные отчеты классных руководителей.

  • Используем навигатор дополнительного образования Орловской области, единая база кружков, секций, объединений различной направленности для детей всех возрастов.

  • Созданы электронные портфолио каждого класса.

  • Создан виртуальный музей Гимназии. Оцифрованы экспозиции музея.

  • С использованием цифровых технологий проходит участие в мероприятиях по повышению педагогического мастерства, обобщение опыта: участие в муниципальных и региональных онлайн семинарах, вебинарах, публикации материалов в электронныйсборник Костромского областного института образования, прохождение курсов повышения квалификации на площадке www.Единыйурок.рф, стало возможным заочное участие Бахтиной О.Н. в 1-ом всероссийском форуме классных руководителей.

  • Проводятся онлайн-трансляция Всероссийских родительских собраний в рамках («родительского всеобуча).

С использованием цифровых технологий проходит огромное количество онлайн –викторин, олимпиад., открытых уроков, проекты по ранней профессиональной ориентации обучающихся. Некоторые из них.

  • Участие в интернет –викторинах «Время выбирать» Всероссийская онлайн-олимпиада «Юный предприниматель и финансовая грамотность». Дистанционная космическая викторина «Через тернии к звездам»

  • Открытые уроки с использованием онлайн платформе. «Уроки безопасности в сети интернет», «Урок цифры». Акция «Цифровой Диктант».

  • Открытые уроки на РФ. Всероссийские открытые уроки знакомят учащихся с современными профессиями, помогают выбрать свой карьерный путь, а также затрагивают самые интересные и популярные темы школьной жизни.

  • Всероссийские открытые онлайн-уроки "ПроеКТОриЯ"

  • Участие во Всероссийском народном проекте "Киноуроки в школе России"

  • Участие обучающихся в конкурсе «Большая перемена» (слайд 21)

  • 22 января 2021 года в сообществе Всероссийского конкурса для школьников «Большая перемена» социальной сети ВКонтакте стартовала Всероссийская акция «Добрая суббота»,это возможности для самореализации ребят в среде волонтерства и социального проектирования. Цель акции – познакомить школьников с волонтерской деятельностью, вовлечь в добровольческое движение. Волонтерские образовательные проекты – важное дополнение к воспитательному процессу. (слайд22)

  • В 2021-2022учебном году в Гимназии внедрена новая программа воспитания. В программе есть модуль «Школьные медиа». Одной из форм реализациии медиа-это школьная интернет – группа. В социальной сети « В контакте» размещается актуальная новостная информация, ролики, проводятся онлайн конкурсы, проводятся социологические опросы и обсуждаются проблемы. Осуществляется взаимодействие детей, учителей и родителей, социальных партнёров и всех заинтересованных лиц.

Классные руководители всё чаще в своей работе используют интерактивные комплексы Гимназии, размещают на сайте Гимназии, в материалы из жизни класса, школы.

  • Как вы видите, современная воспитательная работа не представляется возможной без использования цифровых технологий. Создание информационного пространства Гимназии путём цифровизации образования способствует росту качества и повышения уровня организации воспитательного процесса, делает воспитательный процесс современный с точки зрения формы и содержания.



Перед нами новая реальность-это цифровое воспитание. Воздействия информационной среды на процессы социализации, становления личности новых поколений очевидны. Важно, чтобы грамотно было организованно взаимодействие субъектов образования в сети

Интернет, только тогда позволит каждому субъекту создает условия для личностного роста саморазвитие и самообразование.


Решение:

1. Признать целесообразность и необходимость использование цифровых технологий в воспитательном процессе Гимназии и продолжить работу по совершенствованию форм и методов работы с ними.

2. Использовать в профессиональной деятельности педагогов ЦОР, ЭОР.

3. Создать школьный банк ЦОР, ЭОР.

4. Способствовать вовлечению родителей, социальных партнеров в процесс создания единой информационной среды через Интернет-ресурсы.