Сухих С.А. Не только танцы: ученический проект «Мордовский народный костюм»
Уважаемые коллеги! Народный коллектив спортивно-эстрадного танца «ЭкспреСсия» является известным в городе и области хореографическим объединением. Наши постановки занимают первые места в городских, областных и всероссийских конкурсах. Но сегодня мы будем говорить не о танцах.
Плюс дополнительного образования детей в его многозадачности и метапредметности. При наличии основного направления (в нашем случае это хореография) можно добавлять воспитательный, развивающий компоненты деятельности. Не только можно, но и нужно. Потому что мало поставить танец, должна быть некая база, основа для его понимания.
Но просто рассказывать обучающимся о происхождении, истории развития танца – тоже мало. Послушали и забыли. Все мы помним со времен обучения в Вузе, что только 10% услышанной на уроке или лекции информации остается у ученика в памяти. Кроме того, хочется напомнить старинную присказку – «Дай голодному рыбу и ты накормишь его на один день, дай ему удочку – ты накормишь его на всю жизнь».
Удочка в нашем случае – это проектная деятельность. Задача педагогов в том, чтобы научить детей этой удочкой пользоваться. Это здорово пригодится им и в школьной учебе и в дальнейшей жизни. Ведь именно проекты учат планированию, определению ресурсов, выделению важного, расстановке приоритетов.
В начале этого учебного года была запланирована постановка мордовского танца с обучающимися нашей старшей группы и параллельно ребятам было дано задание реализовать исследовательский проект «Мордовский народный костюм». Обучающиеся были удивлены, услышав информацию о том, что красивый орнамент на народному костюме морды – это не просто узор – каждый его элемент – это или оберег, или талисман. Украшая свои наряды орнаментом, наши предки оберегали себя от болезней, происков плохих людей, от неурожая, от бездетности. Другие элементы узора способствовали удаче, лада в семье, хорошему здоровью. Таким приемом мы замотивировали обучающихся, дальше им уже самим было интересно узнавать о происхождении и истории мордовского костюма.
Второй этап работы – дать ребятам основы выполнения проектов, совместное с ними определение целей и задач, этапов работы. Именно от правильного определения этих компонентов проекта зависит успешность его выполнения. Так как запланирован был исследовательский проект, то цель проекта была определена следующим образом: изучить происхождение и особенности мордовского народного костюма.
Задачи проекта:
1. Изучить происхождение мордовского костюма
2. Исследовать символику элементов мордовского народного костюма
3. Подготовить краткий обзор результатов исследования
4. Рассказать обучающимся младшей группы коллектива о результатах исследования
На этапе изучения происхождения мордовского костюма ребята использовали интернет-источники, работали в школьном информационно-библиотечном центре, посетили музей мордовской народной культуры (в школе №2) и получили консультацию о народном костюме от председателя Димитровградской мордовской национально-культурной автономии Аллы Петровны Нуянзиной.
Первые результаты: Мордовский национальный костюм берёт истоки в далёкой древности. Долгие годы народ вкладывал в его создание частичку своей культуры и бытности. Кропотливо создавалось то, что было удобно и в то же время могло подчеркнуть особенности культуры Мордовии. Мордовский костюм открывает нам новое представление красоты с точки зрения мордовского народа. Настоящий мордовский костюм – целое произведение искусства, составленный из разных элементов одежды, уникально декорированный и украшенный. И все это искусное умение создавать уникальные вещи заботливо сохранялось на протяжении многих сотен поколений и передавалось из рук в руки.
Особенно интересно ребятам было узнавать о символике мордовского орнамента. Так, в ходе исследования ими было выявлено:
Квадрат или ромб — главный элемент орнамента вышивки. Это универсальный символ, который имеет несколько значений, самое важное из них — изобилие и плодородие.
Зигзаг — символ воды. В мордовских мифах вода является первичным элементом мироздания, она соответствует началу мира.
Восьмиконечная звезда — символ солнца.
Роговидные узоры — символы деревьев и травы.
S-овидные фигуры — символы водоплавающих птиц и конских голов.
В пятиминутное выступление не удастся уместить все находки наших обучающихся. Главный педагогический результат исследования – ребята научились работать с информацией, проводить поиск, отбирать самое важное, а также доносить полученные результаты до других детей. Малыши слушали старших внимательно, задавали вопросы, просили рассмотреть костюм поближе и даже померить.
После проведенного исследовательского проекта, наши старшие стали относиться к танцу, который мы готовили параллельно, более внимательно, можно сказать – бережно.
В своем исследовании обучающиеся коснулись лишь небольшой частички многовековой истории мордовского народа, попытались сравнить прошлое и настоящее. Не все материалы, которые ребята просмотрели, перечитали вошли в их работу, но все это оставило в душе ощущение принадлежности к народу с великим прошлым и интересным настоящим. Возможно, в дальнейшей жизни им придется рассказывать уже своим детям и внукам, как выглядел костюм их народа, как жили наши далекие предки, какие традиции и обычаи они соблюдали.