СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на районном конкурсе педагогических идей «Инновации в образовании». Занятие по внеурочной деятельности «Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы  для районного конкурса педагогических идей   «Инновации в образовании» 

Конспект занятия (урока)   по внеурочной деятельности

«Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.  Развитие аналитических способностей и способности рассуждать»

Введение в практику курса «Развитие познавательных способностей. Юным умникам и умницам», даёт возможность развивать у учеников познавательные интересы, формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Представляю вашему вниманию занятие по курсу «Развитие познавательных способностей. Юным умникам и умницам», проведённое  во 2 классе в рамках стажировки образовательных организаций Вяземского раойна «Федеральные государственные образовательные стандарты: опыт, идеи, находки».

Просмотр содержимого документа
«Выступление на районном конкурсе педагогических идей «Инновации в образовании». Занятие по внеурочной деятельности «Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.»»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия г. Сафоново Смоленской области



Материалы

для районного конкурса педагогических идей


«Инновации в образовании»




Номинация: инновации во внеурочной деятельности и дополнительного образования.




Занятие (урок) по внеурочной деятельности «Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать»



учитель начальных классов

Тимофеева Марина Николаевна






Мы слишком часто даём

детям ответы,

которые надо выучить,

а не ставим перед ними проблемы,

которые надо решить”


Роджер Левин






Сафоново

2018



муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия г. Сафоново Смоленской области






Конспект занятия (урока)

по внеурочной деятельности



«Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать»





Тимофеева Марина Николаевна,

учитель начальных классов










г. Сафоново

2018 год






Ученики начальных классов, очень сильно отличаются друг от друга по успехам в учении - сосредоточенные и отвлекающиеся, быстросхватывающие и тугодумы. Они собираются в класс из самых разных семей - более развитые и менее развитые, воспитанные и диковатые, заласканные и те, которым ласка не достается. Несмотря на то, что дети к нам поступают такие разные, в конечном результате образовательной деятельности, портрет выпускника начальной школы выглядит следующим образом: «Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности, владеющий основами умения учиться, доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение…».

Где и как можно развивать у учащихся вышеуказанные качества? Условия есть: не только урочная, но и внеурочная деятельность. Как?

Путь не один, среди них - введение в практику курса «Развитие познавательных способностей. Юным умникам и умницам», который даёт для меня возможность развивать у учеников познавательные интересы, формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызвать у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому учатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам.

Представляю вашему вниманию занятие по курсу «Развитие познавательных способностей. Юным умникам и умницам», проведённое во 2 классе в рамках стажировки образовательных организаций Вяземского раойна «Федеральные государственные образовательные стандарты: опыт, идеи, находки».

Тема занятия: Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Тип занятия: комбинированное.

Форма организации обучающихся: индивидуально - групповая.

Цель занятия: развитие у детей познавательных способностей; совершенствование навыков решения нестандартных задач, воспитание познавательного интереса к предмету.

Задачи урока:

  • формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску;

  • совершенствовать мыслительные операции;

  • развивать аналитические способности, устную речь, умение решать нестандартные задачи;

  • развивать навыки контроля и самоконтроля;

  • формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.


Представленных система задач и упражнений позволяет решить три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, задания постепенно усложняются. В конце занятия ребёнок сам оценивает свои успехи.

Структура занятия представлена вашему вниманию. Далее я рассмотрю непосредственно каждый его структурный элемент.

  • Психологический настрой учеников

На этом этапе происходитобеспечение учащимся положительного, эмоционального фона их учебной деятельности, развитие интереса к занятию.

Перед началом занятия в классе звучит веселая, бодрая мелодия. Далее я прошу встать детей в круг, порадоваться этому дню, встрече с одноклассниками и поделиться хорошим настроением, с теми, кто рядом с нами.

Эмоционально-положительный настрой на уроксоздаёт ситуациюуспеха и доверия. Улыбка дарит хорошее настроение всем.

  • Мозговая гимнастика

На этом этапе происходит овладение приемами здоровьесбережения. Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятий по РПС и происходит под руководством учителя.

«Качания головой»

  • «Ленивые восьмёрки»

  • Моргания»

  • «Вижу палец!».

На своих уроках и занятиях я использую элементы игровых методов. У нас на занятии гость…сказочный персонаж – Карлсон. Карлсон, как и его друг Малыш, хочет научиться многому. Он просит ребят помочь ему в этом. Ребята с большим желанием соглашаются ему помочь научиться

  • рассуждать;

  • думать

  • размышлять;

  • исследовать;

  • узнавать.

  • Определение и осознание обучающимися темы и задач занятия

На этом этапе обучающихся надо мотивировать (самоопределить) к учебной деятельности через постановку учебной задачи и темы занятия, планирование и прогнозирование.

  • Разминка

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного учебно-познавательного интереса к учебному материалу, положительного эмоционального фона, включение в инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Напомню, у нас в гостях Карлсон. Как культурный, воспитанный, в меру упитанный мужчина, он пришёл к нам в гости с угощением– конфетами. Конфетастановится талисманом для ребят. Конфеты называются «Королёк» и «Ласточка». Показываю изображения птиц на слайде, подготовленные дети рассказывают небольшие сообщения про этих птиц, и мы послушали их пениев записи.

Угощаю детей конфетами «Ласточка» и «Королёк». Образовались 2 группы. Ребята пересаживаются по группам. Повторяем Правила работы в группе.

Карлсон принёс ребятам ещё загадки и «тайные» конверты с сюрпризом. Каждая группа разгадывает загадки и получает конверты с сюрпризом.

  • Тренировка концентрации внимания и зрительной памяти.

Задания, используемые на этом этапе, не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяет углублять знания ребят.

Учащиеся выполняютзадания в соответствии с заданным планом; участвуют в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания; контролируют и оценивают качество и уровень усвоения; корректируют. Разгадывают загадки и получают «тайные» конверты. Самооценка выполненной работы.

  • «Весёлая переменка»

Упражнения для снятия глазного напряжения укрепляют мышцы век, способствуют улучшению кровообращения и расслаблению мышц

  • Логическо - поисковые задания

Решение таких задач формирует познавательную активность, мыслительную деятельность и исследовательские умения, привычку вдумываться в слова детей. Ученики учатся самостоятельно находить способы решения проблем поискового характера.

Разгадывают загадки и получают «тайные» конверты. Самооценка выполненной работы.

  • Итог занятия. Рефлексия.

В конце занятия ученики каждой группы открывают «тайные» конверты, составляют слова из букв, находящихся в конвертах. Получаются слова «Молодцы», «Спасибо».

Детям предлагается оценить свою работу и раскрасить треугольный флажок внизу страницы соответствующим цветом.

Далее прошу учеников показать с помощью смайлика своё настроение: весёлое и грустное. Позже они свои смайлики прикрепляют на лист самооценки.

На занятиях отметки не ставятся, но каждый ребёнок сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание самостоятельно выполнять предлагаемые задания.У детей развивается способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

А «сладким» итогом всей работы явилось угощение своими конфетами – талисманами. Ведь эти талисманы сопровождали их весь урок.

В результате занятий по курсу «Развитие познавательных способностей. Юным умникам и умницам.» учащиеся достигли значительных результатов в своём развитии, они многому научились.Эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам.

Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития. Также приобретает основополагающие умения и навыки. Именно от этого периода жизни зависят дальнейшие пути развития ребенка.