Подготовил педагог-психолог ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23
Ларченко Н. А.
28.02.2023г.
ОБЩЕШКОЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
"Эмоциональное благополучие детей в семье"
Цели: получить сведения об отношениях между детьми и родителями в семьях учащихся класса; пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.
Задачи: познакомить родителей школьников с такими понятиями как «аффект», «стресс»; формировать у родителей понимание необходимости устранения у ребенка негативных эмоциональных состояний для успешной учебной деятельности; разработать приемы, позволяющие ребенку ослабить влияние стрессовой ситуации на организм и помочь преодолеть эмоциональные трудности.
УЧАСТНИКИ: педагог-психолог, родители учащихся.
ПОДГОТОВКА:
1) приглашение родителей на собрание;
2)проведение анкетирования родителей и детей;
3)составление памяток - советов для родителей.
Таблички
- контакт «глаза в глаза»;
- физический контакт;
- пристальное внимание;
- активное слушание.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1) Ноутбук с выходом в интернет;
2) сообщение педагога-психолога;
3) памятки-советы для родителей.
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ СОБРАНИЯ.
Сообщение - лекция педагога-психолога:
Вступление.
Уважаемые родители! Каждому из нас хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтобы они были уверены в своих силах и умели бороться с трудностями, стойко переносили удары судьбы, сохраняли душевное спокойствие в самых разных жизненных ситуациях.
Однако медики бьют тревогу: в школе большой процент учащихся страдает нервными заболеваниями. Наши дети не владеют умением радоваться и огорчаться, проявлять волю и характер в достижении цели. И в этом виноваты мы, взрослые! Пытаясь максимально защитить свое дитя, мы оберегаем его, предупреждая желания и потребности ребенка, стараемся максимально облегчить его жизнь. Этим мы, взрослые, наносим вред его психике, ломаем его эмоциональную сферу.
Ребенок, поставленный в такую ситуацию, не развивается эмоционально. Он владеет небогатым арсеналом средств для выражения эмоций, а значит - будет вынужден их подавлять. Это, в свою очередь, приведет к нарушениям взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, страхам, депрессиям. Неумение жить в гармонии с собой станет причиной нарушений физического здоровья, различных заболеваний.
Потребность в выражении эмоций существует у человека с самого раннего детства, и начинать учить ребенка выражению своих эмоций следует как можно раньше. Однако наиболее актуальной эта проблема становится, когда ребенок попадает в школу.
- Как выразить эмоции и «сохранить лицо» в среде сверстников?
- Как реагировать на эмоции других людей?
- Как вести себя, чтобы быть правильно понятым?
Все эти вопросы рано или поздно приходится решать каждому ребенку.
Наша задача-помочь ему в этом.
Аффект - это сильное и кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. Например, горе при потере близкого человека, радость при успехе.
Любое чувство может переживаться в аффективной форме.
Причины аффекта:
- Конфликт, противоречие между сильным влечением, желанием и невозможностью удовлетворить возникшее побуждение (очень ярко у маленьких детей).
- Конфликт, заключающийся в повышенных требованиях к человеку и его неуверенности в собственных силах (наблюдается, когда родители предъявляют к ребенку повышенные требования в учении, которые ему явно не по силам).
Последствия аффекта:
- Меняется внимание и восприятие. Человек удерживает во внимании только те предметы, которые связаны с переживанием.
- Человек «теряет голову». Все поступки его неразумны или, если это касается учебной деятельности, ребенок начинает допускать промахи там, где раньше он этого никогда не делал.
- Заканчивается аффект упадком сил. Человек хочет спать, не хочет выполнять то, что от него в данный момент требуется.
Стресс - реакция организма при резких и сильных воздействиях на него, когда человек испытывает тревогу, страх, напряжение, неуверенность. Он бледнеет, краснеет, его пульс учащается, иногда может возникать дрожь. В состоянии стресса человек плохо себя контролирует и действует неэффективно.
Необходимо четко осознавать, что вреден не сам по себе стресс, а неспособность ребенка позитивно пережить отрицательные эмоции. Длительное пребывание в состоянии стресса может послужить толчком к развитию различных болезней. Кроме того, отрицательные эмоции могут накапливаться, в результате чего может случиться «аффективный взрыв».
Таким образом, профилактика психосоматических расстройств и «аффективных взрывов» должна быть связана с формированием речевых и моторных навыков выражения эмоциональных состояний.
Семья - колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка - все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Способы улучшения эмоционального климата в семье на первый взгляд кажутся поразительно простыми, но когда вы начнёте применять их в каждодневной практике, то убедитесь, насколько вам станет проще жить.
Известный американский психиатр Росс Кэмпбелл предлагает принципы общения, которые помогут родителям наладить контакт друг с другом и со своими детьми.
Это:
— контакт «глаза в глаза»;
— физический контакт;
— пристальное внимание;
— активное слушание.
Когда вы открыто и доброжелательно смотрите в глаза человеку, тем более ребёнку, то действительно по «беспроволочному телеграфу» передаёте свою любовь. Попробуйте пообщаться с человеком, который вообще не смотрит в глаза. Это мучительно трудно. Особенно чувствительны к этому дети, поскольку у них интуиция и инстинкты лучше развиты, чем у взрослых. Они могут буквально заболеть от такой недоброжелательности. Кстати, если кто-то избегает смотреть в глаза собеседнику, это может быть симптомом его депрессивного состояния.
