СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на РОМ учителей истории и обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на РОМ учителей истории и обществознания»

Выступление на РМО «Методы повышения качества знаний учащихся на уроках истории при подготовке к ВПР, разработка материалов для подготовки»

Добрый день, коллеги. На федеральном уровне особое внимание уделяется формированию единого образовательного пространства через оценочные процедуры с одинаковой шкалой, едиными требованиями, подходами во всех регионах РФ.

Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся в целях осуществления мониторинга уровня и качества подготовки обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных основных общеобразовательных программ. Назначение ВПР по учебному предмету «История» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 8 классов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и федеральной образовательной программы основного общего образования (ФОП ООО).

ВПР является внешней оценочной процедурой, четко регламентированной, оценка по ВВПР независима, то есть эта процедура - объективна. Причем результаты внешней и внутренней оценки учителя должны совпадать.

Результаты ВПР могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования методики преподавания учебных предметов.

Я начинаю подготовку учащихся к ВПР с того, что знакомлюсь сама и знакомлю детей с описанием ВПР по предмету, включающим Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся. Он  составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов. В описании ВПР предложено распределении заданий в работе по блокам содержания и проверяемым способам действий, система оценивания заданий и работы в целом.

Мы знакомимся с:
- образцом всероссийской проверочной работы, который дает представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.
ответами и критериями оценивания проверочной работы.

2 . Далее мы начинаем систематическую подготовку к ВПР. И это не только перед проведением ВПР, а на протяжении всего учебного года ( хотя ребятам я об этом не говорю, чтобы не нагнетать обстановку). Подготовка осуществляется на уроках изучения нового материала, на уроках повторения. В начале каждого урока провожу пятиминутки повторения, включающие фронтальное решение отдельных заданий с экрана. И сейчас я хочу рассказать о тех приемах и методах , которые я использую на уроках при подготовке к ВПР, которые дают неплохой результат, на примере 8 класса. В первую очередь я уже с самых первых уроков начинаю систематизировать учебный материал в таблицы, которые составлены по принципу, тех заданий которые даются в. ВПР

У вас перед глазами файл для подготовки к ВПР по истории 8 класса, в который вноситься информация по пройденным темам. Информация разбита по блокам: даты, личности, карты, архитектура и памятники культуры. Отдельным блокам выделена информация о важнейших событиях Великой Отечественной Войне и имеется краткая информация о важнейших датах 21 века.

Правителей 18 века мы вносим в систематизированную таблицу по мере, причем составляем таким образом, чтобы ребенок знал не только правителя, но и годы правления и сподвижников и основные направления деятельности

Эта таблица поможет в выполнении заданий разного типа. Задание 1 нацелено на проверку знания хронологии истории России и истории зарубежных стран (необходимо расположить в хронологической последовательности исторические события). Первые две колонки и последняя уже помогут выполнить задание, в первой колонке указан исторический деятель, а во второй- даты, в последней - события (процессы), которые с ним связаны. А также поможет выполнить блок из заданий 5,6,9.

Задание 3,4 дети могут выполнить изучив карты, собранные в блоке картографии. Задание 11 проверяет умение формулировать положения, содержащие причинно-следственные связи. В задании требуется объяснить, почему выбранное событие (процесс) имело большое значение в истории нашей страны.

Задание 2,7,8 выполняются с помощью иллюстрированного материала и материала по памятникам культуры .

10 задание выполняется с помощью материала по Великой Ответственной Войне и основным событиям 21 века.

С принятием Историко-культурного стандарта и переходом на ФГОС в курсе истории усилилось внимание не только к историческим персоналиям, деятелям культуры, но и темам культуры в целом. Однако практика показывает, что выполнение заданий по культуре и работа с иллюстративным и картографическим материалом у учащихся не на высоком уровне. В этих условиях на уроке приходится использовать разнообразные приемы и методы работы с визуальным материалом.

Мне хочется поделиться некоторыми приемами, используемыми мною на уроках истории в среднем звене, продуктивность которых выражается в повышении качества обучения и результатах ВПР. Опять в этом мне и ребятам помогают составление систематизирующих таблиц с применением иллюстративного материала. Они нацелены на выполнение заданий 6 и 7, 8 проверяющих знания фактов истории культуры России.

В заданиях используется иллюстративный материал (изобразительная наглядность). В задании 6 требуется выбрать два памятника культуры, относящиеся к определенному времени. В задании 7,8 требуется указать памятник культуры по указанному в задании критерию. Поэтому я в таблицу вношу время создания памятников архитектуры, стиль, автора.

  Для более успешного закрепления материала по культуре , я даю д/з. в виде демонстрационных таблиц. Таблица содержит приготовленные мною наборы изображений и задания к ним на подбор минимальной информации. Чаще всего такую работу я даю ребятам на дом в электронном виде, что позволяет им при возникновении затруднений осуществить поиск в интернете по картинке. Такие информационные таблицы могут быть составлены по любой теме с использованием самых разнообразных материалов. Требование к такой домашней работе – она не должна быть перегружена, то есть содержать 4-5 изображений, чтобы во время отработки у учащихся не произошло «перемешивания» информации. И такая домашняя демонстрационная таблица очень легко превращается в небольшую проверочную, которую можно сразу оценить.

