Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №23» города Димитровграда Ульяновской области
Мисько Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Выступление на семинаре городского методического объединения учителей
русского языка и литературы общеобразовательных учреждений
«Квест, как одно из средств приобщения учеников к чтению художественной литературы»
(из опыта работы)
Проблема 21 века в том, что подростки мало читают художественную литературу, поскольку вокруг много развлечений. Для них время, проведенное за книгой - потерянное. Они считают, что лучше посмотреть телевизор, пойти погулять или «посидеть» в Интернете или поиграть в компьютерные игры.
И учителю словесности приходится придумывать новые подходы для изучения художественного текста. Существует немало различных технологий, но одной из эффективных технологий является квест.
Процесс чтения для детей станет интересным, если в нем будут использованы игры, в ходе которых обучение чтению будет идти непринужденно и весело. Одним из таких приемов является квест.
Квест (английское «quest», поиск) — жанр игры, требующий от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока. В педагогике — проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются: информационные ресурсы, прибегают к помощи собственных знаний и опыта, общаются с участниками квеста.
Образовательный квест объединяет в себе идеи: проектного метода, игровых технологий (в частности, квестов) и исследовательской деятельности.
На основе интеграции лучших традиций отечественного образования и инновационных подходов данная технология формирует социально-активного и мобильного гражданина, компетентного специалиста, творческую личность, обладающую осознанной гражданской позицией, готовую к самореализации в условиях информационного общества и способную к самосовершенствованию в течение всей активной профессиональной деятельности. Процесс чтения для детей станет интересным, если в нем будут использованы игры, в ходе которых обучение чтению будет идти непринужденно и весело. Одним из таких приемов является квест.
Хочу привести несколько примеров, которые использую на уроках русской литературы.
Задание 1.
При изучении темы «Спор о назначении человека в пьесе М. Горького «На дне» даю задание: найти (в холле висят высказывания героев из разных произведений) высказывания, которые относятся к героям пьесы «На дне». Как они характеризуют их?
«Каждый божий день... дайте хоть умереть спокойно!» (Анна), «А всё — люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь... И всё, гляжу я, умнее люди становятся, всё занятнее... и хоть живут — всё хуже, а хотят — всё лучше... упрямые!» (Лука)
«Таланта нет... нет веры в себя... а без этого... никогда, ничего... я, брат, погиб... А почему — погиб? Веры у меня не было... Кончен я.» (Актер)
«Я сказал — брошу воровство! Ей-богу — брошу! Коли сказал — сделаю! Я — грамотный... буду работать... Вот он говорит — в Сибирь-то по своей воле надо идти... Едем туда, ну?.. Ты думаешь — моя жизнь не претит мне? Эх, Наташа! Я знаю... вижу!.. Я утешаю себя тем, что другие побольше моего воруют, да в чести живут... только это мне не помогает! Это... не то! Я — не каюсь... в совесть я не верю... Но — я одно чувствую: надо жить... иначе! Лучше надо жить! Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать...» (Васька Пепел),
«Когда я пьян... мне все нравится. Н-да... Он - молится?
Прекрасно! Человек может верить и не верить... это его дело! Человек - свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он - свободен!.. Человек - вот правда!
Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! - это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это - огромно! В этом - все начала и концы...Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встает.) Хорошо это... чувствовать себя человеком!.. Я - арестант, убийца, шулер... ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика... и сторонятся и оглядываются... и часто говорят мне - "Мерзавец! Шарлатан! Работай!" Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми... Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек - выше! Человек - выше сытости!..» (Сатин).
Учащиеся делятся на 2-3 группы и пишут характеристики героев, описывают их образ жизни, мышление. В конце урока пишут свободное письмо: «Можно ли в наше время попасть на «дно жизни»? Помочь герою выбраться из «дна».
Задание 2.
На столе лежат иллюстрации на которых изображены: топор, стакан, борода, береза, деревянный домик, тюрьма, женщина в голубом, советский паспорт, подвал, кот Бегемот, носовой платок, Дом скорби, трон царя, береза, рябина, волчата.
Задание: «приставить» эти рисунки к изученным произведениям.
