Влияние цифровой образовательной среды на организацию воспитательной работы в Гимназии.
Подготовила: Дорофеева Марина Николаевна, руководитель кафедры воспитания МБОУ Гимназия г.Ливны.
В начале своего выступления я хочу зачитать слова педагога-новатора М. Поташника «Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии воспитания, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество воспитания...»
Мы понимаем, что современный человек, чтобы достичь успеха, должен обладать самостоятельностью, способностью к сотрудничеству, уметь быстро адаптироваться в любой ситуации. Происходит рождение нового типа личности: свободной, творчески ориентированной, креативной, открытой. Именно таких выпускников ждёт от нас общество. Вот почему активно распространяющийся процесс информатизации образования придает воспитательной работе особое значение.
Согласно содержанию документа «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», одним из основных направлений развития воспитания является расширение воспитательных возможностей с помощью информационных ресурсов. Вы можете видеть на слайде, что это направление предполагает(слайд)
Это направление предполагает:
- «создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей;
- информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;
- содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;
- воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;
- обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию» .
В последнее время стало актуальным цифровое образование. Это продиктовано изменениями, которые происходят в социальной, экономической и политической сферах нашей страны. В некоторых регионах проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды".(опред.слайд )
В связи с этим возникает вопросы. Возможно ли эффективное воспитание в цифровую эпоху? Можно ли негативные воздействия информационной среды на ребенка контролировать? Какое оно - «время и место» для воспитания ребенка в работе учителя? Реальное или виртуальное?
Обратимся к так называемой теории поколений. На сайде представлены 4 группы, проживающие и активно взаимодействующие в нашей стране. Поколение Z родившиеся после 2003г., являются категорией людей, родившихся в период постмодернизма и глобализации. Можно сказать, что они рождаются со смартфоном или планшетом в руках. Воспитании зумеров, принимают участие не только родители, но, и различные блогеры из YouTube, Tik Tok, Instagram и множество других персон, связанных с современными технологами.
Но,специалисты уверены, что современные технологии ускорили смену поколений. Согласно теории поколений, сейчас новое поколение – альфа(слайд …) (дети, которые родились после 2010 г.). Альфа в корне отличаются от предшественников по многим пунктам. Они динамичные пользователи всемирной паутины. Примерно в 2 года около 80% малышей уже активно играют в игры на смартфонах и планшетах. Коммуницировать с нынешними детьми очень непросто. Но это поколение, которое, вполне возможно, будет двигать наш мир вперед. Возможно, именно они будут расти в эпоху искусственного интеллекта.
Цифровое поколение - какое оно? С одной стороны, дети этого поколения не желают интегрироваться в образовательный процесс, в котором нет цифровых технологий,дети, которые быстрее разбираются с техникой, осваивают компьютер и телефон, в их распоряжении средства массовой информации, IP-технологии, множество разнообразных гаджетов и электронных программ. С другой стороны, если говорить о психологических особенностях цифрового поколения: нежелание взрослеть; ограничение общения между детьми и взрослыми; проявление одиночества; бегство от реальности; игровая/виртуальная зависимость; приоритет потребительских мотивов и пр.
Мы, педагоги также уже не представляем себе процесс обучения и воспитания без использования цифровых технологий. То, что было когда-то недоступным, а порой и невозможным в условиях цифровизации, приобретает смысл. Сегодня невозможно представить воспитательную работу без использования компьютерного оборудования.
Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения воспитательного процесса (слайд..)
• как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видео-фильмы и другие демонстрационные формы);
• как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);
• как средство обработки информации (фото и видео-изображений, текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности);
• как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);
• как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.).
Острую необходимость использования цифровых технологий мы почувствовали, оказавшись в сложной ситуации из-за Covid 19. Дистанционно надо было не только вести процесс обучения, но проводить и воспитательную работу. Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дано определение воспитанию: это «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Перед нами стояла задача организовать воспитательную работу в этих условиях и создать условия для развития личности.
Как осуществлялась организация работы?
На заседании кафедры обсуждался вопрос об использовании интернет –ресурсов в в воспитательной работе, поэтому в помощь классным руководителям созданы памятки с адресами сайтов, которые облегчают воспитательную работу.(слайд..)
