Родительское собрание.
Что такое читательская грамотность. Как развивать читательскую грамотность. Советы родителям.
⠀
Сегодня чтение человеку еще нужнее, чем сто лет назад, и
никакие другие информационные технологии его не заменят.
Читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели
способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое, выявлять противоречия и
связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить
правильные решения. Они имеют больший объем памяти и активное творческое
воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют мысли, свободнее
пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны,
самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, чтение формирует
качества наиболее духовно зрелого, просвещенного, культурного и социально
ценного человека.
Развитый читатель не только умеет читать, но и ценит чтение, активно
использует его при решении самых разных задач.
Что такое читательскую грамотность? «Мой ребёнок совсем не читает, потому и пишет с ошибками».
⠀Существует устойчивое заблуждение, что читательскую грамотность развивают на уроках литературы и без чтения книг никак не обойтись.
⠀Открою секрет: читательская грамотность-это умение извлекать, обрабатывать и применять информацию из прочитанного текста. На школьных олимпиадах по ЧГ дети могут и вовсе не встретить художественный текст. Не удивляйтесь, если в виде контрольного задания будет лежать инструкция по сборке стола и нужно будет определить, какой именно стол из пяти нарисованных собран по инструкции. При чем тут читательская грамотность?
⠀
Дело заключается в метапредметности этого навыка. Иными словами читательской грамотности обучают на КАЖДОМ уроке КАЖДОГО предмета.
⠀
Если ученик невнимательно читает задание или не читает задание до конца, это говорит о проблемах с читательской грамотностью. Экзамены в том числе направлены на проверку этого навыка. Это касается не только урока русского языка и литературы.
⠀
Не дописал, не прочитал, прочитал невнимательно, выполнил не полностью и т.д. - сигналы о том, что с ЧГ стоит работать.
Традиционным является основное задание, которое сводится к формуле: «Прочти и перескажи». Теперь основной акцент необходимо перенести на умение поиска информации и ее использование. Эти читательские умения не только определенным образом оттачивают умы учащихся, но служат базой для учебной успешности на всех
учебных предметах.
Рассмотрим основные читательские умения, которые входят в понятие
«читательская грамотность».
1. Извлечение информации из текста.
2. Создание общего понимания текста.
3. Понимание информации, сообщенной в тексте, ее перевод на язык читателя
(интерпретация).
4. Размышление о содержании текстового сообщения и его оценка.
5. Размышление о форме текстового сообщения и ее оценка.
Данные умения, позволяющие полноценно и глубоко понять текст, укрупнены
и соответствуют действиям:
1. найти и извлечь (сообщение или информацию),
2. связывать и толковать (сообщение),
3. осмыслить и оценить (сообщение).
⠀
Какие упражнения помогут развить читательскую грамотность?
- подробная зарисовка картины со слов одноклассника (развитие внимательности к деталям), сочинение по картине
- задание на соответствие тексту (Выберите верные высказывания)
- работы с диаграммами, схемами, таблицами
- подробные пересказы
- расшифровки ребусов
- рисунки к описываемым явлениям.
Это только малая часть возможных упражнений.
Развитая в школьное время читательская грамотность помогает нам во взрослой жизни разобраться с навигатором и картами, инструкциями к сборке стеллажа, внимательно прочитать подписываемый договор, правильно заполнить бланк в МФЦ, т.е. незаменимый, очень нужный и важный навык.
Примеры популярных педагогических технологий, применяемых при обучении чтению на уровне основного общего образования:
- Технологии развития критического мышления через чтение и письмо по И.В. Муштавинской (стадия вызова: поэтапное заполнение таблиц «Знаю – Хочу узнать – Узнал», «Плюс – Минус – Интересно»; стадия осмысления: конспектирование текста в виде «Бортового журнала» (вопросы – новая информация) или трехчастного «Дневника» (реакция на прочитанное с цитатами и комментариями – собственные размышления и ассоциации – вопросы, оставшиеся неразрешенными); стадия рефлексии: написание статьи для Википедии, создание рекламного буклета и пр.).
- Технологии работы в аутентичном информационном потоке (выявление истинной и ложной (фейковой) информации; обнаружение средств манипуляции сознанием; установление факта избыточной, недостаточной и отсутствующей информации).