При депрессии человек бессознательно (в 3 чаще, чем обычно!) старается избегать встречи глазами с собеседником. Будьте внимательны, если так ведут себя подростки, особенно когда это сочетается с повышенной агрессивностью. Нам нужно учиться способам, которыми мы можем показать свою бескорыстную любовь к детям. Начните с «мелочей».
Утром вы подходите к ребёнку, независимо от его возраста, тихонько будите его, ласково на него смотрите и ласково с ним говорите. Вы должны помнить, что «жаворонок» просыпается быстро и легко, а «сова» медленно и мучительно, так что будьте терпеливы и ласковы, помните, что вы задаёте настрой на целый день.
От вас не должна исходить агрессия. Постарайтесь помнить, когда вы утром отправляете ребёнка в детский сад или школу, что ему там будет очень трудно и эмоционально, и психологически, так что пожалейте его: эти полчаса - никаких конфликтов. Ну не помылся, ну не почистил зубы, ну что-то сделал не так, простите его, умейте отличать главное от второстепенного.
Самое важное - он должен уходить из дома спокойным. Последнее, что он должен видеть, покидая дом, - ласковый взгляд матери (хорошо бы и отца), это и есть эмоциональный контакт «глаза в глаза».
Кстати, замечательно с детства выработать ритуал: вы смотрите на ребёнка из окна, а он машет вам рукой в ответ. Помните, что мы выпускаем наших детей из-под своего крыла в суровую жизнь и никогда не знаем, что их ждёт.
Поэтому перед уходом ребёнка из дома с ним надо обязательно помириться, если вы поссорились. Когда вы смотрите на ребёнка с любовью, то заполняете его эмоциональный резервуар. Даже у самого сурового взрослого мужчины всегда внутри, в глубине души прячется маленький мальчик, который хочет, чтобы мама его пожалела.
Второй момент, когда важно проявить свою безусловную любовь, - это вечером, перед сном. Есть дети, которые боятся темноты, которые боятся ложиться спать, есть дети, которых мучают разные страхи. Даже здоровый ребёнок может пугаться наступления ночи. Известно, что вечером дети часто изводят родителей:
«Пить!». На самом деле подсознательно это вопль детской души: «Мама, папа, не оставляйте меня одного, побудьте со мной, приласкайте меня, покажите, что вы меня любите, выслушайте меня, пожалейте меня!» Ему необходимо, чтобы его погладили, поцеловали, дали попить, подоткнули одеяло, рассказали сказку. Не жалейте времени на ребёнка, эти 5 минут! Просто посидите рядом молча, взяв его за руку, не пилите, не воспитывайте, полностью сосредоточьтесь на любви и нежности к нему. Эти 5 минут перед сном и есть та самая паутинка любви, которая тянется от вас к ребёнку и питает его душу. Никаких семейных сцен, выволочек, ссор. Ребёнок должен заснуть спокойным, умиротворённым.
Вы вовсе не должны приставать к детям со своими «телячьими нежностями». Подростка, например, уже не поцелуешь, если он не захочет; если снизойдёт, разрешит, тогда пожалуйста. Однако маленькие дети ещё тянутся к вам, им ещё нужна ваша ласка, и радуйтесь этому, и пользуйтесь этим.
Удовлетворить потребность ребёнка в эмоциональной подпитке можно с помощью нежного прикосновения, поцелуя. Более старших детей достаточно похлопать по плечу (мальчика), погладить по голове и поцеловать в щёчку (девочку) - в соответствии с моментом и потребностями в ласке.
Ваше ласковое прикосновение - сигнал для ребёнка: «Я здесь, я с тобой, я люблю тебя и готова тебе помочь!» Важно помнить, что, несмотря на всё стремление подростков к независимости , эмоционально они ещё дети и им жизненно необходимы наша любовь и поддержка.
Третий момент, когда контакт с родителями важен для ребёнка, - время его болезни. Больничный лист по уходу даётся нам не для того, чтобы мы мыли полы и пылесосили ковры, а для того, чтобы ухаживали за больным ребёнком, были с ним постоянно, когда ему нужно. У ребёнка не хватает своей энергии, чтобы справиться с болезнью, он нуждается в энергии и силе матери.
Жизнь сейчас настолько неуравновешенна, что наши дети практически никогда не уверены, что мы сможем выкроить время для общения с ними.
Когда вы вечером сидите около своего ребёнка, полностью сосредоточьтесь только на нём. Пусть он говорит любую ахинею, какую хочет, но вы должны внимательно слушать, полностью включиться в его ситуацию. Конечно, нужно ещё заслужить, чтобы ребёнок захотел вам что-то рассказать. Но, если захотел, то всё остальное не важно.
Нас раздирает всеобщая ненависть, которая сейчас клокочет, как пар в котле. Единственное, что мы можем ей противопоставить, это нашу любовь к детям, семье, друзьям, добросердечное отношение к окружающим. Дело в том, что души у нас замёрзшие, никто не умеет прощать. Этому трудно научиться, но учиться нужно, начиная со своих детей. Сколько трагедий в нашей стране, сколько ситуаций, когда ежечасно решается вопрос о жизни и смерти. А мы будем мучить ребят скандалами из-за рваных штанов или пролитого молока?!
Они живы, они с нами, чего ещё нужно!
3.Обсуждение текста родителями.
4. Решение родительского собрания:
а) - строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания;
- не скупиться на ласку, внимание, сочувствие;
- не применять к детям физических мер воздействия;
- не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать только исполнение.
б) вручение памяток- советов родителям.