ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ.
Учитель-дефектолог Скрипник Елена Владимировна.
Тема: «Воспитатель, Классный руководитель - ключевая фигура воспитательного процесса. Современные воспитательные технологии, их применение в работе "
Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали,
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.
Саади
Предлагаю вам правила педсовета:
- Будь активным
- Предлагай идеи
- Умей слушать
- Не перебивай
- Говори кратко и по теме
- Уважай собеседника
- Не засыпай!
Мы все родом из детства. Вспоминая его, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего – это воспитатели и классные руководители (далее педагоги). Они действительно ближе всех стоят к ребенку в педагогическом коллективе школы. Проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с одноклассниками, учителями-предметниками, организация досуга школьников и многое другое являются сферами его заботы. Поэтому можно сказать, что они — одни из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребенка, становления его мировоззрения.
Те, кто сегодня работает в школе, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты — психологические и физические — ложатся на этих педагогов (воспитателей и классных руководителей). Мы все хорошо знаем предмет, и для нас не составляет труда провести урок, но эмоциональные составляющие классной жизни надо прочувствовать. Те, кто сегодня отказывается от классного руководства, понимает, какой большой объем работы выполняют классные руководители.
«Школа - не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа - это возвышенный дух, мечта, идея. Если их нет, значит это не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают - кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Педагог призван реализовывать мечты детей…»
А.А. Захаренко - воспитание - это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и он гарантированно достигнет успеха, а деятельность, которую должен выстроить сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства.
Деятельность современного педагога является важнейшим звеном в воспитательной системе школы, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.
Воспитатель, классный руководитель организует и направляет воспитательный процесс, он непосредственный воспитатель и наставник, заботящийся о всестороннем развитии учащихся, о трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний, укреплении дисциплины и порядка в классе. Основное в его поле деятельности – воспитание учащихся, сплочение их в дружеский коллектив и, конечно, в центре его внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний.
В условиях модернизации образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, введения государственных образовательных стандартов, возрастают воспитательные функции школы. В век развитых технологий, противоречивости социально-экономического развития общества, лавинообразного увеличения информации к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования. Именно эти реалии современного общества диктуют необходимость обновления содержания воспитания.
В настоящее время государство упорно пытается бороться с культурно-нравственным кризисом в стране. Но чем объяснить, что при высокой степени доступности информации упало качество разговоров и мыслей, литературы, поэзии, музыки, творчества, качество науки и медицины, почему произошло смещение акцентов в сторону материальных ценностей, чем объяснить равнодушие к проблемам других людей?
Чем объяснить, что грязь, пошлость, ложь возведены в ранг общественно приемлемых если не норм, то вполне терпимых ценностей? Ученые умы считают, что это объясняется разделением обучения и воспитания в процессе образования.
К сожалению, школа вынуждена жить по навязанным извне правилам, она не обеспечена необходимыми ресурсами, не вольна, не демократична, не разнообразна. Она подчинена внешней системе, тогда как спрос со школы растет не адекватно ее возможностям. Предназначение педагога, воспитателя, классного руководителя помогать, поддерживать, сопровождать самодвижение, саморазвитие воспитанника.
Воспитание – это, прежде всего, работа с мыслями, ценностями, системой отношений человека, его эмоционально-волевой и рефлексивной сферами, с тем, что позволяет ребенку, подростку, молодому человеку, осознавать, оценивать и усовершенствовать себя.
Задача воспитания дать первичный и успешный опыт жизни. Это может сделать только школа. Не случайно школьная дружба является самой прочной, светлой и долговременной. В процессе школьных (классных) взаимоотношений формируются основы нравственности, кристаллизуется самооценка, самосознание, характер, жизненные планы. Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в школе является освоение педагогами, классными руководителями продуктивных педагогических идей. Использование воспитательных технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, и обогащают профессиональное сознание педагога.
Внедрение технологий во внеурочную деятельность - это повышение интереса многих детей и подростков и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса является включенность учащихся в активную жизнь класса. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность.
