Выступление на родительском собрании в 5 классах.
28.09.2021 г. «Средняя общеобразовательная школа № 40»
Тема: «Оценка физического развития учащихся».
Индивидуальная оценка физического развития основывается на антропометрических (рост, вес) и описательных признаках, на учете телосложения школьника и на результатах врачебного исследования.
Обычно мы оцениваем школьника на основании сравнения полученных антропометрических данных со средними данными группы школьников одного и того же пола и возраста. Этот метод стандартов.
Оценку можно проводить методом корреляции т.е. взаимозависимости между отдельными антропометрическими признаками. Для характеристики применяется метод антропометрических показателей.
Жизненная емкость легких и вес тела. Жизненную емкость легких делят на вес и получают жизненный показатель. Величина ниже 60 см3 у мальчиков и 50 см3 у ж девочек и у указывает либо на избыточный вес, либо на недостаточную величину жизненной емкости легких т.е. на слабое развитие грудной клетки. У 14-летних учащихся показатель 56 см3 .
Показатель пропорциональности грудной клетки в спокойном состоянии в сантиметрах половины размера роста. Для мальчиков это 5-6 см, для девочек 3-4 см.
Показатель крепости телосложения определяется на основании разницы между цифрой роста и суммой цифр веса и окружности груди рост- (вес + окружность). Если разница меньше 10 – очень крепкое телосложение.
11-15 – крепкое телосложение
16-20 – хорошее телосложение
21-25 – среднее телосложение
26-30 – слабое телосложение
30-35 – очень слабое телосложение
больше 35 чрезвычайно слабое телосложение.
Способы оценки состояния тренированности.
Чтобы правильно оценить степени тренированности необходимо эти показатели определять в различных состояниях организма:
При покое
При выполнении дозированных нагрузок
При максимальных соревновательных нагрузках
Субъективная оценка:
Настроение
Общее самочувствие
Работоспособность
Отношение учащегося к занятиям (желание или не желание) заниматься физическими упражнениями.
Сон
Аппетит
Сердцебиение
Отдышка
Потливость
Болевые ощущения
Все эти ощущения оцениваются по 5 бальной системе по принципу, чем выше состояние ученика, тем выше балл.
Оценка физического развития:
Оценивая показатели физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки, ЖЗЛ, мышечную силу) используют таблицы.
Физическое развитие оценивается 5 баллами.
очень плохое -1, плохое -2, среднее -3, хорошее -4, отличное -5.
Оценка деятельности сердечно-сосудистой системы:
Для учета воздействия физических упражнений на состояние сердечно-сосудистой системы можно использовать различные методы: наиболее простые из них – подсчет пульса и измерение кровяного давления.
Известно, что регулярные и правильно построенные занятия ведут к уменьшению частоты сердечных сокращений (пульса). Медленный пульс 50-60 ударов у тренирующихся в различных видах спорта. Нормальная величина артериального давления у здоровых людей считают 100/130 (максимальное), 60/80 (минимальное). Пульсовое – разница между максимальным и минимальным 40-50 мм. У детей значительно ниже давление, чем у взрослых. 11-12 лет 90/93, 13-14 лет 95-109, 15-16 лет 109/111, у юношей 17-18 лет 11/113.
Оценка нервной системы:
В здоровом организме нервная система работает ритмично. Метод исследования: четырехступенчатое исследование статической координации.
Учащийся стоит без обуви с закрытыми глазами. Ему предлагают четыре задания:
Сдвинуть пятки и носки вместе, руки вытянуть вперед, пальцы развести. Простоять с закрытыми глазами 30 сек не качаясь, не теряя равновесие.
Поставить стопы на одну линию (пятка касается носка другой) руки вытянуть вперед. Простоять 30 сек.
Стоя на левой ноге, приложить пятку правой ноги к коленной чашечке левой ноги, руки вытянуть вперед, пальцы развести. Простоять 30 сек
То же что и в третьем положении, но руки вдоль туловища.
Эти исследования проводят до и после урока. Повторяют дважды. Хорошо тренированные школьники легко удерживают равновесие в первой позе и удовлетворительно во второй. Время записывается в секундах. Принимается во внимание 3-4 позы.
1 балл – менее 5 сек
2 балла – 5-10 сек
3 балла – 11-15 сек
4 балла – 16-20 сек
5 баллов – 21-30 сек.
Оценка производится по 5 бальной системе.
Учитель физической культуры: Н.Ю.Бородина