1.сайт "Справочник классного руководителя" (http://klass.resobr.ru). Здесь немало различных методических разработок, сценариев классных часов, материалов, связанных со знаменательными датами, юбилеями выдающихся людей истории, иллюстраций, текстов и так далее.
2.Сайт "Классному руководителю" (http://www.debryansk.ru/~lpsch/kl_ruk/) содержит подборку очень полезных рубрик.
3. Сайт «Сценарии школьных и внешкольных праздников» (www.uroki.net/scenar.htm) классные руководители, учителя, педагоги-организаторы, заместители директора по воспитательной работе смогут найти самые разные разработки.
4. Сайт газеты «Добрая дорога Детства» (www.dddgazeta.ru) есть сказки по Правилам дорожного движения и всевозможные методические разработки для педагогов.
5.Сайт School Goes Digital Межшкольного Ресурсного Центра (www.edunet.uz) - один из самых интересных. На нем представлено более 30 активных ссылок на различные Интернет-ресурсы для классных руководителей. Здесь есть сценарии школьных мероприятий, электронные презентации для классных часов, форум для вожатых, информация об этикете и многое другое.
6.На сайте «Внеклассные мероприятия» (http://school-work.net) представлен полный цикл календарных, школьных и тематических праздников для детей младшего и среднего возраста. Предлагаются лучшие сценарии, утренники, викторины, КВНы, беседы, а также конкурсы, игры, эстафеты, загадки, ребусы, кроссворды и сказки. Для каждого класса продумана программа мероприятий, учитывающая познавательные интересы школьников определенного возраста.
7. Интернет-сообщество Екатерины Пашковой (http://pedsovet.Su/load/10) даст любому классному руководителю множество полезных материалов для подготовки классного часа, родительского собрания.
Для общения с детьми, проведения классных часов некоторые классные руководители использовали Скайпе, Zoom –платформы для организации аудио и видеоконференций. Яндекс.Телемост - сервис видеоконференций, позволяющий общаться по видеосвязи. Проводились дистанционно родительские собрания с использованием этих платформ.
Использовали мессенджеры WhatsApp бесплатный мессенджер для обмена текстовыми сообщениями с поддержкой голосовой и видеосвязи. ВКонтакте через социальные сети.
Всё это позволило воспитательный процесс повернуть в новое русло.С применением информационных технологий прошло множество мероприятий и конкурсов.
Особенно насыщенными были мероприятия посвященныё 75 –й годовщине Победы в ВОВ:
№ | Название мероприятия | Класс | Ответственные |
1. | Патриотическая онлайн – эстафета «Голос Победы-2020» | 5-11 классы | Классные руководители 5-11 классов |
2. | Онлайн – викторина «Никто не забыт, ничто не забыто» | 8-е классы | Удовыдченкова Е.Е. |
3. | Конкурс чтецов "Никто не забыт, ничто не забыто" . | среди 1-11 классов | Классные руководители, педагоги организаторы |
4. | Онлайн- викторина «География военных действий» | | 8-е классы | Павлова Т.В. |
5. | Онлайн – соревнование по спидкубингу, посвящённой 75- летию Победы в ВОВ. | 1-11 классы | Классные руководители 1-11 классов, Головин Д.Ю. |
6. | Онлайн конференция : « Вклад учёных физиков в победу в ВОВ» | параллель 9-10 классов | Дорофеева М.Н. Свистунова |
7. | Тематические классные часы: «Ожили в памяти мгновения войны» | 1-11 классы | Все классные руководители |
8. | Онлайн- конкурс военно- патриотической песни «Эхо войны». | 1-4 классы | Классные руководители 1-4 классов |
Результативность участия классных руководителей в мероприятиях посвящённых 75-летию победы ВОВ.
