Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 253 г. Челябинска»
Выступление на семинаре-практикуме
на тему:
«Технология «Говорящая среда» в ДОУ».
Разработала и подготовила:
воспитатель Кочеткова Т.В.
Инновационный опыт— это «держать руку на пульсе» современной педагогики. Владение современными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации современного педагога! Они способствуют достижению максимально возможных успехов, служат для создания благоприятного эмоционального фона.
Большую часть своего времени дети проводят в стенах детского сада. Поэтому главное в работе педагога - создание благоприятного микроклимата и специальные условия для комфортного пребывания каждого ребенка.
Суть технологии «Говорящая среда» – создать образовательное пространство в детском саду, способное обеспечить развитие творческих способностей ребенка, его самостоятельности.
«Говорящая» среда – это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста. Это третий педагог, где ребенок сам делает свои открытия, реализует свои задумки и воплощает свои идеи.
Она даёт ребёнку возможность ощутить и увидеть себя в «своём» пространстве, проявить активность и инициативность, понять собственную значимость. Ребёнку необходимо чувствовать себя хозяином в детском саду, где он проводит больше времени, чем в семье.
Воспитатель – не якорь, который сдерживает активность, инициативность, эмоциональное развитие детей, а – маяк, который устраняет все препятствия, мешающие ребенку пойти и спокойно взять то, что ему необходимо для творчества, для создания уголка, где он сможет побыть один, воспользоваться любой мебелью в группе и т. д.
Поэтому слово НЕЛЬЗЯ в условиях «говорящей» среды не используется…
Ребёнок, получая необходимую информацию, имеет широкий выбор для своей деятельности, может по своему усмотрению конструктивно использовать подготовленный педагогом информационный ресурс.
Главная задача данной технологии : модернизировать образовательную среду в группе, чтобы в ней было не только уютно, комфортно и безопасно, но познавательно и интересно детям.
Рассмотрим несколько элементов данной технологии.
Первый элемент « Говорящей среды» « Я пришел».
Элемент « Я пришел» помогает создать условия для формирования предпосылок математической грамотности у старших дошкольников. А малышам помогает успешно социализироваться и почувствовать свою значимость , ценность и понимание, что он важная часть большого коллектива. Что его ждут и ему рады.
Размещать этот элемент лучше всего в раздевалке, тогда родители станут вашими помощниками и вместе с детьми будут заполнять стенд.
Расскажите ребятам для чего нужен этот элемент, как его заполнять. Старшие дошкольники могут помочь в изготовлении и оформлении данного элемента. Когда дети приходят в детский сад, перед тем, как зайти в группу, они размещают на стенде свою фотографию, картинку или рисунок.
Разместите на стенде и фотографии воспитателей, тогда малыши смогут видеть, кто сегодня их ждет в группе.
Для старших дошкольников оставьте место или разместите рядом таблицу, в которой ребята будут отмечать количество девочек и мальчиков.
Второй элемент « Детское расписание».
Как часто родители заглядывают в расписание занятий?
А бывает такое, что дети интересуются, а что сегодня у нас будет?
Чем мы будем заниматься?
Именно для решения таких вопросов и создан элемент « Детское расписание». Для того, чтобы сделать этот элемент с малышами, можно наклеить готовые картинки в таблицу, а со старшими ребятами самостоятельно нарисовать занятия. Разместить детское расписание лучше в раздевалке, чтобы его могли видеть и родители и дети.
Третий элемент « Адвент-календарь».
Адвент-календарь- это календарь ожидания. Он помогает детям вести отсчет до необходимой им даты, а также каждый день наполняет интересными заданиями и игрой.
Рассмотрим книжный адвент-календарь. Книжный адвент- календарь – это календарь в ожидании знакомства с книгой. Какой он может быть?
-конвертики, кармашки или коробочки с иллюстрациями из произведений , фото авторов или заданиями, книжными сюрпризами на каждый день.
-Изготовить книжный адвент -календарь можно на один месяц или по желанию сразу на год, на определенные темы, события, проект или посвятить его одному автору.
-Определить список авторов, литературу
-Добавить к списку произведения, которые планируете читать малышам перед сном.
-Выбрать также для книжного адвент-календаря произведения в соответствии с рекомендуемым планом календаря знаменательных дат нп 2023-2024 учебный год или в соответствии с тематическим планированием.
- А еще можно оставить и пустой кармашек с записью «Здесь может быть твоя книга»- это если в группе есть книгообмен среди детей или ребята приносят свои домашние книги.
Четвертый элемент « Моя читающая семья».
Мы с вами понимаем, что взаимодействие с родителями является важной частью нашей работы. Возможно ли увлечь в мир книг не только детей, но и взрослых? Как замотивировать семью на домашнее чтение? Как сделать уютные вечера с книгой традицией современной семьи? В этом нам поможет семейный марафон « Моя читающая семья». Для его создания необходимо продумать, как будет выглядеть элемент- таблица, лабиринт, плакат. Подобрать мини картинки произведений исходя из возраста ваших воспитанников. Для этого можно воспользоваться перечнем литературы из ФОП ДО. Повесить элемент на видном и в доступном месте для детей и родителей. Рассказать ребятам , как пользоваться этим элементом. Составьте для родителей приглашение поучаствовать в семейном марафоне. Расскажите о правилах и возможных бонусах от участия. После того, как ребенок с родителями прочитают книгу из списка, они заштриховывают свою ячейку. Стоит подумать, сколько будет длиться ваш марафон и будет ли приз самой активной читающей семье. Рядом с таким элементом можно разместить контейнер, коробочку или полочку для книг , которые можно взять из сада. Хорошей традицией может стать обмен книгами между родителями.
Личность развивается в деятельности. Можно уверенно сказать, что технология «говорящей» среды – современная и актуальная форма работы, где качество труда детского сада оценивается по качеству тех условий и процессов, в которых каждый ребенок получает максимум возможностей для своего развития.
«Говорящая» среда дает детям возможность почувствовать себя в своем пространстве полноправными владельцами, проявить активность и инициативность, осознать свою значимость, ощутить свой личный вклад в общее дело.