Мнемонические правила в неорганической химии
Память – удивительное свойство человеческого разума. Наши переживания, впечатления, движения, знания не исчезают бесследно, а сохраняются в памяти. Она является своеобразным мостиком между нашим прошлым и нашим будущим. У каждого человека свои, индивидуальные особенности памяти, например, одни лучше запоминают услышанную информацию, другие – увиденную. Хорошая память помогает человеку добиваться успехов в учебе и работе. Но память ржавеет, если ее не использовать. Чем интенсивнее она используется, тем лучше она функционирует и развивается.
Основные виды памяти.
Существует несколько классификаций видов памяти.
По запоминанию: произвольная и непроизвольная.
По содержанию: двигательная, образная, словесно-логическая и эмоциональная.
У всех людей довольно хорошо развита и зрительная, и слуховая память. Тем не менее, кто-то запоминает лучше ту информацию, которую услышал, а кто-то ту, которую увидел (аудиалы и визуалы).
Тест «Слушаю или вижу»
1. Слуховая память. Слушаем внимательно ряд слов:
Оксид, галоген, каучук, гибридизация, спиртовка, колба, разложение, период, железо, штатив.
Теперь запишите слова, которые вы запомнили. Ещё раз послушайте этот ряд слов и отметьте те, которые вы записали верно. Подсчитайте число правильных ответов.
2. Зрительная память. Прочитайте список слов один раз про себя ( на экране интерактивной доски – слайд со словами):
Индикатор, гидратация, кислород, гипс, нефть, кислота, белок, хроматография, воронка, сода.
Теперь снова запишите слова, которые вы запомнили. Сверьте ряд слов и отметьте те, которые вы записали верно. Подсчитайте число правильных ответов.
Результаты: если у вас в первом случае получилось большее число правильных ответов, значит, вы – аудиал, если во втором – визуал.
Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Благодаря ей человек способен запоминать логику какого-нибудь доказательства, смысл читаемого текста, смысл событий. Если же процесс запоминания происходит без активного включения мышления, то память называется механической.
Итак, следующий тест «Логическая или механическая память»
1. Прочитайте 10 пар слов, переверните страницу и по первым словам в паре допишите вторые слова.
2. То же самое проделайте со вторым столбцом.
Таблица 1
Задание 1 | Задание 2 |
Валентность – связь Нагревание – температура Водород – газ Кальций – зубы Уголь – топливо Пробирка – реакция Возгонка – йод Индикатор – среда Коррозия – железо Изомеры - гомологи | Индикатор – очки Оксид – пенал Вода – компьютер Хлор – рояль Аллотропия – бегемот Золото – шкаф Молекула – картофель Спирт – решето Кислота – огород Колба - ёлка |
Число правильных ответов | |
| |
Таблица 2
Задание 1 | Задание 2 |
Валентность – Нагревание – Водород – Кальций – Уголь – Пробирка – Возгонка – Индикатор – Коррозия – Изомеры - | Индикатор – Оксид – Вода – Хлор – Аллотропия – Золото – Молекула – Спирт – Кислота – Колба - |
Результат: запомнить пары слов в первом списке значительно проще именно потому, что они логически связаны между собой. Пары слов во втором списке такой связи не имеют и запоминаются гораздо труднее.
Проблема запоминания информации никогда не теряла для людей актуальности. Причин тому масса: от отсутствия письменности в древности до необходимости оперировать большими объёмами информации современности. Соответственно, и методов эффективного запоминания за всю историю человечества накопилось немало, равно как и подходов к тому, как лучше организовать процесс запоминания. Ошибаются те, кто считает, что процесс запоминания – это «раз – и запомнил», а если не запомнил, значит виноват объём памяти. На самом деле запоминание состоит из трёх этапов: кодирования, выстраивания последовательности и запоминания последовательности. Иначе говоря, информацию необходимо преобразовать в те элементы, которые вам удобнее запомнить, элементы связать в определенную последовательность и запомнить эту последовательность так, чтобы суметь её воспроизвести. В этом и состоит сущность мнемоники.
Мнемоника – искусство запоминания, совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Замена абстрактных фактов на понятия и представления, имеющих визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. С помощью мнемоники вряд ли можно дословно запомнить «Войну и мир», но для запоминания последовательности чисел, дат, таблиц, имён, действий, предметов она подходит идеально.