№ | Название конкурса | Уровень | Класс, место | Классный руководитель |
1. | Конкурс чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто», посвященный 75-летию Победы в ВОВ | Школьный | 3-Г-2место 2-В,2место 3-В, 3 место 4-А,2 место 1-Б, 1 место 2-А – 2место 1-А – 3 место | Райдено Л.В Белецкая Л.Ю. Мишина Н.Л. Распопова Н.И. Руднева Е.Е Шишина Е.Д. Полетаева О.А. |
2. | Онлайн- конкурс военно- патриотической песни «Эхо войны». (1-4 классы) | Школьный | 3-Г-1 место 3-В, 3 место 4-А, 2 место 1-Б, 2 место 2-А – 2место 1-А – 3 место | Райдено Л.В Мишина Н.Л. Распопова Н.И. Руднева Е.Е Шишина Е.Д. Полетаева О.А |
3. | Онлайн – соревнование по спидкубингу, посвящённой 75- летию Победы в ВОВ.(сборка кубика Рубика) | Школьный | 3-Г-1 место 10-А-1 место | Райдено Л.В Дорофеева М.Н. |
4. | Конкурс юных поэтов, посвященный75-летию Победы в ВОВ | Школьный | 3-Г-1 место | Райдено Л.В |
5. | Конкурс рисунков «Дети рисуют Победу» | Школьный | 3-Г-1м-2 чел, 3м-1чел | Райдено Л.В |
6. | Патриотическая онлайн – эстафета «Голос Победы-2020»(5-11кл) | Школьный | 10-Б-1 место 10-А 2 место | Кобылкина Е.И. Дорофеева М.Н. |
7. | Акция»Окна Победы (1-11 классы) | Школьный | 5-В 10-А | Головина О.А. Дорофеева М.Н. |
8 | Интеллектуальный марафон «Хочу всё знать» на тему «75-летию Великой Победы посвящается…» | | 3-В,командный зачёт – 2 место Личный зачёт Горелов И. – 1 место | Мишина Н.Л. |
2-А – 2 место | Шишина Е.Д. |
9. | Дистанционная онлайн-фотовыставка «Бессмертный подвиг» (Региональное отделение ВВПОД «Юнармия» Орл. обл.) | Региональный | 3-В,участие | Мишина Н.Л. |
10. | Акция "Великая страна - Великая Победа!" (Управление ГИБДД УМВД России по Орл. обл. (видеоролик)) | Региональный | 3-В,участие | Мишина Н.Л. |
11. | Областной конкурс детского творчества «Подарок ветерану», посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. | Региональный | 3-В, Глухов А. - сертификат участника | Мишина Н.Л. |
12. | Онлайн-акция «Бессмертный полк гимназии»( участие) | Школьный | 1-А 3-В 2-А 10-А | Полетаева О. А. Мишина Н.Л. Шишина Е.Д. Дорофеева М.Н. |
13. | Всероссийский конкурс для школьников «Письмо солдату освободителю» | Всероссийский | 1-Б, диплом Iстепени | Руднева Е.Е |
14. | Всероссийский конкурс «9 мая – день Великой Победы» | Всероссийский | 1-Б, диплом Iстепени | Руднева Е.Е |
Были организованы виртуальные экскурсии в музеи. В частности посещение краеведческого музея г. Ливны. сайт музея http://mylivny.ru/museum/historymuseum
Воспитательная работа в период дистанционного обучения прошла на достойном уровне.
Были и минусы. Низкая мотивация к участию в воспитательных мероприятиях у обучающихся. Несмотря на то, что дети умеют пользоваться телефоном, компьютером, они не были готовы представить себя и свои способности на общее обозрение. Приходилось прикладывать немало усилий, чтобы вовлечь детей в различные воспитательные мероприятия.
Дистанционное обучение дало большой толчок в сторону развития цифровизации воспитательного процесса.
Если перед дистантом стоял вопрос как общаться с детьми и родителями? Какие ииформационные ресурсы использовать, то сейчас такой вопрос не возникает. Наиболее востребован в воспитательной работе бесплатный мессенджер WhatsApp .
Удобно сделать рассылку информации для всех участников группы, выкладывать записанные видеообращения к родителям и к детям, а самое главное обратная связь. Работа ведется не только на групповом уровне. Если возникают вопросы у родителей, которые они хотят обсудить индивидуально, то мы переходим на общение в личном сообщении. Индивидуальная работа с родителями и детьми, реализует личностно-ориентированный подход в воспитании. При необходимости родители присылают фото-и видеоотчеты.
Создана группа «Кафедра воспитания» в WhatsApp.
