СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на районной августовской конференции с методической мастерской "Через эмоции к успеху"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на районной августовской конференции с методической мастерской "Через эмоции к успеху"»

Методическая мастерская

«От эмоции к успеху»

 

На экране фотография белого рояля.

 

Добрый день!

- Уважаемые члены жюри, пожалуйста, посмотрите на этот кадр.

Что бы это значило? (музыкальный инструмент, рояль)

- Почему свое выступление я начинаю с этой фотографии? (вы умеете играть на этом инструменте, любите слушать музыку, ассоциируете себя с этим инструментом …)

- Спасибо! Мы к этому вернемся.

В 2006 году к нам из столицы прибыл белый рояль и стал символом, брендом, визитной карточкой села. Суть проекта

Белый рояль символизирует чистоту помыслов, верности, дружбы, рождает души прекрасные порывы. Поэтому при проведении уроков литературы особый упор делаю на подобные символы. А символы помогают глубоко понять литературное произведение, его эмоциональный фон, проанализировать образы героев.

Общеизвестно, что современным детям не хватает живого общения, что в свою очередь, определяет необходимость их эмоционального развития,  эмоционального самовыражения и эмоциональной саморегуляции в речевом поведении, а где, как не на уроке литературы можно создать условия для душевного разговора, которая поможет решить эту проблему. Сегодня мне предоставлена возможность поделиться с вами практическим опытом использования различных приемов формирования и развития эмоционального интеллекта учащихся.

Актуальность темы определяют ФГОС ООО, стандарты ООО в том числе.

Что означает развитие эмоционального интеллекта согласно стандарту, вы видите на слайде.

Эмоциональный интеллект – это характеристика личности обучающегося, проявляющаяся в его способности распознать, понять свои эмоции и эмоции других людей, управлять ими и адекватно использовать для решения разных задач, а также достижения результатов учебной и иной деятельности.

В своей практике я применяю совокупность приемов, которые наиболее приемлемы для возраста моих обучающихся и для реализации содержания предмета «Русская литература» в этих классах, тем более, что эмоциональный интеллект согласно стандартам является новообразованием подросткового возраста. Систему этих приемов вы видите на слайде («Удивляй», «Календарь эмоций», «Метафорические карты», «Карта эмпатий»).

Часто в начале урока использую прием «Удивляй! Это может быть удивление фактом, предметом, видеороликом, изображением и т.д. Как правило, удивление задает эмоциональный настрой, пробуждает в детях потребность и мотивацию к плодотворной работе на уроке. Например, парадоксальный факт из биографии писателей может пробудить интерес к самому писателю, к его творчеству, к конкретному произведению,Андерсена, когда говоришь детям, что Андерсен писал свои сказки для взрослых, что он не любил детей и даже боялся их. И когда Андерсену предложили при жизни проект памятника в честь него, окруженного толпой детей, то он категорически отказался от этого эскиза и попросил убрать фигуры детей. И сейчас мы видим вот такой памятник в Копенгагене, сидящего одного счастливого детского писателя, любимца детей без детей!

В обычной жизни люди ведут календари, чтобы отследить свое эмоциональное состояние, перепады настроения. Родители в подобных календарях отмечают эмоции своих детей в разные дни. Точно также с помощью «календаря эмоций» можно наблюдать за эмоциональными переменами героев произведений и научиться на примере вымышленных персонажей понимать себя и окружающих его людей.

Похожий прием «Карта эмпатии». В центре помещаю имя персонажа, а вокруг блоки с названиями: говорит…, думает…, чувствует…, делает… В результате обсуждения получаем полную картину состояния героя. Этот же прием очень часто использую на этапе рефлексии, где каждый учащийся показывает свое эмоциональное отношение к уроку, и учитель может на основе этого спрогнозировать дальнейшую траекторию обучения. (пример)

 

Без развития социальных навыков как компонента функциональной грамотности невозможно качественное общение на уроке, а без общения и взаимодействия - собственно, нет урока. Тесное взаимодействие между учителем и учеником происходит в «творческой мастерской», где они творят, «ваяют» совместный продукт в виде проектов, ментальных и метафорических карт (фото), способных затронуть струны души ребенка.

 

Мои ученики с удовольствием работают на уроках – лабораториях.  Хотя понятие «лаборатория» по отношению к урокам русского языка и литературы звучит непривычно, и мы не ставим химические опыты, не наблюдаем за природными явлениями, но, несмотря на это, практических исследований в языкознании и литературе никак не меньше. Например,  какие исследования провели учащиеся при изучении творчества Р.Бернса, вы можете посмотреть на сайте «Мультиурок» https://multiurok.ru/files/konkursnyi-urok-literatury-laboratornaia-rabota-po.html

Одна из главных целей этого урока - воспитывать в учащихся доброту, чуткость, ответственность, честность, совестливость через эмоциональное восприятие произведений Р.Бернса.

Таким образом, подводя итог своего выступления, хочу сказать, что эмоциональный интеллект – ключевой навык человека 21 века. И от того, как мы его сформируем, будет зависеть, насколько успешным будет ребенок. Благодарю всех за внимание!

