Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Возовская средняя общеобразовательная школа»
Поныровского района Курской области
Выступление
на заседании районного методического объединения
учителей начальных классов
«Организация учебной деятельности младших школьников средствами дистанционного обучения во 2 классе»
Подготовила
учитель начальных классов
МКОУ «Возовская СОШ»
Кудинова И.И.
п.Поныри – 2020 г.
В связи с объявленным по всей России режимом самоизоляции, с 6 апреля 2020 г. началось ДО (дистанционное обучение) во 2 классе.
Из множества определений наиболее точным я считаю следующее: «Дистанционное обучение – это «совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения».
Минпросвещения России давало разъяснения, что если у ребенка нет компьютера, или вообще отсутствует качественный интернет для загрузки образовательных платформ, то учитель дает задание из учебника посредством телефона, чатов в viber, whatsapp.
Такую же методику, через Мессенджеры я применила и для учеников своего класса - это программы, которые можно устанавливать как на
телефон, так и на компьютер для обмена текстовыми сообщениями в онлайн, а также для аудиозвонков и видеозвонков (viber, whatsapp). Классную работу, домашнее задание выдавала из учебника родительском чате. Родители фотографировали выполненные домашние задания и отправляли в личном сообщении мне в Ватцап. Работу проверяла, оценки выставляла в электронный журнал.
Конечно, такой вид обучения вызывает много вопросов у всех участников образовательного процесса (особенно у родителей). Тогда я стала пробовать обучение онлайн. Пробовала осваивать разные программы и платформы, так как единого требования нет: Яндекс Учебник, российская электронная школа, Zoom, Учи.ру.
К сожалению, образовательные платформы были не готовы к такой нагрузке, поэтому начались проблемы технического характера:
- зависание платформ
- невозможность подключиться к урокам
- некорректная работа функций платформы
- прерывание урока
- платность платформы.
На платформе Zoom зарегистрировалась и раздала детям идентификационный номер конференции. Дети с помощью родителей вошли в конференцию в назначенное время. Проблема, с которой в первый же день столкнулись ученики и родители образовательные платформы «зависали», возникала проблема со звуком. В первые дни не все дети умели проверять качество звука перед входом в конференцию. Много времени потеряли на запись даты, месяца, открытие нужных страниц учебника. Перед вторым занятием обратилась к родителям и детям заранее до начала урока записать в тетрадь число, месяц. Приготовить учебные принадлежности: линейку, карандаш, раскрыть нужную страницу учебника. Этим самым сэкономила 5 минут из 20-30 минут урока.
В видеоконференциях присутствует обратная связь с учащимися. Имеется возможность опрашивать учащихся, выполнить комментарий к ответу, поэтому много времени отводила на опрос, на устные ответы детей. Это необходимо для проверки усвоения темы урока. Однако, это омрачалось неспособностью детей младшего школьного возраста решать возникающие технические неполадки самостоятельно. Часто ребенок не может сам заново войти в урок, проверить настройки компьютера или исправность работ периферийных устройств. Конечно, ребенок обращается к родителю, ведь учитель не может помочь ученику в этом вопросе.
В отличии от очного проведения урока урок в ДО требует более детальной подготовки учебного момента. Важно продумывать содержание учебного материала, структуры урока, продумывание последовательности вопросов их краткость, точность, завершенность, умение сжать материал, правильно использовать время урока.
Можно сказать, что дистанционное взаимодействие учащегося и учителя имеет некоторые преимуществ перед традиционными формами обучения, помогает снять эмоциональное напряжение, пространственные и временные преграды, делает доступным образование для любого ребёнка.
Но наряду с преимуществами дистанционное обучение во 2 классе имеет и ряд недостатков. К ним можно отнести:
- отсутствие личного взаимодействия ребёнка с учителем и сверстниками, которое очень важно особенно в начальных классах. Эту проблему отчасти может решить общение по телефону, скайпу, электронной почте, через социальные сети, но полностью заменить его не может;
- обязательное наличие высокой степени самоорганизации ученика, родителей, так как большую часть учебного материала ребёнку приходится осваивать самостоятельно. Не секрет, что даже самый сознательный и ответственный ученик не всегда может самоорганизоваться;
- необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.). Для этого нужна хорошая техническая оснащенность дома, а возможность покупки дополнительных устройств есть далеко не у всех;
- обучение ведётся преимущественно в письменном виде, а учащихся необходимо учить излагать свои мысли и в устной форме;
- объективность, не секрет, что родители желают для своих детей лучшего, а значит большинство родителей проверяют работы детей, т.е. учитель не видит объективной картины понимания материла;
- увеличилось время, проводимое ребенком у компьютера, что сказывается на состоянии здоровья, в частности на зрении. Дети вынуждены работать с опорой на экран монитора/телефона/планшета, решать задания на учебных платформах, просматривать видео или электронные уроки.
Безусловно, организовать дистанционное обучение младших школьников невозможно без согласованности действий семьи и школы. Я находила возможности для организации тесного взаимодействия с родителями учащихся, включение их в систему дистанционного обучения, что особо важно в начальной школе, так как ребёнок младшего школьного возраста не может самостоятельно эффективно распределить время, организовать свою работу. Задача родителей — направить ребенка, нацелить на получение знаний. Часть родителей оказали поддержку своим детям.
Таким образом, дистанционное обучение на данном этапе в школе вызывает множество вопросов и трудностей, однако нельзя не отметить, что оно же и дает поле для творческого развития учителя, для повышения квалификации и освоения новых методических горизонтов.