Наглядность-это то, что активизирует их внимание, мышление и память, заставляет переключать внимание с одного элемента урока на другой, не утомляя школьника. Наглядность необходима для формирования основных исторических понятий и закономерностей, обеспечивает более глубокое их усвоение учащимися. Наглядные средства обучения эмоционально воздействуют на учащихся. 

И поэтому я большое значение при подготовке к ВПР придаю работе с иллюстративным материалом. Стараюсь, чтобы ни одна иллюстрация, относящаяся к теме урока не осталась не разобранной, т.к. ученики сами к ним забывают обращаться. Иллюстрации использую с разными целями: как исходный источник знаний. Или как зрительную опору в рассказе учителя или ученика и как средство закрепления изученного материала.

К примеру, задание « Найди лишнее» приводится 2 варианта задания 1) нужно исключить 2 иллюстрации , которые не относятся к 18 веку или 2) 3иллюстрации подходят и одну нужно исключить. Такие задания дают возможность лучше запомнить учебный материал, развивают внимательность учащихся.

Иллюстрации вместо тестов. И опять с целью, чтобы материал лучше запомнился, я даю иллюстрации. У учащихся появляется интерес, они учатся анализировать исторические события (процессы, явления), а также концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки. Благодаря иллюстрациям внимание учащихся направляется на существенные внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. 

Рассмотрим на примере. Ребятам даются задание

- Перед вами 3 картины, посвященные событиям одного правления. Рассмотрите и выполните задания

1) Назовите имя и прозвище царя 2)Назовите даты начала и конца правления с точностью до года 3) Все 3 картины посвящены одному ключевому событию правления царя, укажите это событие и его дату

Приемы работы с терминами и понятиями. очень важный момент, так как успешное усвоение знаний по истории невозможно без мыслительной деятельности. А понятие — основа мыслительной деятельности. История — наука, система знаний, и, чтобы понять логику исторического процесса, взаимосвязь событий, чтобы научиться выдвигать суждения и делать умозаключения, ученик должен владеть понятийным мышлением, знать и уметь пользоваться понятиями.

Думаю, что нет преподавателя, который бы не сталкивался на уроках, на индивидуальных или групповых занятиях с проблемой терминологической безграмотности учащихся, с затруднениями в определении терминов, в понимании их сущности, а также в свободном использовании терминологии в учебной деятельности. Дети (подчас и взрослые) часто путают понятия. В истории таких понятий очень много. Например, когда звучит слово «приказ» возникает ассоциация с документом, а Земский собор – с храмом.

Безусловно, можно запастись огромным количеством словарей исторических терминов и к уроку механически заучивать те понятия, которые необходимы к данной теме. Но механическое заучивание скоротечно. А нам надо добиться вдумчивого понимания термина.

  • Для этого я на уроках применяю следующие методы и приемы: 1."Четвертый лишний" (исключить одно слово из четырех, самостоятельно определив принцип, по которому объединены остальные три). Например: поляне, древляне, половцы, дреговичи (Относятся к восточнославянским племенам).

  • 2. "Продолжи ряд" (написаны два-три слова, ученик угадывает принцип (основание), по которому они подобраны, и демонстрирует свое понимание подбором подходящего слова). Например: посадник, архиепископ,….., (тысяцкий) (основание: должности лиц Новгородской республики)

  • 3. С проверяемым термином надо составить предложение (или – с определенным количеством терминов составить рассказ). Проверяется уместность употребления слова, понимание контекста. Например термин: пожилое. При переходе от одного землевладельца к другому в Юрьев день крестьянин уплачивал пожилое.

  • 4. Самостоятельное составление кроссворда. Самый простой вид кроссворда: одно слово по вертикали, остальные – по горизонтали отходят от него параллельно друг другу. Тот же прием – составление чайнворда (последняя буква первого слова есть первая буква второго); ученики могут соревноваться, у кого получится длиннее цепочка или занятнее фигура, которую сделали из этой цепочки.

  • 5.Соотнеси понятия и определения.Так же можно использовать таблицу. Так например на уроке: « Российское общество в 18 в.: «Крепостные крестьяне» и «Государственные крестьяне». Я применяю уже названные методы и сносим их в таблицу. Данная таблица даст возможность через иллюстративные ассоциации запомнить смысл понятий.


И в заключении я хочу рассказать притчу.

притчу о том, как слепые анализировали слона. Один, потрогав хвост, сказал: “Это веревка”. Другой, потрогав бивни, сказал: “Это палка”. “Это - шершавая колонна”, - сказал третий, трогая ногу. “Нет, это стена”,- сказал четвертый, трогая спину слона...

В чем их ошибка? Они анализировали большую систему по частям, это правильно, но они мыслили предметно, не системно, каждый делал вывод о всей системе только по одной части.

Неумение мыслить системно, попытки изучить процессы вне их связей воспринимаются сегодня не иначе как показатель низкой культуры мышления и непрофессионализма» (Пушкарева Е. АФилософское фундаментальное знание в системе современного образования // Философия образования. – 2008. – № 3.).