Итак, воспитательные технологии – это совокупность форм, методов, способов приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные задачи, это алгоритм решения каких-либо проблем.
Воспитательная технология как новое направление в педагогике зародилась более сорока лет назад в США. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения.
В педагогической практике различают следующие воспитательные технологии:
Современные воспитательные технологии
технология проектного обучения и воспитания;
личностно-ориентированная технология;
технология здоровьесберегающая;
технология развития критического мышления;
технология КТД И. П. Иванова;
Тьюторство – технология педагогической поддержки;
технология создания ситуации успеха;
шоу-технологии;
Технология КТД. Игоря Петровича Иванова (коллективные творческие дела).
Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
Преимущества КТД.
1. Учит творчески мыслить, т. к. все воспитательные мероприятия с начала (планирование дела) и до конца (анализ проведённого КТД) учащиеся проводят сами, вместе думая, творя, проводя.
2. Учит принципиальности в словах и на деле, т.к. во время анализа КТД, на итоговых собраниях школьники учатся говорить открыто, критично, учатся анализировать и себя и других.
3. Школьники учатся выступать и выступать кратко, чётко, ясно.
Ситуативные технологии.
Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.
Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.
Технология здоровьесберегающая.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.
Шоу-технологии
Особенности:
Деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»).
Соревнование на сцене.
3 основных психологических механизма шоу:
Эмоциональное заражение.
Соревновательность.
Импровизации.
Технология развития креативного мышления.
Что же такое креативное мышление?
Под этим понятием подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается от постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией. Вашему вниманию предлагается метод 6 шляп мышления.
Метод проектов. Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная от идеи до воплощения в жизнь под контролем и при консультировании учителя. Основной принцип этого направления заключается в том, что в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Идея этого подхода привлекательна, потому что обучение ориентировано на личностные характеристики, предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления).
Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
Личностно - ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:
Задачи:
1.Гуманистическая направленность содержания деятельности школы.
2.Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.
3.Приоритет личностных отношений.
4.Индивидуальный подход к воспитанникам.
Формы организации
1.Игры, занятия, спортивные досуги.
2.Упражнения, наблюдения,
экспериментальная деятельность.
3.Упражнения, игры, гимнастика, массаж.
4.Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.
Тьюторство - технология педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого Олега Семеновича Газмана.
О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов. Он советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила.
1. Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.
2. Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка.
3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.
4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.
5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.
6. Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — Диалог культур.
7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.
8. Доверяя — не проверяй!
9. Признавай право на ошибку и не суди за нее.
10. Умей признать свою ошибку.
11. Защищая ребенка, учи его защищаться.
Главным постулатом данной концепции выступает тезис о том, что воспитание есть не что иное, как помощь школьнику в его саморазвитии.
Василий Александрович Сухомлинский писал, что в многогранном и многосложном процессе воспитания « ясно различаются две позиции - утверждение и отрицание. Мы всегда что-то стремимся утвердить и что-то осудить, преодолеть. От того, в каком соотношении находятся эти принципы, зависит действенность воспитания. Там, где преобладает утверждение, созидание, царят творческий труд и взаимное доверие, там, учителю и ученикам легко живется. Там же, где в своих отношениях с детьми приходится, прежде всего, отрицать, запрещать, преодолевать, школьная жизнь становится тягостной!»
Современные дети это уже не чистый лист бумаги, на который наносятся знания. К ним поступает так много информации извне, что это просто нельзя не учитывать. Поэтому в современной школе учитель не является единственным источником информации для своего ребенка.
Педагог как никто другой призван направлять формирование и развитие характера каждого из своих питомцев.
Педагогу в глазах ребят необходимо не только быть правдивым, искренним и честным, но и проявлять себя борцом за нравственные идеалы, быть борцом против негативных явлений окружающей жизни. Без этого его воспитанники останутся людьми равнодушными, не способными видеть и разоблачать недостатки, не умеющими бороться с ними. Порой ученики обращаются к классному руководителю с вопросами сложными и неприятными, связанными с парадоксами нашей действительности. Педагог должен, во первых, не уходить от ответа и, во - вторых, искать его вместе. Ему очень важно чутко улавливать настроения в среде школьников, не стремиться сразу, осудить все или, наоборот, захвалить нечто новое, а глубоко разобраться в происходящем и скорректировать свою деятельность.
