1слайд
«Профессия, что всем дает начало»
"Я расскажу, ты послушай"
"Я покажу, ты посмотри"
"Сделаем вместе"
"Сделай сам, я подскажу"
"Сделай сам, расскажи, что сделал"
Наш жизненный путь – то дорога, а пройти её значит обрести мудрость. Вот так можно и сказать о профессии педагога, что перед ним дорога, дорога без начала и конца. Появляется ощущения, что уже достиг своей цели, уже многое знаешь, многое умеешь, но тут жизнь, неожиданно открывает новые горизонты, новые задачи, и ты снова в пути, снова в поиске. Потому что в нашей профессии, как и на дороге есть множество препятствий, ответвлений, перекрестков.
2 слайд
2023 год Указом Президента Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным объявлен Годом педагога и наставника.
Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
слайд
В нашем детском саду «Теремок» четыре молодых воспитателя, которые с желанием пришли работать к нам в «Теремок», с детьми раннего возраста.
Глядя на своих девочек, часто вспоминаю, то время когда я была молодым педагогом и пришла работать в 7 детский сад. То, что давали мне в училище, мало что пригодилось. Интернета тогда не было, научной литературы на руках тоже не было. Что бы подготовиться к какому –то мероприятию, надо было идти в библиотеку и перечитать, пересмотреть много разной литературы. Как вести занятия, прогулки, утренние и бодрящие гимнастики? Было страшно, что не получится. Мне же придется взять ответственность за этих мальчишек и девчонок, каждый день подбирать ключик к их маленьким сердечкам. И допускать ошибок нельзя.
С теплотой и нежностью вспоминаю моих первых наставников – людей, которые привели меня в профессию, благодаря которым прошло мое профессиональное становление. От каждого я старалась перенять самое интересное, ценное, нужное, значимое для меня и моей деятельности.
( Козлова В.А. зав. доу и Калошиной Л.И.), за что им огромное спасибо.
Наставничество – это очень хорошая традиция, которая переходит из поколения в поколение.
Кто же такой наставник? По моему мнению это человек, который вкладывает в другого свою душу, который отдаёт частичку себя, человек любящий свою работу, мастер своего дела, имеющий огромный личный и профессиональный опыт, желающий передать его молодым, друг и товарищ.
А теперь я сама стала педагогом — наставником. И частично от меня зависит, каким воспитателем станет молодой специалист.
На мой взгляд, взаимное доверие является основой, на которой с самого начала строятся отношения молодого педагога с наставником.
Я стараюсь всегда быть в курсе всех событий, помочь девочкам советом, научить идти по новому пути в образовании детей, так как в данное время востребован педагог – мыслитель, педагог – исследователь, педагог – универсал.
И мне гораздо приятнее подбодрить каждого педагога, похвалить, поддержать, а при возможности и поощрить, чем замечать каждую оплошность, каждый недочет. Ведь, по сути, не ошибается только тот, кто ничего не делает.
слайд
Чтобы видеть результат работы молодых педагогов и мой, в 2021 году было принято решение разработать проект «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ПЕРСПЕКТИВНОЕ ЗАВТРА». Проект рассчитан на четыре года.
Цель: Создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
1. Установить доброжелательный контакт (комфортную эмоциональную атмосферу) для продуктивного общения с молодыми коллегами.
2. Способствовать успешной адаптации начинающего специалиста к корпоративной
культуре (правилам поведения, нормам, традициям ДОУ и т.д.).
3.Оказывать помощь и поддержку молодому педагогу в организации взаимоотношений с детьми, коллегами, родителями воспитанников, в планировании и реализации образовательной деятельности.
4. Вызвать у начинающего педагога интерес и мотивацию к педагогической деятельности.
5. Ускорить процесс профессионального становления воспитателя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него должностные обязанности.