Рассказать, как связан данный рисунок с персонажем или с произведением. Назвать автора.
Задание 3. Игра «Найти соответствие»:
В рекреации слева развешены выражения, справа- фамилии поэтов и писателей. Соединить автора со «словом».
1. «Поэт бревенчатой избы» А) Анна Ахматова
2. «Земля, поклонись человеку» Б) Сергей Есенин
3. «Бой идет святой и правый Ради жизни на земле» В) М.А. Булгаков
4. «Она была счастлива? Ни одной минуты!.. Что же нужно было этой женщине?… ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк..» Г) О.Сулейменов
5. «Красной кистью
Рябина зажглась.
Падали листья
Я родилась»
Д) В.Маяковский
6. «Родился в Грузии, селе Кутаиси
Ж) А.Т.Твардовский
7. «Нет, и под чуждым невосводом,
И не под защитой чуждых крыл,-
Я тогда была с моим народом
Там, где мой народ, к несчастью, был»
З) Марина Цветаева
Задание 4.
К классе висят детские изображения Л.Н.Толстого, Ф.М. Достоевского, А.Блока, В.Маяковского, М.Горького, С.Есенина, М.Цветаевой, Ученики получают листки с краткой информацией о детских годах поэтов и писателей. Нужно дополнить рассказ, «прикрепив» фото.
…появился на свет в аристократической семье, 1828 году, 28 августа, в имении под Тулой, которое носило название Ясные Поляны. Его мать была из рода Волконских, а предок отца одним из первых получил когда-то звание графа. Мальчик рано стал сиротой. В 2 года он потерял мать, в 9 – отца. Он не был единственным ребенком, у него было три брата и сестра, которую звали Марией. Воспитанием сирот занимались родственники. (Л.Н.Толстой)
…родился 11 ноября 1821 года в Москве. Отцом будущего писателя был отставной военный лекарь Михаил Андреевич (кстати, участник Отечественной войны 1812 года), а матерью Мария Фёдоровна (в девичестве Нечаева). Первым ребёнком в семье был Михаил, а … - вторым.
Всю жизнь два старших брата оставались самыми близкими людьми.
Кроме вышеперечисленных детей, в семье … росло ещё пятеро детей - Варенька, Андрей, Верочка, Николай, и самым младшим ребёнком была Александра. Отец семейства был строгим человеком. Он установил дома порядок и требовал, что бы неукоснительно его соблюдали. (Ф.М.Достоевский)
…родился 7 (19) июля 1893 года в селе Багдади Кутаисской губернии. «Был абсолютно как все до тошноты одинаков — день моего сошествия к вам» — так будущий поэт написал о дне своего рождения. Отец, Владимир Константинович, происходил из дворянского рода, состоял в должности руководителя Багдадского лесничества. Предки но отцу — из казаков Запорожской Сечи. Мать, Александра Алексеевна, урождённая Павленко, происходила из семьи кубанских казаков.(В.В.Маяковский)
…родился 28 марта 1868 г. в Нижнем Новгороде. Отец — столяр, мать — дочь красильщика, владельца красильной мастерской. Оба — красивые, сильные, яркие люди. Когда …было 4 года, отец умер, спасая жену и сына от холеры, и мать с мальчиком поселилась в доме деда. Семья была большая и недружная. Мальчик с ужасом смотрел на ссоры, драки, страдал от грубости и жадности окружающих. И только бабушка, с ее добротой, мудростью, погружала Алешу в мир народных сказок и песен, была опорой для души.