 

 

 

 

















 

Методическая мастерская

«От эмоции к успеху»

 

На экране фотография белого рояля.

 

Добрый день!

- Уважаемые члены жюри, пожалуйста, посмотрите на кадр. Что бы это значило? (музыкальный инструмент, рояль)

- Спасибо! Мы к этому вернемся.

- Почему свое выступление я начинаю именно с этой фотографии? (вы умеете играть на этом инструменте, любите слушать музыку, ассоциируете себя с этим инструментом …)

В 2006 году к нам прибыл из столицы белый рояль и стал символом, брендом, визитной карточкой села. Белый рояль символизирует чистоту помыслов, верности, дружбы, рождает души прекрасные порывы. Поэтому при проведении уроков литературы особый упор делаю на символы. А символы помогают глубоко понять литературное произведение, проанализировать образы героев, их эмоциональный фон.

Современным детям хочется делиться своими эмоциями, им не хватает живого общения, а где как не на уроке литературы можно создать условия для душевного разговора. Сегодня у меня есть уникальная возможность поделиться с вами практическим опытом использования различных приемов для формирования и развития эмоционального интеллекта.

В ФГОС ООО подчеркивается, что к концу обучения в школе у обучающихся должна быть сформирована способность: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций.

Существует много практик и приемов формирования эмоционального интеллекта, мне ближе следующие: «Удивляй», «Календарь эмоций», «Метафорические карты», «Карта эмпатий».

Часто в начале урока использую прием «Удивляй! Это может быть удивление фактом, предметом, видеороликом, изображением как сейчас, и т.д. Как правило, удивление задает эмоциональный настрой, пробуждает в детях мотивацию к плодотворной работе на уроке. Например, стопроцентно срабатывает в пятом классе тот факт, когда говоришь детям, что Андерсен писал свои сказки для взрослых, что он не любил детей и даже боялся их. И когда Андерсену предложили при жизни проект памятника в честь него, окруженного толпой детей, то он категорически отказался от этого эскиза и попросил убрать фигуры детей. И сейчас мы видим вот такой памятник в Копенгагене, сидящего одного счастливого детского писателя, любимца детей без детей!

В обычной жизни люди ведут календари, чтобы отследить свое эмоциональное состояние, перепады настроения. Родители в подобных календарях отмечают эмоции своих детей в разные дни. Точно также с помощью «календаря эмоций» можно наблюдать за эмоциональными переменами героев произведений и научиться на примере вымышленных персонажей понимать себя и окружающих его людей.

Похожий прием «Карта эмпатии». В центре помещаю имя персонажа, а вокруг блоки с названиями: говорит…, думает…, чувствует…, делает… В результате обсуждения получаем полную картину состояния героя. Этот же прием очень часто использую на этапе рефлексии, где каждый учащийся показывает свое эмоциональное отношение к уроку, и учитель может на основе этого спрогнозировать дальнейшую траекторию обучения. (пример)

 

Без развития социальных навыков как компонента функциональной грамотности невозможно качественное общение на уроке, а без общения и взаимодействия - собственно, нет урока. Тесное взаимодействие между учителем и учеником происходит в «творческой мастерской», где они творят, «ваяют» совместный продукт в виде проектов, ментальных и метафорических карт (фото), способных затронуть струны души ребенка.

 

Мои ученики с удовольствием работают на уроках – лабораториях.  Хотя понятие «лаборатория» по отношению к урокам русского языка и литературы звучит непривычно, и мы не ставим химические опыты, не наблюдаем за природными явлениями, но, несмотря на это, практических исследований в языкознании и литературе никак не меньше. Например,  какие исследования провели учащиеся при изучении творчества Р.Бернса, вы можете посмотреть на сайте «Мультиурок» https://multiurok.ru/files/konkursnyi-urok-literatury-laboratornaia-rabota-po.html

Одна из главных целей этого урока - воспитывать в учащихся доброту, чуткость, ответственность, честность, совестливость через эмоциональное восприятие произведений Р.Бернса.

Таким образом, подводя итог своего выступления, хочу сказать, что эмоциональный интеллект – ключевой навык человека 21 века. И от того, как мы его сформируем, будет зависеть, насколько успешным будет ребенок. Благодарю всех за внимание!

 

 

Примечание : Метафорические ассоциативные карты – небольшие картинки с простыми и понятными изображениями, не имеющими стойких значений и позволяющими любые интерпретации, рождающиеся переживаниями личного опыта реципиента по поводу заданного ему вектора мысли. На уроках литературы и русского языка мы используем и другие варианты работы как непосредственно с готовыми МАК, так и с МАК, изготавливаемыми самими обучающимися. 

Предложите ученикам создать свои метафорические карты, и это станет отличным способом систематизировать усвоенный материал. Ведь создать образ можно только тогда, когда ты полностью понимаешь, из каких деталей он сложится. Воображение не имеет границ, метафорические карты ребята могут создавать на любых уроках. «Окрылить» ученика, научить мечтать – вот важная и необходимая задача учителя.)