В педагогической реальности существуют различные виды наставничества,
для меня наиболее результативным является прямое индивидуальное и открытое
наставничество, предполагающее непосредственный контакт с педагогом,
двустороннее взаимодействие, общение в различной обстановке: как на рабочем
месте, так и по телефону, через социальные сети. Обеспечить такой вид
наставничества непросто, но возможно.
Наша работа строилась на взаимоуважении, сотрудничестве и работе в
команде. Чтобы взаимодействие с молодым специалистом стало конструктивным
и приносило желаемый эффект, я придерживалась следующих правил общения:
не поучать, не подсказывать решения, не выносить суждений, не оправдывать и
не оправдываться.
-Как гласит китайская пословица. «Наставник «учит ловить рыбу», а не «кормит» Вас»
Находясь в постоянном взаимодействии с педагогами, я убедилась, что наставник и наставляемый являются равноправными участниками образовательного процесса. Как педагог-наставник, я стараюсь многому научить своих коллег, но и сама многому учусь у них;
- принимаю любого начинающего педагога таким, какой он есть, пытаюсь понять его внутренний мир, отношение к детям, к работе;
-предугадываю возможные осложнения в педагогическом процессе и своевременно предупреждаю о них;
-помогаю правильно разрешать сложные педагогические ситуации, что помогает мне овладевать «педагогическим чутьем», умением управлять педагогическим процессом без принуждения, с легкостью и быть в нем простым, обычным, но нужным человеком.
Слайд план работы с молодыми специалистами
Сопровождение молодых педагогов я начала с анкетирования, для того чтобы выявить, в чем больше всего затрудняются педагоги. После этого составила план работы с молодыми специалистами, в который вошли:
-оказание помощи в организации качественной работы с документацией воспитателя ( перспективный и календарный план, воспитательно – образовательная работа, план по самообразованию, мониторинг и др.;
оказание помощи в организации ООД;
использование дидактических и наглядных материалов;
использование здоровьесберегающих технологий во время ООД и других режимных моментах;
организация работы с родителями;
изучение инновационных технологий.
В сентябре на консультации познакомила молодых коллег с необходимой документацией воспитателя. Вместе составили перспективный план работы на месяц, заполнили тетрадь «Сведения о родителях»
В конце сентября мы провели и заполнили мониторинг развития детей раннего возраста.
С первых дней вместе с молодыми педагогами начали заполнять «Порфолио», где они
отмечают свои достижения, свои представления деятельности и профессионального развития. Все это в дальнейшем пригодится для аттестации.
Слайд Практические консультации
Старалась ежедневно посещать все режимные моменты у педагогов, после чего мы проводили их подробный анализ (положительные и отрицательные моменты, и пути исправления недочетов). Практическая консультация "Организация утреннего приёма детей в образовательном учреждении"
«Особенности организация режимных моментов в детском саду» :
«Взаимодействие семьи и педагога в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
слайд Первый опыт в проведении ООД
Совместно с молодыми специалистами готовили конспекты организованной образовательной деятельности, проговаривали каждый этап и элемент занятия.
На открытых просмотрах образовательной деятельности с последующим обсуждением, воспитатели учились анализировать образовательный процесс и осознавать свои недочеты.
Я посетила занятия:–
Занятие по рисованию в нетрадиционной технике «Дождик, дождик, лей!» Соколова С.С.
Игра- занятие «Как у нашего кота» (заучивание потшки) Васильева Г.А.
"Мы милашки, куклы- неваляшки" (тестопластика) Куликова Ю.С
Слайд педсоветы
Молодые педагоги участвуют в педагогических советах, где расширяют свое информационное поле в области технологий и их использование в образовательном процессе.
Слайд Семинары, мастер-классы
На семинарах-практикумах старалась вовлечь воспитателей в обсуждение и осмысление своих профессиональных проблем. Педагоги делились своим профессиональным опытом, рассказывают о своих «профессиональных находках»
Сами готовили выступления.
Соколова С.С. для коллег подготовила и замечательно провела мастер –класс «Сенсорная коробка. Для чего она нужна?»