( М. Горький)
16 ноября 1880 года в Петербурге Александра Андреевна, навсегда расставшись с мужем, родила сына. С самого рождения его окружали бабушка, прабабушка, мать, тетки, няня. Безграничное, чрезмерное обожание, чуть ли не культ! Стоило ему заплакать — и сам профессор Бекетов брал его на руки, прохаживался с ним по всему дому, показывал кораблики на реке. На всю жизнь у него осталась необычайная тяга к кораблям. Дедушка стал его первым другом: с ним они играли в разбойников, переворачивая вверх дном всю квартиру, ходили на прогулки, из года в год все более продолжительные. Возвращались голодные, перепачканные, зато с трофеями: какой-нибудь необыкновенной фиалкой или неизвестной разновидностью папоротника. (А.А.Блок)
Родился … в 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье. Кроме … в семье росли еще две его сестры - Екатерина и Александра. Когда он был совсем маленьким, между его отцом, Александром Никитичем, и матерью, Татьяной Феедоровноё, возникла ссора, и несколько лет родители жили отдельно... Отец уехал в Москву, устроился работать там приказчиком. Мама уехала в Рязань. А … отдали на воспитание в семью деда по матери, Федора Андреевича, и бабушки - Натальи Евтеевны. По воспоминаниям…, дед был "яркой личностью и широкой натурой, имел прекрасную память и знал наизусть множество народных песен и духовных стихов". По настоянию деда читать … начал в пять лет, грамоте он учился по церковным книгам, а свои первые стихи написал уже в 8 лет. Среди сверстников … , имевший прозвище … Монах, был неутомимым выдумщиком по части различных мальчишеских игр и забав. (Сегрей Есенин)
Родилась будущая поэтесса в Москве 26 сентября 1892 года. Ее семья относилась к высшему обществу. Папа был знаменитый ученый, а мама пианисткой. Воспитание дочери легло на плечи матери. Отец часто бывал в командировках и поэтому редко виделся с детьми. … вместе с сестрой воспитывались очень строго. Уже с шести лет девочка начала сочинять стихи. Мама … всегда хотела, чтобы дочка стала музыкантом, но любовь к поэзии поборола это чувство. В детстве она вместе с матерью много времени жила за границей, в частности во Франции, Германии, Италии. Поэтому легко могла изъясняться и сочинять стихи на нескольких языках. Впоследствии эти знания ей очень пригодятся, когда она будет работать переводчицей. ( Марина Цветаева)
Учащимся так же можно предложить библиотечный квест. Это создание игровой электронной или бумажной игры о книге, чтении, библиотеке. Уместны будут апробированные игровые приемы: викторины, игры-путешествия, театрализованные игры как экшн, ролевые игры, но при одном непременном условии - героями всех игр должны быть обязательно книги, библиотеки, читатели. Эти виды игр привлекательны еще и тем, что их действие связаны с приключениями, погонями, риском. Следует делать акцент на интеллектуальные задания, поиск осуществлять по книгам. Тем самым приобщать ребенка к чтению.
В нашем городе памятники известным литературным деятелям. Магазин «Центральный» Это здание связано с именем русского писателя Александра Сергеевича Скобелева, известного под псевдонимом Александр Неверов. На рубеже 19-20 веков на месте магазина «Центральный» находился мануфактурный магазин купца Березина, в котором с 1902 по 1903 годы работал Александр Неверов - автор более 400 повестей, рассказов, очерков, пьес. Наиболее известное его произведение – повесть «Ташкент – город хлебный». Мемориальная доска в память об А.Неверове установлена на здании Библиотеки семейного чтения (ул.Куйбышева).
Памятник Ивану Александровичу Гончарову известному русскому писателю, симбирянину. установлен в сквере на пересечении улицы Гончарова и проспекта Димитрова. Наиболее знамениты три его романа – «Обрыв», «Обломов, «Обыкновенная история».
Бюст Александра Серафимовича. Советский писатель, лауреат Государственной премии СССР 1943 года А.Серафимович (наиболее известное его произведение – повесть «Железный поток») в годы гражданской войны был в Мелекессе проездом.
Верстовой столб Установлен в память о том, что в сентябре 1833 года через Мелекесс проезжал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, следовавший из Москвы в Оренбург для сбора материала о крестьянском восстании под предводительством Пугачёва. Можно предложить детям фотографии этих мест, а они должны найти их в городе и сфотографироваться рядом с ним. Можно работать в обратном порядке [2].
Таким образом, образовательный квест развивает наблюдательность, улучшает фантазию, развивает мотивацию, когда учащийся видит главную цель, он не может остановиться на полпути, он всеми усилиями пытается добиться результата, так же развивает внимание, мышление и способность анализировать.