СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на родительском собрании. Что такое читательская грамотность. Как развивать читательскую грамотность. Советы родителям.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на родительском собрании. Что такое читательская грамотность.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на родительском собрании. Что такое читательская грамотность. Как развивать читательскую грамотность. Советы родителям.»

Родительское собрание.

Что такое читательская грамотность. Как развивать читательскую грамотность. Советы родителям.

Сегодня чтение человеку еще нужнее, чем сто лет назад, и

никакие другие информационные технологии его не заменят.

Читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели

способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое, выявлять противоречия и

связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить

правильные решения. Они имеют больший объем памяти и активное творческое

воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют мысли, свободнее

пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны,

самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, чтение формирует

качества наиболее духовно зрелого, просвещенного, культурного и социально

ценного человека.

Развитый читатель не только умеет читать, но и ценит чтение, активно

использует его при решении самых разных задач.


Что такое читательскую грамотность? «Мой ребёнок совсем не читает, потому и пишет с ошибками».
⠀Существует устойчивое заблуждение, что читательскую грамотность развивают на уроках литературы и без чтения книг никак не обойтись.
⠀Открою секрет: читательская грамотность-это умение извлекать, обрабатывать и применять информацию из прочитанного текста. На школьных олимпиадах по ЧГ дети могут и вовсе не встретить художественный текст. Не удивляйтесь, если в виде контрольного задания будет лежать инструкция по сборке стола и нужно будет определить, какой именно стол из пяти нарисованных собран по инструкции. При чем тут читательская грамотность?

Дело заключается в метапредметности этого навыка. Иными словами читательской грамотности обучают на КАЖДОМ уроке КАЖДОГО предмета.

Если ученик невнимательно читает задание или не читает задание до конца, это говорит о проблемах с читательской грамотностью. Экзамены в том числе направлены на проверку этого навыка. Это касается не только урока русского языка и литературы.

Не дописал, не прочитал, прочитал невнимательно, выполнил не полностью и т.д. - сигналы о том, что с ЧГ стоит работать.


Традиционным является основное задание, которое сводится к формуле: «Прочти и перескажи». Теперь основной акцент необходимо перенести на умение поиска информации и ее использование. Эти читательские умения не только определенным образом оттачивают умы учащихся, но служат базой для учебной успешности на всех

учебных предметах.

Рассмотрим основные читательские умения, которые входят в понятие

«читательская грамотность».

1. Извлечение информации из текста.

2. Создание общего понимания текста.

3. Понимание информации, сообщенной в тексте, ее перевод на язык читателя

(интерпретация).

4. Размышление о содержании текстового сообщения и его оценка.

5. Размышление о форме текстового сообщения и ее оценка.

Данные умения, позволяющие полноценно и глубоко понять текст, укрупнены

и соответствуют действиям:

1. найти и извлечь (сообщение или информацию),

2. связывать и толковать (сообщение),

3. осмыслить и оценить (сообщение).

Какие упражнения помогут развить читательскую грамотность?
- подробная зарисовка картины со слов одноклассника (развитие внимательности к деталям), сочинение по картине
- задание на соответствие тексту (Выберите верные высказывания)

 - работы с диаграммами, схемами, таблицами
- подробные пересказы
- расшифровки ребусов
- рисунки к описываемым явлениям.

Это только малая часть возможных упражнений.
Развитая в школьное время читательская грамотность помогает нам во взрослой жизни разобраться с навигатором и картами, инструкциями к сборке стеллажа, внимательно прочитать подписываемый договор, правильно заполнить бланк в МФЦ, т.е. незаменимый, очень нужный и важный навык.

Примеры популярных педагогических технологий, применяемых при обучении чтению на уровне основного общего образования:


- Технологии развития критического мышления через чтение и письмо по И.В. Муштавинской (стадия вызова: поэтапное заполнение таблиц «Знаю – Хочу узнать – Узнал», «Плюс – Минус – Интересно»; стадия осмысления: конспектирование текста в виде «Бортового журнала» (вопросы – новая информация) или трехчастного «Дневника» (реакция на прочитанное с цитатами и комментариями – собственные размышления и ассоциации – вопросы, оставшиеся неразрешенными); стадия рефлексии: написание статьи для Википедии, создание рекламного буклета и пр.).