МНЕМОНИКА (греч. mnemonika — искусство запоминания) - это совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Название происходит от имени древнегреческой богини памяти Мнемозины.
Психологами давно замечено, что легче всего запоминание происходит на уровне ассоциативного мышления, при переводе громоздкой информации: формул или правил на язык созвучных фраз, стихов или смешных ассоциаций. Такой подход к сохранению в памяти получил название мнемотехника или мнемоника.
Правило Хунда
Правило Хунда в памяти школьников часто сохраняется под нелегальным названием – «правило троллейбуса, автобуса или трамвая», сущность которого отображена в следующих строках:
«Ты приглядись, решив присесть, к местам трамвайного вагона:
Когда ряды пустые есть, подсаживаться нет резона».
Многие, наверное, помнят такое правило для фенолфталеина – фенолфталеиновый в щелочи малиновый (при этом следует обратить внимание, что в сильно концентрированных щелочах фенолфталеин снова становиться бесцветным).
Чтобы запомнить красный цвет лакмуса и метилового оранжевого в кислотах, нужно помнить, что название цвета и термин «кислота» начинаются с буквы К. В нейтральной среде цвет этих индикаторов получается смешением цветов в кислой и щелочной средах: оранжевый цвет метилоранжа – это смесь красного (в кислой) с желтым (в щелочной), а фиолетовый лакмус – смесь красного с синим цветов.
Для лакмуса существует еще такое стихотворение:
Индикатор лакмус красный кислоту укажет ясно,
Индикатор лакмус – синий, щелочь здесь не будь разиней,
Когда ж нейтральная среда, он фиолетовый всегда.
Для фенолфталеина:
Попасть в кислоту для других неудача, но он перетерпит без вздохов, без плача.
Зато в щелочах у фенолфталеина не жизнь, а малина, сплошная малина!
Для метилоранжа:
Как на прогулке от мороза,
От кислого я стану розов.
Но вид мой в щелочи смешон:
Я сразу желтый, как лимон.
От щелочи я желт как в лихорадке, краснею от кислот, как от стыда.
И я бросаюсь в воду без оглядки, здесь я оранжевый практически всегда.
Правила Марковникова и Зайцева:
Найдешь ли справедливость тут, где действуют двойные связи:
Где много водорода, так еще дадут, где мало, так отнимут сразу!
Мнемоника – это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. Это экономия времени при запоминании. Это сохранение запомненных сведений в памяти – то, что вы запомнили, вам больше не придётся учить заново. Это мощная тренировка внимания и мышления. Но мнемоника не развивает память, а лишь помогает смысловому запоминанию. Чтобы память улучшить, её нужно тренировать. Нагружая и используя: всё время запоминая, воспроизводя запомнившееся раньше и вновь запоминая. И напоследок примите несколько полезных советов:
– Не заучивайте днём – это даёт наименьший эффект. Учите утром или вечером.
– Целесообразнее всего запоминать под вечер и повторять на следущее утро.
– Повторять оптимальнее всего 4 раза: сразу, через 1 час, через 8 часов и, наконец, через сутки.
– Ешьте горький шоколад – он улучшает память.
– И помните, всё что улучшает здоровье и самочувствие, повышает и продуктивность памяти.
Памятка «Как улучшить память?»
Постановка цели. Ставь цель запомнить надолго. Заучивай с желанием знать и помнить. Никогда не говори: «Я не выучу», говори: «Могу и хочу это выучить».
Использование разнообразного наглядного материала. Для осмысления материала помогут схемы, таблицы, рисунки.
Использование логической организации материала. Пользуйся смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой, выделяй ключевые слова – кто хорошо осмысливает, тот хорошо запоминает и долго помнит.
Правильная организация процесса заучивания.
Заучивай и повторяй небольшими дозами.
Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день. Выучить лучше заранее, а накануне только повторить.
После математики учи историю, после истории – химию, после физики – литературу: память любит разнообразие.
Начинай повторять до того, как материал начал забываться.
Как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, старайся воспроизвести, закрыв книгу.
Включение в процесс запоминания всех видов памяти. Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики, изображай карикатуры, сравнивай с тем, что знал раньше.
Воспроизведение заучиваемого материла вслух.
Применение мнемотехнических приемов (при запоминании материала, в котором преобладают механические связи).