СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на районном метод объединении учителей начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на районном объединении учителей начальных классов  на тему: "Исспользование дидактических матеоиалов на уроках в начальных классах". Обмен опытом.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на районном метод объединении учителей начальных классов»












Выступление на районном методическом объединении

учителей начальных классов




М. А. Жукова учитель начальных классов

МБОУ «Тирянская ОШ»








Методика использования дидактических материалов

( индивидуальных карточек- заданий )

на уроках окружающего мира

















Методика использования дидактических материалов

( индивидуальных карточек- заданий )на уроках окружающего мира


Ситуация современного школьного обучения требует от ребёнка активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Поэтому очень важно включать ребёнка в разные формы общения со взрослыми и сверстниками, что составляет предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками. Диалог, живое общение, тренинги, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут развиваться школьники. И актуальным становится именно использование специальных приемов развития устной речи. При их использовании обогащается опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми; приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе, осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами.

Учитель должен хорошо представлять себе, какие основные формы учебной коммуникации могут развиваться на уроке при включении специальных приемов развития устной речи в ход.

Характеризуя нормативно-возрастные особенности развития коммуникативных действий, следует признать, что, несмотря на значительное внимание, уделяемое развитию речи, именно в школьные годы оно часто тормозится, что в итоге приводит к низким результатам. Как это ни парадоксально, но одной из наиболее существенных причин такого положения является вербализм традиционного обучения, при котором происходит:

1) отрыв речи от реальной деятельности в ее предметно-преобразующей материальной или материализованной форме;

2) преждевременный отрыв речи от ее исходной коммуникативной функции, связанный с обучением в форме индивидуального процесса при минимальном присутствии в начальной школе учебного сотрудничества между детьми.

Однако невозможно совершенствовать речь учащихся вне связи с ее исходной коммуникативной функцией - функцией сообщения, адресованного реальному партнеру, заинтересованному в общем результате деятельности, особенно на начальном этапе обучения. Необходима организация совместной деятельности учащихся, которая создаст контекст, адекватный для совершенствования способности речевого отображения учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности, — прежде всего в форме громкой социализированной речи. Именно такие речевые действия создают возможность для процесса интериоризации, т. е. усвоения соответствующих действий, а также для развития у учащихся рефлексии предметного содержания и условий деятельности. Правомерно считать их важнейшими показателями нормативно-возрастной формы развития данного коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе.

В частности, очень важно использовать, для развития коммуникативных УУД специальные приемы развития устной речи, такие как организация групповой формы, осуществление элементарной риторической подготовки, практические работы, работа с дополнительной литературой, риторические задачи, наблюдение за природой во время экскурсии, творческие домашние задания, организация равноправного партнерского общения в виде диалога и дискуссии, взаимные задания групп, учебный конфликт, дискуссии, а также обсуждение участниками способов своего действия.

Вот некоторые из них.


Организация групповой формы работы


1. Практическая работа на уроке окружающего мира по теме «Полезные ископаемые».

- Ребята, сегодня на уроке вы должны будете познакомиться с полезными ископаемыми самостоятельно, работая в парах. Для этого вы используете учебник и дополнительную литературу, которая лежит у вас на партах. Поможет вам в работе и карточка «Помогай-ка».


 1 пара - знакомится с  гранитом.

 2 пара - изучает известняк

3 пара - знакомится с каменным  углем

4 пара - изучает торф

5 пара – изучает железную руду


- В ходе работы вы должны будете заполнить таблицу в рабочей тетради:

Название

Основные свойства

Использование

Гранит



Известняк



Каменный уголь



Торф



Железная руда




Карточка «Помогай-ка»

1. Название.

2. Свойства: а) цвет;

б) твердое или жидкое;

в) прозрачное или непрозрачное;

г) плотное или рыхлое.

3. Способы добычи.

4. Значение и применение.

5. Условное обозначение на карте.

Проверка.

-  Свои ответы начинайте со слов «Мы расскажем о…».






2. Фрагмент урока окружающего мира по теме

«Мир глазами эколога»

- Ребята, посещая лес, мы должны помнить о том, что мы в чужом доме, где много своих жильцов и правил. Наступает лето – пора походов в лес и поэтому вспомним правила поведения в лесу. Для этого разделимся на микрогруппы – пары. Послушайте задания:

1 пара напишет правила поведения для тех, кто пришёл собирать грибы.

2 пара напишет правила поведения для тех, кто пришёл собирать землянику.

3 пара напишет правила поведения для тех, кто пришёл собирать цветы.

4, 5 пары напишут правила поведения в лесу.

Время выполнения – 3мин.

(включается диск со звуками леса).

Взаимопроверка.

Возможные варианты ответов представителей от групп:

1пара. Нельзя разрывать и раскидывать в стороны мох. Ножку гриба нужно срезать ножом или вывернуть её из земли аккуратно, чтобы не повредить грибницу. Нельзя брать незнакомые грибы – среди них могут быть ядовитые. Для человека они смертельны, но пинать и бросать их нельзя, так как они служат лекарством для животных.