- Технологии работы в аутентичном информационном потоке (выявление истинной и ложной (фейковой) информации; обнаружение средств манипуляции сознанием; установление факта избыточной, недостаточной и отсутствующей информации).

-Технологии проблемного обучения (нахождение противоречий; ведение проблемного диалога, на основе прочитанного; восстановление деформированного текста).



- Технологии проектного обучения (освоение новых жанров: резюме, аннотация, библиографический список, рецензия и др.; формирование способности вступать в открытую дискуссию, отстаивать свою точку зрения).

- Востребованные в деловой сфере технологии скорочтения (технологические решения О.А. Андреева (Кузнецова) и Л.Н. Хромова: интегральный и дифференциальный алгоритмы чтения; чтение «слалом», чтение «по вертикали», чтение «островками»).

- Технологии информационной обработки текста по И.Н. Добротиной (создание вторичных текстов: план, выписки, тезисы, аннотация, обзор, конспект, реферат, сообщение, доклад, выступление, презентация).



- Технологии работы с незнакомыми словами по Л.А. Рябининой, Т.Ю. Чабан (определение значения слова с опорой на состав слова и с опорой на контекст; восстановление пропущенного слова в тексте).

- Технологии работы с ключевыми словами и словами-образами по Г.Г. Граник (поиск повторяющихся слов; подбор пословиц; опора на воссоздающее и творческое воображение – прием «Включаем мысленный экран»).

- Технологии, использующие перекодировку информации текста (преобразование в сжатую графическую форму).


Несколько полезных советов о том, как взрастить и укоренить любовь к чтению у детей в уже относительно сознательном возрасте. Как привлечь к чтению подростков от 12 до 16 лет.

1. С подростком необходимо быть на одной волне. Нужно аккуратно отслеживать контент (в телефоне или ноутбуке), в который он погружен, и стараться поддерживать в разговоре или беседе интересные для него темы.


2. Ни в коем случае нельзя нарушать личные границы подростка. Что читать — современную или классическую литературу, отечественных или зарубежных авторов, драматические или комедийные произведения, а может даже комиксы, — должен решить он сам. На выбор можно повлиять, но делать это надо с большой осторожностью.


3. Не уговаривайте дочитывать

Если ребёнку книга не нравится и читает он её через силу, только для того, чтобы угодить вам — значит, книгу можно и даже нужно отложить. И пусть это будет книжка, на которую сам ребёнок возлагал большие надежды и которую сам выбрал. Ничего страшного, зато теперь у человека появится возможность взяться за то, что ему действительно интересно.


4. Хорошо действует личный пример, ведь на подростка, безусловно, влияет та среда, в которой он растет. Поэтому делитесь со своим ребенком тем, что вы сами читали и что произвело на вас неизгладимое впечатление (без настойчивых рекомендаций).


5. «Зайдите» через кино

Надёжный и проверенный способ — сначала посмотреть экранизацию какой-то книжки. А если фильм понравится, сообщить, что книга ещё интереснее, и далеко не всё из неё попало в фильм. Этот метод как работал в советское время (посмотрев сериал «Гостья из будущего», дети бежали в библиотеки за книжками про Алису Селезнёву), так работает и сегодня.


6. Фиксируйте интересы

Если ребёнку понравилась какая-нибудь книга, расспросите, что именно его привлекло в прочитанном. Может быть, он обнаружил какое-то сходство со своими мыслями и тревогами? Или отождествляет кого-то из героев с самим собой? А после поищите в интернете книги на схожую тематику. Не лишним будет и запомнить имя автора — не исключено, что другие его произведения тоже понравятся юному читателю.


7. Делайте скидку на возраст

Если ваш ребёнок прежде ещё хоть что-то читал, а потом вовсе перестал — ничего ужасного в этом нет. Давно замечено, что лет с тринадцати-четырнадцати дети начинают хуже учиться и больше общаться со сверстниками (и вживую, и в мессенджерах). Это совершенно естественный этап. Скорее наоборот — стоит беспокоиться, если ребёнок ни с кем не общается и всё время сидит с книжкой. Часто это может говорить о проблемах в общении с одноклассниками и уходе в свой мир.




8. Не стесняйтесь обращаться к подростку за советом или помощью. Когда он получает возможность высказать свое экспертное мнение, у него сильно меняется отношение к самому себе и к чтению.

Помните, с любым подростком можно найти общий язык, поэтому приучайте его к чтению. Это один из самых прекрасных и полезных видов досуга.