Выступление на семинаре руководителей ОО 13.10.2016 года на тему
«Создание условий для роста педагогических кадров»
Заведующий филиалом МАОУ «Прииртышская СОШ»-
«Абалакская СОШ»
Бондаренко Н.В.
Притча об учителе
Родители искали для сына хорошую школу и учителя. И, наконец, нашли таковых.
Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.
- Какой смешной старик,- засмеялся один мальчик.
- Эй, маленький толстяк, - скорчил рожицу другой.
Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали.
Дедушка решительно взял мальчика за руку и вышел на улицу.
- Я, что, не пойду в школу? – спросил мальчик.
- Пойдешь, но не в эту, - сердито ответил дед. – Я сам найду тебе школу.
Дед отвел внука домой, а сам пошел искать лучшую школу. Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перемену.
В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других – дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец, он вошел в крохотный дворик маленькой школы, и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.
- Дедушка, вам плохо, принести воды? – послышался голосок.
- У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, - предложил мальчик невысокого роста.
- Хотите, я позову учителя? – спросил другой ребенок.
Вскоре во двор вышел молодой учитель.
Дед поздоровался и сказал:
- Наконец я нашел лучшую школу для моего внука.
- Вы ошиблись, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.
Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушел.
Вечером мама мальчика спросила деда:
- Отец, вы неграмотны. Почему вы думаете, что нашли лучшего учителя?
- По ученикам узнают учителей, - ответил дед.
Представьте, вас пригласили в гости!
Вариант 1
Вы наконец-то доехали до указанного адреса. Вам долго не открывают дверь, ворча возятся с замками. И вот дверь распахивается... и вы понимаете, что "вас не ждали". Хозяин, сухо сказав "Привет", не глядя на вас, тут же куда-то исчезает. Вы самостоятельно раздеваетесь, понимаете, где можно помыть руки и не очень радостный входите в комнату, где уже сидят почему-то хмурые гости. И вы про себя думаете: "Я же говорил, что не нужно было сюда ехать. Ну, раз уж приехал, посижу для вида, уходить ведь сразу неудобно".
Вариант 2
Вы приезжаете в назначенное время, поднимаетесь на нужный этаж, звоните и... вам быстро открывают дверь. Спрашивают, как вы добрались. Показывают где можно раздеться и помыть руки, знакомят с уже пришедшими гостями. Вы плавно втягиваетесь в процесс празднования, а хозяева встречают следующих гостей.
К кому вам снова захочется приехать в гости и остаться надолго?
Все законы гостеприимства мы можем перенести и в образовательную сферу. Представьте себя в роли нового сотрудника, который только что устроился на работу. Первая задача - освоиться и войти в привычный образ жизни нового места обитания.
Все люди отличаются друг от друга. Разные люди имеют разные способности к адаптации к новым жизненным условиям, к коллективу, к новым условиям труда. Одному человеку необходимо небольшое количество времени, чтобы чувствовать себя уверенно в новом коллективе. Другому человеку, напротив, времени нужно намного больше. Некоторые молодые педагоги описывают период своей адаптации, как сложный и напряженный. Другие, наоборот, отмечают, что им было довольно легко адаптироваться к новым условиям.
Давайте попытаемся вспомнить, что происходило с вами, когда вы впервые попали в школу в качестве педагогов. Попытайтесь вернуть те ощущения, которые вы испытывали, вспомните о своих переживаниях.
Плохой хозяин растит сорняк,
Хороший выращивает рис.
Умный культивирует почву,
Дальновидный воспитывает работника.
И. Иманцуми
Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего педагога на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.
В нашей школе создана программа "Профессиональное становление молодого специалиста в условиях образовательного пространства». Профессиональное становление педагога проходит тем успешнее, чем шире возможности его самореализации в профессиональной деятельности. В связи с этим основными формами обучения молодых специалистов в школе стали интерактивные формы: интерактивные лекции, мастер-классы, ролевые игры, психологические тренинги, моделирование уроков и педагогических ситуаций, творческие отчеты, открытые уроки, защита методических разработок.
Организация и содержание индивидуального сопровождения молодого учителя
1. Разработка и реализация программы индивидуального сопровождения учителя,
оформление карты профессионального роста молодого специалиста:
Индивидуальная карта профессионального роста молодого специалиста (Ф. И. О. учителя)
1. Решение о сопровождении принято (дата)
2. Индивидуальное сопровождение ведет (Ф. И. О. специалиста)
3. В организации сопровождения принимают участие (Ф. И. О. специалистов)
5.2. Выбор индивидуального маршрута, с учетом диагностики профессиональных затруднений (приложение), ведение карты индивидуального сопровождения учителя следующей формы.
