Уроки развития речи в 5-9 классах. Описание животного
Усваивая родной язык, школьник учится понимать природу и отношения между людьми, узнает о радостях и горестях старших поколений, об их стремлении к борьбе, приобщается к художественному творчеству народа и его лучших писателей. Нет лучшего воспитателя, чем родной язык, и уважение и любовь к нему воспитывает школа.
Обучение развитию речи - один из основных разделов методики преподавания русского языка, важность которого трудно переоценить. В данной области в современной практике наиболее остро стоит проблема мотивации учащихся на речевую деятельность. Многие учителя не уделяют этому вопросу должного внимания, что приводит к отрицательным результатам: к неумению школьников выражать свои мысли, к проблемам с общением и с самовыражением. Известно, что основным упражнением по развитию речи является сочинение. Сочинения и рассказы являются как раз тем средством, которое оживляет уроки русского языка, увлекает учащихся, на деле показывает им богатейшие возможности языка и необходимость его тщательного изучения ради подлинного общения, ради выражения своих мыслей и чувств, ради художественного творчества. Воспитательный эффект сочинений зависит от выбора темы, от степени самостоятельности пишущего, от того, насколько его сочинение пишется сердцем, а не только пером. Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства, приучает к строгому и последовательному мышлению, повышает самоуважение, развивает интерес к литературному творчеству.
Описание животного
Тема «Описание животного» традиционна для программы по развитию речи в средней школе. Целью таких уроков обычно является ознакомление детей с одним из типов речи (описанием), его особенностями, отличиями от других типов речи. Кроме того, дети учатся описывать, накапливают лексику, необходимую для описания животного.
Описание животного - один из любимых видов школьных сочинений. Они, как правило, пишутся по личным впечатлениям и наблюдениям. В описание животного могут включаться и элементы повествования, рассказа. И это понятно: описывая животное, нельзя не говорить о его повадках, о веселых историях из его жизни. Тем не менее, в таких сочинениях главное - описать внешний вид животного или дать его характеристику, а не рассказать о каком-нибудь случае. В описании животного уместно использовать слова: порода, когти (а не ногти), клюв (а не нос), туловище, морда, лапы, грива, масть и т.д. Описывая животное, нужно увидеть что-то особенное в внешнем виде и повадках. Этот вид сочинения может быть различным по сложности — в зависимости от того, описывается ли хорошо известное или малознакомое животное. Не меньшее значение имеет и задача, которая ставится перед пишущим: описать только внешний вид животного или дать его характеристику. Вид описания животного тоже может быть различным: научным, деловым или художественным. Поскольку ученики в своих описаниях могут допустить ошибку в данном аспекте, я предлагаю найти в энциклопедии или интернете описания животных и проанализировать, чем эти описания отличаются от описаний тех же животных в произведениях детских писателей. Учащиеся должны прийти к выводу о том, что в научном описании говорится не о каком-нибудь конкретном животном, а о тех признаках, которые свойственны всем животным данного вида. Также можно поработать с сопоставлением делового и художественного описания животного. В результате микроисследования учащиеся придут к выводу о различиях в деловом, научном и художественном описаниях и ответят на вопрос, где с такими описаниями мы сталкиваемся в жизни (научные описания – те, которые можно найти в учебниках, научных книгах, энциклопедиях, примером делового описания может служить информация из объявления о пропаже конкретного животного, художественные описания встречаются на страницах художественной литературы). Интересным деятельностным заданием при изучении описания животных может стать самостоятельный подбор загадок и их отгадывание на уроке (можно предложить конкурс авторских загадок).
Грустно, что у абсолютного большинства людей, выражаясь словами К.И.Чуковского, “мысли выскакивают растрёпанными и полуодетыми, словно спросонья”. Боевики, детективы, кровь, насилие с экранов телевизоров, “прикольные хиты” и “крутые клипы” порождают языковую распущенность, речевой хаос и бессмыслицу. Конечно, с этим надо бороться, но не установлением табу, а поиском действительно эффективных путей по формированию языковой личности, действенных средств и методов работы по развитию речи, речевой культуры и речевого творчества. Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определённой организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта. На уроках русского языка и не только надо научить ребят пользоваться родным русским словом, понять и почувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать своё речевое творчество. Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка. Это предполагает целенаправленное наблюдение за особенностями использования языковых средств в разных стилистических проявлениях литературного языка. Задача уроков родного языка в средней школе состоит в том, чтобы повысить уровень речевого развития школьников, усовершенствовать их речевые умения и навыки. Кроме того, что, изучая русский язык как науку, учащиеся усваивают литературные нормы современного русского языка на всех языковых уровнях, уроки русского языка и литературы с точки зрения организации образовательного процесса, использования методов и приемов призваны способствовать формированию устной и письменной речи. Учитель-словесник сам должен являться образцом формулирования высказывания, лексической и стилистической точности и тем самым воспитывать в учащихся корректное отношение к слову, лингвистическое чутье.
Сегодня в школах особое внимание уделяется развитию мышления детей. Успех всего обучения зависит от того, как они владеют речью: хорошее знание языка - ключ к успеху в изучении всех предметов школьного курса. Особое место в работе учителя по развитию речи занимает обучение сочинению. Научить детей писать сочинения правильно и красиво - большой кропотливый труд. Только повседневная работа над усвоением норм литературного языка на всех уроках дает положительные результаты.