Современный французский ученый Эрнест Вилфрид Легуве так определил науку воспитания: «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». От себя позволю продолжить эту мысль – потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.
Правила успеха педагога
1.Будь честным и искренним.
2.Будь терпимым, принимай каждого ученика, его сильные и слабые стороны.
3.Оценивай не личность, а поступок.
4.Не будь равнодушным.
5.Будь открытым для общения с детьми, умей шутить.
6.Будь здоровым.
7.Если не прав, умей признать свои ошибки и промахи.
8.Будь настойчивым в достижении поставленных целей.
9.Умей управлять своим настроением.
10.Будь открытым.
11.Прояви способность понять и поддержать ученика.
12.Не будь категоричным в суждениях.
На каких же принципах должно строиться сотрудничество классного руководителя и учащихся, как сделать так, чтобы спустя годы им хотелось открыть дверь в свой класс и шагнуть в детство?
Принципы успешной деятельности педагога
Принцип первый - безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.
Принцип второй - беспристрастность в оценке поступков учащихся.
Принцип третий - терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия.
Принцип четвертый - диалогичность и открытость в общении с учащимися.
Принцип пятый - отсутствие страха признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия, свои ошибки.
Принцип шестой - использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.
Принцип седьмой - умение управлять своим настроением, не поддаваться влиянию предвзятого мнения.
«10 заповедей»
Умей выслушать: в идеях детей есть рациональное зерно. Найди его.
Не кричи, не подавляй голосом: твои авторитетные слова, сказанные тихо, будут быстрее услышаны.
Найди, за что похвалить: доброе слово и кошке приятно.
Будь справедлив: обиды больно ранят детскую душу.
Умей видеть положительные качества ученика: хорошего в детях больше, чем плохого.
Зарази собственным примером: кто-то должен быть паровозом.
Защищай своего ученика даже перед педагогами: в негативных моментах есть свои причины.
Не жалуйся родителям по пустякам: в собственном бессилии расписывается только слабак.
Поощряй инициативу учеников: сделать все самой невозможно.
Употребляй во время общения много ласковых слов: педагог - мать от завтрака и до ужина.
Хотелось бы, чтобы каждый классный руководитель помнил и руководствовался в своей работе с детьми словами В.А.Сухомлинского: «У каждого ребёнка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они звенели добром и весёлым звоном»
Желаем Вам:
1. Пусть изменчивый характер носит методика воспитания, но неизменным остается Ваша преданность детям и делу.
2. Пусть светит в вашем классе радуга открытий.
3. Пусть температура воспитания ваших учеников будет всегда плюсовой и никогда не опускается до нуля и ниже.
4. Пусть минует вас град двоек, а пятерки и успехи льются рекой.
5. Пусть геомагнитное поле класса всегда будет умеренно спокойным, ведь учитель – магнит, притягивающий или отталкивающий учеников
6. Пусть ваш класс, ваша группа будет парником – парником любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные зрелые, сильные всходы. И это будет – замечательный парниковый эффект.
Кодекс чести педагога.
1. Педагог должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого из своих воспитанников и формировать его.
2. Только уважение и доверие, искренняя любовь к детям и бережное отношение к их нравственным чувствам могут создать обстановку взаимопонимания, от которой существенно зависит и характер нравственных отношений в школе.
3. Педагог должен предъявлять к учащимся посильные требования и не допускать слепого подчинения им, бороться против рабской покорности детей во взаимоотношениях с другими людьми.
4. Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости - важнейшие нравственные качества педагога, которые определяют нормы его взаимоотношений с детьми. Они должны быть искренними, неподдельными и проявляться во всех жизненных ситуациях.
5. Педагог должен проявлять в помощи детям абсолютное бескорыстие, доходящее порой до самопожертвования.