Содержание пункта программы | Срок выполнения | Деятельность |
сопровождаемого | сопровождающего | совместная |
| | | | |
| | | | |
5.3. В процессе работы к карте индивидуального сопровождения прилагаются:
аналитические материалы:
-сравнительный анализ работ учащихся до и после работы по сопровождению учителя;
-сравнительный анализ срезовых работ, тестов до и после работы по сопровождению учителя;
-сравнительный анализ личных материалов учителя (планов, конспектов, разработок, дидактических материалов) до и после работы по сопровождению учителя;
-результаты анкетирования учащихся (администрацией, методистом, наставником, самим учителем и др.);
отзывы (данные собеседований):
– учащихся (с учащимися);
– классных руководителей (с классными руководителями);
– родителей (с родителями)
– других участников образовательного процесса (с другими участниками).
5.4. После завершения программы индивидуального сопровождения учителя проводится анализ ее итогов и дается общее заключение.
Анализ итогов реализации программы индивидуального сопровождения учителя
Состояние проблемы | Способ диагностики результатов | Выводы |
до начала сопровождения | после завершения сопровождения |
| | | |
Форма общего заключения о результатах индивидуального сопровождения
____________________________________ (Ф. И. О. учителя)
1. Индивидуальное сопровождение можно считать:
успешным, эффективным
не вполне успешным, недостаточно эффективным
неэффективным
2. Выявленные в результате предварительной диагностики проблемы:
сняты полностью
сняты частично
не сняты (указать проблемы)
не снята ни одна проблема
3. Причины, по которым не состоялось индивидуальное сопровождение и/или не были сняты проблемы
4. Сопровождаемый молодой специалист:
нуждается в дальнейшем полномасштабном сопровождении
нуждается в поддержке для решения наиболее сложных проблем
не нуждается в сопровождении
нуждается в повышении квалификации в системе постдипломного образования
нуждается в разработке индивидуального образовательного маршрута
5. Наиболее эффективные пути (способы) дальнейшего сопровождения (указать)
Матрица выбора индивидуальных форм работы учителя в рамках методической работы
Формы работы учителя | Предметно-методологическая | Психолого-педагогическая | Валеологическая | Коммуникативная | Медиатехнологическая | Управление системой «учитель-ученик» | Трансляция собственного опыта | Исследовательская | Акмеологическая |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Прикрепление к учителю-наставнику | + | | | + | | | | | + |
Работа в качестве учителя-наставника со студентами | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Курсы повышения квалификации по предмету | + | | | + | + | + | | | + |
Курсы вне школы по современным технологиям обучения | + | | | + | + | + | | | + |
Курсы вне школы по технологиям общения и валеологии | | + | + | + | | + | | | + |
Работа в школьной проблемно-творческой группе | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Самостоятельное освоение инноваций в режиме ОЭР | | | | | | | + | + | + |
Годовая тема самообразования с обобщением на МО, педсовете | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Организация и ведение кружка, элективного курса по предмету | + | | | + | + | + | + | + | + |
Организация и ведение над- и межпредметного, элективного курса по предмету | | + | + | + | + | + | + | + | + |
Разработка и реализация тематического цикла классных часов | | + | + | + | + | + | + | + | + |
Разработка и реализация экскурсионной программы | + | + | + | + | + | + | + | | + |
Разработка комплектов развивающих заданий по предмету | | + | + | | + | + | | | + |
Разработка медиаоснащения для предметного курса | | | | | + | + | | | + |
Разработка учебных программ с полным описанием | + | | | | + | + | + | | + |
Комплекты технологических карт учебных тем (mind map) | + | + | | + | + | + | + | | + |
Серия открытых уроков с максимальной дифференциацией | + | + | + | + | + | + | + | | + |
Проектирование и реализация индивидуальных образовательных программ | + | + | + | | + | + | | | + |
Обобщение статей периодики с выступлениями на МО | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Авторское содержание для предметных недель (декад) | + | | | | + | + | | | + |
Работа в качестве тьютора с педагогическим обобщением | | + | + | + | | + | | + | + |
Руководство клубом, объединением по интересам | | + | + | + | | + | | | + |
Руководство проблемно-творческой группой | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Подготовка и участие в профессиональном конкурсе | + | + | + | + | + | + | + | + | + |