2пара. Собирать ягоды нужно аккуратно, не топтать. Зелёные ягоды брать нельзя, так как они не вкусные. С корнем растения рвать нельзя. Все ягоды срывать не надо – надо оставить их птицам.

3пара. Срывать лесные цветы можно, но необходимо знать меру. Надо помнить: всё меньше красивых цветов остаётся на наших лугах и в лесах из-за бездумного сбора. Собранные цветы быстро вянут и лучше любоваться ими на природе. Нельзя вырывать цветы с корнями.

4, 5пары. Не шуметь, не мусорить, не тревожить гнёзда птиц и не брать в руки птенцов, не ломать ветки деревьев и кустарников.


Карточки для групповой работы по теме «Огонь, вода, газ…»


Карточка №1.

Если возник пожар.

  1. Прочитай текст на с. 4-5.

  2. Допиши предложения:

Для того, чтобы погасить пламя, лучше всего набросить на огонь …………………….. . Если огонь разгорается, звони по телефону ……. и вызывай пожарных. Затем убегай из ……………….. и зови на ……………….. . Если у тебя есть младший брат или сестра, убегайте

……………….. . Убегая, …………………….. дверь. Дыши через

…………………. ………………….. .Чтобы на пустить дым из подъезда в квартиру, надо ……………………………………………………………. .

Затем нужно позвонить …………………………. . Если телефона нет, надо звать на помощь …………………………………….. .

  1. Попробуй пересказать то, что написано на карточке.



Карточка№2.

Вода в доме.

  1. Прочитай текст на с.5-6.

  2. Допиши предложения:

Сначала заверни …………………….., который перекрывает воду. Потом звони ………………………………….. . Если перекрыть воду невозможно, позвони …………………… или ……………………….. .Можно обратиться за помощью к ………………………….. .

  1. Попробуй пересказать то, написано на карточке.


Карточка №3.

Если чувствуешь запах дыма.

  1. Прочитай текст на с.6.

2. Допиши предложения:

Если чувствуешь запах газа, нужно сразу же ………………………… .

Проверь все ручки ………………………., перекрой газ с помощью………………………… .Ни в коем случае не зажигай …………………….., не включай ……………….. . Если запах не исчезает вызови мастера из газовой службы по телефону ……….. . Но звонить лучше …………………………… .

3.Попробуй пересказать то, что написано на карточке.


Карточки для групповой работы по теме «Природные зоны»

Заповедники России


№п/п

Название заповедника

В какой зоне находится

Взяты под охрану

1

Остров Врангеля



2

Таймырский



3

Приокско – террасный



4

Сочинский национальный парк



5

Чёрные Земли




Исправьте ошибки:

Лесная зона расположена к северу от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые, чем в тундре. Растительный мир беден. Большую территорию зоны занимает широколиственный лес. В лесной зоне широко распространёнными животными являются: зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. Лес не является домом для растений, животных, грибов.


Исправьте ошибки:

Черноморское побережье Кавказа – это тундра. Уникален растительный и животный мир этой зоны. Встречаются карликовые деревья: бук, каштан, самшит, граб, большое количество плодовых деревьев: ели, персики, абрикосы. В лесах на побережье обитают белые медведи, косули, верблюды. Растянувшись на камнях, свою добычу поджидает медуза. Самое умное морское животное – богомол – плещется в прибрежных водах.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Закон Российской Федерации «Об образовании». Образование в документах. – М.: Астрель, 2014.- 77с.

  2. Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6—10 лет «Я и мы»: программа / И. Н. Агафонова. — СПб, 2013 - 53с.

  3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. - 152с.

  4. Бантова М.А.Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2ч. Ч.1 /М.А.Бантова. Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова и др., - 3-е изд.- М.: Просвещение, 2015. -158с.

  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. — М.: Просвещение,2015. - 63с.

  6. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2015.- Т. 2.- 508с.

  7. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников. Теоретический и практический аспекты: Монография. – М.: – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2016.- 279с.

  8. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»/О.И.Дмитриева, Т.В.Максимова : 3 класс. 2-е изд.-М.: ВАКО, 2016.- 381с.

  9. Калинина Н.В. Личностно ориентированное образование в начальной школе: методическое пособие/Н.В.Калинина, А.Я.Горбылева.- Ульяновск: УИПКПРО, 2017.- 75с.

  10. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. Для 3кл. в 2ч. /А.А.Плешаков. – 6-е изд.–М.: Просвещение, 2014.-1ч. – 159с.

  11. Плешаков А.А. Поурочные планы по курсу «Окружающий мир»/ А.А.Плешаков: 3 класс, Волгоград: Издательство «Учитель-АСТ», 2012.- 136с.

  12. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь. 2кл. Мир вокруг. в 2 ч. /А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2014. – 1ч. – 63с.

  13. Шипицына Л.М. Основы коммуникации /Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова и др. — СПб.: Образование. 2015.-112с.

  14. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению /Л.А. Шустова // Вопросы психологии. — 2013.- № 2.-С.8-13.

  15. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/Д.Б.Эльконин - М.: Педагогика, 2014.- 327с.




9


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!