В рамках цифровизации образования в этом мы перешли на электронный журнал и учителя и классные руководители работают в системе виртуальная школа, которая является одной из составляющих воспитательного процесса.Классные руководители заполняют сведения о родителях, о занятости детей в кружках, секциях. Осуществляется помощь обучащимся и их родителями при возникновении разных ситуациях связанных с работой в ВШ.
Перешли на электронные отчеты классных руководителей.
Используем навигатор дополнительного образования Орловской области, единая база кружков, секций, объединений различной направленности для детей всех возрастов.
Созданы электронные портфолио каждого класса.
Создан виртуальный музей Гимназии. Оцифрованы экспозиции музея.
С использованием цифровых технологий проходит участие в мероприятиях по повышению педагогического мастерства, обобщение опыта: участие в муниципальных и региональных онлайн семинарах, вебинарах, публикации материалов в электронныйсборник Костромского областного института образования, прохождение курсов повышения квалификации на площадке www.Единыйурок.рф, стало возможным заочное участие Бахтиной О.Н. в 1-ом всероссийском форуме классных руководителей.
Проводятся онлайн-трансляция Всероссийских родительских собраний в рамках («родительского всеобуча).
С использованием цифровых технологий проходит огромное количество онлайн –викторин, олимпиад., открытых уроков, проекты по ранней профессиональной ориентации обучающихся. Некоторые из них.
Участие в интернет –викторинах «Время выбирать» Всероссийская онлайн-олимпиада «Юный предприниматель и финансовая грамотность». Дистанционная космическая викторина «Через тернии к звездам»
Открытые уроки с использованием онлайн платформе. «Уроки безопасности в сети интернет», «Урок цифры». Акция «Цифровой Диктант».
Открытые уроки на РФ. Всероссийские открытые уроки знакомят учащихся с современными профессиями, помогают выбрать свой карьерный путь, а также затрагивают самые интересные и популярные темы школьной жизни.
Всероссийские открытые онлайн-уроки "ПроеКТОриЯ"
Участие во Всероссийском народном проекте "Киноуроки в школе России"
Участие обучающихся в конкурсе «Большая перемена» (слайд 21)
22 января 2021 года в сообществе Всероссийского конкурса для школьников «Большая перемена» социальной сети ВКонтакте стартовала Всероссийская акция «Добрая суббота»,это возможности для самореализации ребят в среде волонтерства и социального проектирования. Цель акции – познакомить школьников с волонтерской деятельностью, вовлечь в добровольческое движение. Волонтерские образовательные проекты – важное дополнение к воспитательному процессу. (слайд22)
В 2021-2022учебном году в Гимназии внедрена новая программа воспитания. В программе есть модуль «Школьные медиа». Одной из форм реализациии медиа-это школьная интернет – группа. В социальной сети « В контакте» размещается актуальная новостная информация, ролики, проводятся онлайн конкурсы, проводятся социологические опросы и обсуждаются проблемы. Осуществляется взаимодействие детей, учителей и родителей, социальных партнёров и всех заинтересованных лиц.
Классные руководители всё чаще в своей работе используют интерактивные комплексы Гимназии, размещают на сайте Гимназии, в материалы из жизни класса, школы.
Как вы видите, современная воспитательная работа не представляется возможной без использования цифровых технологий. Создание информационного пространства Гимназии путём цифровизации образования способствует росту качества и повышения уровня организации воспитательного процесса, делает воспитательный процесс современный с точки зрения формы и содержания.
Перед нами новая реальность-это цифровое воспитание. Воздействия информационной среды на процессы социализации, становления личности новых поколений очевидны. Важно, чтобы грамотно было организованно взаимодействие субъектов образования в сети
Интернет, только тогда позволит каждому субъекту создает условия для личностного роста саморазвитие и самообразование.
Решение:
1. Признать целесообразность и необходимость использование цифровых технологий в воспитательном процессе Гимназии и продолжить работу по совершенствованию форм и методов работы с ними.
2. Использовать в профессиональной деятельности педагогов ЦОР, ЭОР.
3. Создать школьный банк ЦОР, ЭОР.
4. Способствовать вовлечению родителей, социальных партнеров в процесс создания единой информационной среды через Интернет-ресурсы.