-Технологии проблемного обучения (нахождение противоречий; ведение проблемного диалога, на основе прочитанного; восстановление деформированного текста).
- Технологии проектного обучения (освоение новых жанров: резюме, аннотация, библиографический список, рецензия и др.; формирование способности вступать в открытую дискуссию, отстаивать свою точку зрения).
- Востребованные в деловой сфере технологии скорочтения (технологические решения О.А. Андреева (Кузнецова) и Л.Н. Хромова: интегральный и дифференциальный алгоритмы чтения; чтение «слалом», чтение «по вертикали», чтение «островками»).
- Технологии информационной обработки текста по И.Н. Добротиной (создание вторичных текстов: план, выписки, тезисы, аннотация, обзор, конспект, реферат, сообщение, доклад, выступление, презентация).
- Технологии работы с незнакомыми словами по Л.А. Рябининой, Т.Ю. Чабан (определение значения слова с опорой на состав слова и с опорой на контекст; восстановление пропущенного слова в тексте).
- Технологии работы с ключевыми словами и словами-образами по Г.Г. Граник (поиск повторяющихся слов; подбор пословиц; опора на воссоздающее и творческое воображение – прием «Включаем мысленный экран»).
- Технологии, использующие перекодировку информации текста (преобразование в сжатую графическую форму).
Несколько полезных советов о том, как взрастить и укоренить любовь к чтению у детей в уже относительно сознательном возрасте. Как привлечь к чтению подростков от 12 до 16 лет.
1. С подростком необходимо быть на одной волне. Нужно аккуратно отслеживать контент (в телефоне или ноутбуке), в который он погружен, и стараться поддерживать в разговоре или беседе интересные для него темы.
2. Ни в коем случае нельзя нарушать личные границы подростка. Что читать — современную или классическую литературу, отечественных или зарубежных авторов, драматические или комедийные произведения, а может даже комиксы, — должен решить он сам. На выбор можно повлиять, но делать это надо с большой осторожностью.
3. Не уговаривайте дочитывать
Если ребёнку книга не нравится и читает он её через силу, только для того, чтобы угодить вам — значит, книгу можно и даже нужно отложить. И пусть это будет книжка, на которую сам ребёнок возлагал большие надежды и которую сам выбрал. Ничего страшного, зато теперь у человека появится возможность взяться за то, что ему действительно интересно.
4. Хорошо действует личный пример, ведь на подростка, безусловно, влияет та среда, в которой он растет. Поэтому делитесь со своим ребенком тем, что вы сами читали и что произвело на вас неизгладимое впечатление (без настойчивых рекомендаций).
5. «Зайдите» через кино
Надёжный и проверенный способ — сначала посмотреть экранизацию какой-то книжки. А если фильм понравится, сообщить, что книга ещё интереснее, и далеко не всё из неё попало в фильм. Этот метод как работал в советское время (посмотрев сериал «Гостья из будущего», дети бежали в библиотеки за книжками про Алису Селезнёву), так работает и сегодня.
6. Фиксируйте интересы
Если ребёнку понравилась какая-нибудь книга, расспросите, что именно его привлекло в прочитанном. Может быть, он обнаружил какое-то сходство со своими мыслями и тревогами? Или отождествляет кого-то из героев с самим собой? А после поищите в интернете книги на схожую тематику. Не лишним будет и запомнить имя автора — не исключено, что другие его произведения тоже понравятся юному читателю.
7. Делайте скидку на возраст
Если ваш ребёнок прежде ещё хоть что-то читал, а потом вовсе перестал — ничего ужасного в этом нет. Давно замечено, что лет с тринадцати-четырнадцати дети начинают хуже учиться и больше общаться со сверстниками (и вживую, и в мессенджерах). Это совершенно естественный этап. Скорее наоборот — стоит беспокоиться, если ребёнок ни с кем не общается и всё время сидит с книжкой. Часто это может говорить о проблемах в общении с одноклассниками и уходе в свой мир.
8. Не стесняйтесь обращаться к подростку за советом или помощью. Когда он получает возможность высказать свое экспертное мнение, у него сильно меняется отношение к самому себе и к чтению.
Помните, с любым подростком можно найти общий язык, поэтому приучайте его к чтению. Это один из самых прекрасных и полезных видов досуга.