6. Педагогическая этика не признает бесконфликтного воспитания, но разрешать моральные конфликты необходимо не методами административного нажима, а путем нахождения компромиссных решений. Нервозность при конфликтных ситуациях, категоричность оценок действий и поступков учащихся способствуют лишь накоплению отрицательного заряда в нравственной атмосфере.
7. Педагог должен доверять мнению ученического коллектива, постоянно советоваться с учащимися, изучать их мнение по поводу проводимых мероприятий, не подменять их, не "активизировать" окликом или угрозой.
8. Щадить самолюбие школьников, оберегать слабых, застенчивых от насмешек и оскорбительных выпадов их невоспитанных одноклассников, не допускать злой иронии при проявлении детьми любознательности - одно из важнейших правил, которым должен руководствоваться учитель во взаимоотношениях с учащимися.
9. Педагогу следует внимательно подходить к оценке нравственных поступков ребят, старательно изучать их мотивы.
10. Педагог не должен злоупотреблять доверием ученика. Это наносит последнему глубокую душевную травму. Он не должен использовать ребенка в качестве информатора о поведении детей в классе и вне школы. Это противоречит нормам общечеловеческой морали.
11. Педагог не должен делить своих воспитанников на любимых и нелюбимых. Гнев по поводу неблаговидных поступков детей не должен перерастать в антипатию к ним.
12. Педагог должен искать и находить в каждом воспитаннике положительные качества и именно на них строить свои отношения с детьми. Необходимо поощрять инициативу ребят, но не захваливать активных, не порождать зазнайство у одних и не подрывать веру в себя у других.
13. Непримиримое отношение учителя ко всякому злу, несправедливости, нечестности, моральной нечистоплотности и т.д. должно подкрепляться его трудовой деятельностью. Его нравственные позиции должны быть явными и совершенно очевидными для учащихся.
14. Педагог не должен злоупотреблять доверенными ему тайнами учащихся, напоминать детям о давно урегулированных конфликтах.
15. На правах старшего и умудренного нравственным опытом человека учитель должен формировать у школьников нравственные ориентации, используя для этого позитивный подход к оценке явлений, фактов, но, не забывать о формировании нетерпимого отношения к негативным явлениям.
16. В общении с детьми необходимо находить общий язык, нужный тон, индивидуальный подход - один из основных элементов и требований педагогической тактики.
18. Развивать у ребят способность отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле, - одно из важнейших требований этики настоящего учителя.
19. Воспитание нового человека возможно при условии таких взаимоотношений с учащимися, которые основываются на взаимоуважении, взаимопонимании и единстве целей.
Только глубокий интерес учителя к ученикам, изучение их индивидуальных способностей, гуманное отношение к ним, забота об их духовности и физическом развитии позволяют сделать учебно-воспитательный процесс сознательным и целенаправленным.
РЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТА:
Заслушав и обсудив доклад заместителя директора по учебно-воспитательной работе, выступления педагогов школы, педагогический совет отмечает:
1. В школе ведется не достаточная работа по использованию современных педагогических воспитательных технологий с целью совершенствования педагогической деятельности.
2. Учитывая важность совершенствования данной работы, педсовет рекомендует:
2.1. Подготовить сборник материалов по педсовету на электронном и бумажном носителе.
Срок до 11.11.2019 г.
Отв. Зам. директора по УВР, руководитель МОКР.
2.2. Рекомендовать более подробное изучение современных воспитательных технологий и концепций на заседаниях МО классных руководителей.
Срок постоянно.
Отв. руководитель МОКР.
Педагогам школы-интерната ориентироваться на гуманистическое воспитание и обучение, на демократический стиль работы во взаимодействии с учащимися и их родителями, видеть в каждом ученике личность.
Срок постоянно.
Отв. педагоги школы-интерната.
Разнообразить формы и методы проведения классных и групповых мероприятий.
Срок постоянно.
Отв. педагоги школы-интерната.
В марте 2019 года провести неделю творчества и объявить конкурс на самое творческое внеклассное мероприятие.
Срок 19.03.2020 г.
Отв. Зам. директора по УВР, руководитель МОКР.