Слайд праздники и развлечения
В течение года на консультациях, на методических часах обсуждали общие вопросы методики проведения досуговых мероприятий с воспитанниками. Совместно с молодыми педагогами обсуждались вопросы по организации и проведению мероприятий, расположение атрибутов, рассаживание детей, роль педагога при проведении детского праздника. Все вместе мастерили костюмы, шапочки для того или иного персонажа.
Все рекомендации были реализованы, кроме того, девочки старались проявить инициативу и творчество при организации подобных мероприятий, принося детям радость
Слайд проектная деятельность
октябре состоялся ваш первый опыт работы в инновационной технологии - проектная деятельность. Совместно с молодыми педагогами Васильевой Г.А., Соколовой С.С. был разработан «Осень золотая в гости к нам пришла». Все вместе мы постарались создать все условия для наших любимых малышей. Выход проекта
Осенняя семейная встреча... Все вместе сделали ОСЕННИЙ ХОРОВОД из кленовых листьев.
В январе совместно с педагогами Соколовой С.С. разработали проект «Зима, зима веселится детвора» Проект позволил в условиях образовательного процесса в детском саду расширить, систематизировать и творчески применить знания о сезонных изменениях в природе в зимнее время года. Малыши познакомить с зимними забавами; исследовали разные состояния воды и снега.
Итоговое мероприятие проекта "В гостях у Снеговика".
Слайд
После проведенного анализа деятельности и с учетом профессиональных интересов молодых специалистов, мною были предложены примерные темы по самообразованию:
С педагогами обсудили вопросы по планированию на год, дала девочкам рекомендации по оформлению, провела консультации по подбору методической литературы и ресурсов интернета.
Учатся девочки вести кружковую работу. Все вместе определили цели, задачи, составили перспективное планирование на год, изучили литературу, составили конспекты занятий, по теме которую выбрали сами.
Куликова Ю.С. занимается с малышами тестопластикой «Мука сол-ка»,
Васильева Г.А. учит детей народному фольклору «Ладушки»
Соколова С.С. постигают нетрадиционные способы рисования, развивают свои творческие способности. «Хеппенинг или игра в каляку-маляку»
Кольцова А.С. развивает мелкую моторику рук у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр «Пальчик, ручка, язычок»
Вместе с молодыми педагогами мы стараемся при возможности посещать курсы повышения квалификации, участвовать в различных конкурсах профессионального мастерства. Об этом свидетельствуют грамоты, дипломы, благодарственные письма. Я всегда стараюсь помочь молодым коллегам советом, рекомендациями.
Слайд Молодые педагоги принимали участие вРМО
Слайд Участие в акциях
в преддверии праздника День Победы в детском саду стартовала акция «Георгиевская ленточка».
акции "Ребенок - пассажир"
С молодыми педагогами обсуждали вопросы здоровьесберегающих технологий. Для организации двигательной активности пополнили картотеку пальчиковых и подвижных игр, утренних гимнастик по темам недели. На мастер –классе сделали шапочки воробьев, цыпляток.
В рамках акции "Зарядка для всех!" в день Здоровья, на Зарядку вышли не только дети, но и сотрудники детского сада!
Слайд театральная студия педагогов «Теремок»
Слайд
Большое внимание уделяли работе с родителями.
Вместе с молодыми коллегами составили план работы с родителями на год.
.
Традиционные формы работы с родителями к сожалению дают малый результат. Поэтому наш педагогический коллектив в работе с родителями использует нетрадиционные формы взаимодействия.
17 августа состоялось родительское собрание для родителей вновь пришедших детей "Давайте познакомимся!", которое провели молодые педагоги Соколова С.С. , Кольцова А.С.
29 мая прошла теплая семейная встреча с детьми и родителями выпускников детского сада "Теремок".
Васильева Г.А. и Соколова С.С. подвели итоги работы, рассказали об успехах малышей, поблагодарили родителей за активное участие в жизни детского сада, вручили грамоты, подарки детям!
