Кинезиология в логопедии
Криворотова Виктория Валентиновна
учитель-логопед
Основателями кинезиологии являются американские педагоги, доктор наук Пол Деннисон и Гейл Деннисон.
Эта система была разработана ими более 40 лет назад.
В России она известна с начала 90-х годов, последователями этого направления в образовании являются В.Ф. Базарный, А.Л. Сиротюк и другие.
Содружество полушарий
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Основная цель кинезиологии: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
• Развитие межполушарной специализации.
• Синхронизация работы полушарий.
• Развитие общей и мелкой моторики.
• Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
• Развитие речи.
• Формирование произвольности.
• Снятие эмоциональной напряженности.
• Создание положительного эмоционального настроя
Кинезиологические приёмы, которые мы используем в логопедической практике:
- артикуляционные упражнения; дыхательные упражнения; упражнения на релаксацию (по контрасту с напряжением) упражнения на звукоразличение (восприятие и дифференциация звуков); сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов); упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.
- артикуляционные упражнения;
- дыхательные упражнения;
- упражнения на релаксацию (по контрасту с напряжением)
- упражнения на звукоразличение (восприятие и дифференциация звуков);
- сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов);
- упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.
Этапы реализации и содержание работы по использованию кинезиологических упражнений в логопедической практике:
1. Сначала воспитатели с воспитанниками разучивают кинезиологические упражнения, отрабатывая технику.
2. Затем, преследуя задачи развития речи, учитель-логопед:
- добавляет к этим упражнениям речевое сопровождение; подключает движение языка к движениям рук; сочетает дыхательные и двигательные упражнения; дополняет растяжки, двигательные упражнения учебными действиями, связанными с мыслительной деятельностью (отбором, классификацией, различением). усовершенствованные упражнения прорабатываем постепенно: вначале дети выполняют их пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения – самостоятельно (индивидуально или в группе).
- добавляет к этим упражнениям речевое сопровождение;
- подключает движение языка к движениям рук;
- сочетает дыхательные и двигательные упражнения;
- дополняет растяжки, двигательные упражнения учебными действиями, связанными с мыслительной деятельностью (отбором, классификацией, различением).
- усовершенствованные упражнения прорабатываем постепенно: вначале дети выполняют их пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения – самостоятельно (индивидуально или в группе).
Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка:
- звукопроизношение (подготовить органы артикуляции к
- звукопроизношение (подготовить органы артикуляции к
постановке звуков, формировать правильное речевое дыхание,
автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах,
словосочетаниях, предложениях);
- фонематические процессы (нормализовать темп и ритм
- фонематические процессы (нормализовать темп и ритм
речи, умение различать звуки, определять их количество и последовательность
звуков в слове);
- лексико-грамматический строй речи (обогащать
- лексико-грамматический строй речи (обогащать
словарный запас, формировать навыки словоизменения, словообразования).
Упражнени я
"Ныряльщик"
"Свеча"
- Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть, открыть нос и сделать выдох.
- Исходное положение – стоя.
- Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами.
- Присесть, как бы нырнуть в воду.
- Досчитать до 5 и вынырнуть, открыть нос и сделать выдох.
Упражнения
"Перекрёстное марширование"
"Колечко"
Данные упражнения отлично подходят для автоматизации поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, а также для деления слов на слоги.
Выполняя ритмичные действия, дети проговаривают слова .
Кинезиологические таблицы
Р-Л
- Ребенок кладет ладони на стол и четко называет картинки в таблице. При этом, увидев под картинкой стрелку, направленную вправо, он ударяет по столу правой ладонью; если стрелочка направлена влево – левой ладонью; а если стрелочка направлена в обе стороны, ребенок ударяет по столу двумя руками. Можно подсказать ребенку, что под картинками, в названиях которых есть звук Р стрелочка направлена вправо, а под картинками со звуком Л – влево, а если в слове есть звуки Р (Рь) и Л (Ль), то стрелочка направлена в обе стороны.
- Ребенок кладет ладони на стол и четко называет картинки в таблице.
- При этом, увидев под картинкой стрелку, направленную вправо, он ударяет по столу правой ладонью; если стрелочка направлена влево – левой ладонью; а если стрелочка направлена в обе стороны, ребенок ударяет по столу двумя руками.
- Можно подсказать ребенку, что под картинками, в названиях которых есть звук Р стрелочка направлена вправо, а под картинками со звуком Л – влево, а если в слове есть звуки Р (Рь) и Л (Ль), то стрелочка направлена в обе стороны.
Ж-З
Л-Л'
Переключалки
Упражнение "Бравый солдат и тряпичная кукла"
Данное упражнение дополняется задачей дифференциации твердых и мягких согласных звуков, например можно изменить название на «Солдат Захар стоит по стойке смирно, а кукла Зина мягкая, как резина».
Захар – «З» твёрдый согласный
Зина – «ЗЬ» мягкий звук
Затем называет согласные твёрдые и мягкие, а дети, услышав твёрдый звук, должны выпрямиться и вытянуться в струнку как солдат, называет мягкий согласный звук – расслабиться и стать такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла.
Упражнение
"Рыба, птица, зверь"
- Исходное положение детей – сидя на полу. Логопед указывает на каждого ребенка и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать и изобразить соответствующего животного (например, «рыба – щука», «зверь – медведь»). Если ответ правильный, логопед продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры.
- Исходное положение детей – сидя на полу.
- Логопед указывает на каждого ребенка и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь».
- Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать и изобразить соответствующего животного (например, «рыба – щука», «зверь – медведь»).
- Если ответ правильный, логопед продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры.
Упражнение "Зеркало"
- Например, описывая животное медведь, дети встают лицом друг к другу. Один из детей выполняет движения руками или ногами, изображая медведя, другой должен их зеркально отобразить. Добавляя речевое сопровождение в применении кинезиологических упражнений, подбираем стихи-рифмовки на определённую лексическую тему.
- Например, описывая животное медведь, дети встают лицом друг к другу.
- Один из детей выполняет движения руками или ногами, изображая медведя, другой должен их зеркально отобразить.
- Добавляя речевое сопровождение в применении кинезиологических упражнений, подбираем стихи-рифмовки на определённую лексическую тему.
Обведи сразу обеими руками
С помощью применения в логопедической работе кинезиологических упражнений и приёмов мы пробуждаем в детях интерес к занятиям, формируем умение понимать словесные инструкции, развиваем темпо-ритмическую, интонационную речь, внимание, память, обогащаем словарный запас, формируем связную речь.
Кинезиология в логопедии - неотъемлимый инструмент на пути к здоровой, правильной и свободной речи ребенка.
Упражнение "Змейка"
Дети выполняют упражнение, ритмично проговаривая стихотворение-рифмовку: «Я, ребята, птиц люблю,
Никогда их не ловлю,
Ни ловушками,
Ни в сетки,
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону,
Ни сороки,
Ни вороны,
Ни скворца,
Ни воробья,
Не обидел в жизни я!»
Спасибо за внимание
2021 г.