в подготовке к проведению родительского собрания. Вместе выбраны форма проведения (семинар-практикум, подготовлены конспект «Роль родителей в развитии речи детей раннего возраста» и необходимые материалы для проведения практикума. По итогам собрания, родители дали только положительные оценки молодому специалисту, родительское собрание прошло успешно, что позволило закрепить эффективность взаимодействия между педагогом и родителями воспитанников.
Слайд
Молодым специалистам была оказана помощь:
- в приобретении практических навыков, необходимых для педагогической
работы;
- в выработке применять теоретические знания в практической деятельности;
- в приобретении опыта по освоению разнообразных современных
технологий
- в приобретении практических навыков, необходимых для педагогической
работы по занимаемой должности;
- в выработке умения применять теоретические знания в практической
деятельности; - в приобретении опыта по освоению разнообразных
современных технологий обучения
Рекомендации
Продолжать овладевать теоретическими знаниями и практическими
навыками для совершенствования педагогической грамотности;
Изучить и использовать в своей работе современные педагогические
технологии.
При подготовке к организованной образовательной деятельности
активнее использовать предварительную работу, игровые приемы и
электронные ресурсы. Применялись игровые проблемные ситуации. В
дальнейшем педагог планирует и дальше повышать свой профессиональный
Необходимо
принимать
участие
в
обогащении
развивающей
предметно-пространственной среды группы дидактическим материалом в
соответствии с принципами ФГОС ДО.
Научиться
анализировать
и
оценивать
педагогический
процесс.
Проявлять заинтересованность, творческий подход, компетентность во всех
образовательных областях.
Выводы: индивидуальный план работы выполнен в полном объёме. Оказана помощь в выборе
темы по самообразованию, в составлении перспективного и календарного планов,
консультирование по теме: «Виды и организация режимных моментов в детском саду». Мария
Сергеевна изучила консультации: «Дидактические материалы в работе воспитателя (инструктора
но физкультуре) ДОУ», «Использование ИКТ в работе с родителями», «Как провести эффективное
занятие». Принимала участие в подготовке и проведении новогоднего праздника. Познакомилась
со здоровьесберегающими технологиями, с мониторингом и методами его проведения Дана
консультация по планированию работы с детьми на летний оздоровительный период. Молодой
педагог вполне готова самостоятельно исполнять функциональные обязанности.
Параллельно проекту ««МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ПЕРСПЕКТИВНОЕ ЗАВТРА» мы реализовывали проект «Островок детства»
Слайд
Целью нашей работы предстояло: Провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в группах раннего возраста ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направлении.
Самым первым решением было купить мебель в группу «Ягодка», оформить игровые центры, оживить стены в группах, в раздевалках и в коридорах. Мы с молодыми коллегами много совещались, просмотрели центры в других детских садах в сети интернет, изучили возрастные особенности наших малышей, уделили большое внимание безопасности и комфортности малышей.
И во что у нас получилось…….
Слайд
Добро пожаловать В «Теремок»
одводя итоги, можно сказать, что работа с молодыми специалистами помогает мне согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции, укрепляет дружеские связи между нами, делает молодого педагога владельцем секретов мастерства, накопленного мною за многие года. В ходе работы с молодыми педагогами я сама приобретаю новые знания, ориентир на новые реалии современного дошкольного образования, развиваю свои деловые качества, повышаю свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения. И какое же удовлетворение я получаю, когда вижу успехи молодых педагогов, их творческий рост в нашей работе!
Сократ сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Она
старается найти тот ключик и ту дверцу, которые раскрывают педагоги и
помогают ему светить
Миссия у наставника и педагога общая - дарить свою любовь и заботу детям!
И как приятно слышать слова благодарности от бывших воспитанников и их родителей понимая, что в детском саду работают только увлеченные люди, работающим за небольшую зарплату, и которым можно доверять детей. Случайных людей в этой профессии не бывают. Не приживаются.