СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на семинаре «Представление педагогического проекта «Зажги звезду!: творческое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья как условие формирования социально-ценной личности»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре «Представление педагогического проекта «Зажги звезду!: творческое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья как условие формирования социально-ценной личности»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на семинаре «Представление педагогического проекта «Зажги звезду!: творческое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья как условие формирования социально-ценной личности»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»


педагог дополнительного образования


ЛАРИНА

ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА


Выступление на семинаре «Представление педагогического проекта «Зажги звезду!: творческое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья как условие формирования социально-ценной личности»



I. Пояснительная записка

1. 1. Методическое обоснование проекта «Зажги звезду!»

Изменения, которые происходят в настоящее время во всех звеньях российского образования, приводят к преобразованиям процессавоспитания и обучения, поискам новых подходов к образовательной деятельности. О гуманности общества судят по отношению к наиболее слабым и уязвимым его согражданам – детям, старикам, инвалидам. В условиях общественных перемен, когда многие из прежних механизмов обеспечения социальной поддержки и защиты населения оказываются малоэффективными, а новые еще не сформированы, обостряются проблемы социально незащищенных групп.

В России процент детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) постоянно возрастает, поэтому социальная адаптация таких детей является одним из актуальных вопросов в современных условиях. По некоторым данным, в России около 1,5 млн. детей с ограниченными возможностями. К сожалению, большая их часть остается вне общества и системы образования. В ряде западных стран процент таких детей, способных интегрироваться в социальную жизнь в результате значительной поддержки государства и общества, гораздо выше.

Одним из приоритетных направлений политики Российской Федерации становится обеспечения доступности образования для лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, что отражено и в ратификации в 2012 г. Российской Федерацией Конвенции ООН по правам инвалидов (2006 г.), и в указах Президента РФ В.В. Путина (№ 597 и № 599) о необходимости оказания помощи таким людям в развитии их способностей, предоставления им возможности активного участия в жизни общества.

Особенно важно, чтобы такие возможности были предоставлены с раннего возраста каждому ребенку. Согласно Конвенции по правам ребенка, все дети имеют одинаковые права и равную ценность. Это означает, что любой ребенок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развивать свои способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества, а государство в итоге выступает гарантом прав ребенка.

1. 2. Актуальность проекта

Мир особых детей часто ограничен собственным домом, больницей, в их жизни присутствуют только самые близкие люди. К сожалению, большинству детей с физическими недостатками незнакомы веселые детские игры, походы в лес, посещения театров и кафе. Они находятся в изоляции от окружающего мира, имеют ограниченный круг общения, в то время как рядом существует необъятный красивый мир, поэтому необходимо помочь открыть им мир, соприкасаясь с которым ребенок познает радость творчества и счастье. Ведь каждый ребенок независимо от состояния здоровья является личностью со своими запросами, убеждениями, способностями, что является актуальным в вопросах эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наиболее эффективные формы поддержки детей с ОВЗ реализуются в практике реабилитации, конечной целью которой является их социальная интеграция в социальные структуры, предназначенные для здоровых детей и связанные с различными сферами жизнедеятельности – учебной, профессиональной и прочими. Все это, безусловно, важно, но часто забывается огромная роль развития творческих способностей детей, которая помогает развитию детской индивидуальности, удовлетворению индивидуальных потребностей и интересов, становлению коммуникативных умений и навыков, что способствует их успешной социализации, созданию атмосферы поиска, радости и счастья быть принятыми в обществе на равных правах.

Проблема воспитания творческих способностей сложна и актуальна на современном этапе. Недаром ее называют «проблемой века», поскольку решение ее связано с вопросами общего развития и воспитания ребенка, со становлением его личности. В решении коллегии министерства образования РФ от 18 января 2000 года «О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ОВЗ» отмечается, что «назрела острая необходимость в разработке и реализации социальных программ, направленных на воспитание и социализацию личности ребенка с ОВЗ...».

В отечественной педагогике накоплен большой опыт по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в целом и средствами музыкального воспитания, в частности. Проблемы всестороннего воспитания и развития личности особых детей освещались в работах ряда ученых: Л.С. Выготского, Т.А. Власовой, В.П. Кащенко, В.В. Лебединского, Ю.А. Костенкова, В.И. Лубовского, H.H. Малофеева, М. Монтессори, Л.П. Назаровой, Л.П. Носковой, К.А. Семеновой и др. В музыкальной педагогике творческая деятельность рассматривается как естественная для возможностей каждого ребенка в трудах Б.В. Асафьева, Б.Л. Яворского, А.А. Мелик-Пашаева и др.

Несмотря на большой объем научных публикаций по данной проблематике, анализ литературы и программ развития творческих способностей детей дошкольного возраста показывает, что проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ внимания уделяется недостаточно. Отсутствие методических разработок по развитию музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ, с одной стороны, и огромные потенциальные воспитательные возможности музыки, с другой, также определяют актуальность темы проекта.

Одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ являются занятия различными видами искусства, в которых ребенок может осознать себя личностью и ощутить собственную значимость. Искусство в данном случае является эффективным средством интеграции, адаптации и социализации, так как позволяет раскрыть горизонты творческого потенциала и помогает гармоничному развитию личности.

Музыкальная деятельность выступает как одна из ценностных составляющих в художественно-эстетическом воспитании и играет особую роль во всестороннем развитии детей. Известно, что музыка – прекрасный воспитатель и значимость ее заключается в том, что она совершенствует духовный потенциал личности, стимулирует его развитие. Музыка отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представления детей об окружающем мире, о природе, о традициях и обычаях народа. Воздействие музыки благотворно сказывается на развитии сенсорного аппарата, психических процессов, а также является продуктивным средством эмоционального равновесия. Музыка расширяет кругозор, стимулирует мышление, способствует развитию внимания, памяти, т.е. содержит в себе огромные воспитательные возможности.

Следовательно, поиск средств, методов, путей помощи таким детям является актуальной проблемой современной педагогики. Для ребенка имеет огромное значение достижение ощущения, что «я могу это сделать», «у меня все получится», «я и мои достижения интересны другим людям». Это повышает самооценку личности, делает взгляд на себя в социуме более жизнеутверждающим, что особенно важно для ребенка с ограниченными возможностями. Все это определяет актуальность эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья как условие формирования социально-ценной личности.

1.3. Обоснование социальной значимости проекта

Гуманизация общественной жизни, представление о ценности подрастающей личности, необходимости защищать ее права усиливают значимость социально-реабилитационной деятельности. Примером учреждения, на базе которого апробирован и реализуется наш социокультурный проект, является Областное государственное казенное учреждение«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями ЗАТО Северск», в котором осуществляется работа по социально-педагогической защите и реабилитации детей с ОВЗ на основе их включения в различные виды художественного творчества.

«Реабилитационный центр» - учреждение, оказывающее систематическую и долгосрочную помощь всем семьям, имеющим детей с ОВЗ. Здесь реабилитацию проходят семьи, воспитывающие детей с особыми потребностями. У них разные диагнозы, но общим являются признаки умственной отсталости, нарушение моторно-двигательных функций, отсутствуют или мало развиты навыки самообслуживания, существуют эмоциональные поведенческие проблемы.

Содержание и организация воспитательно-образовательного процесса проводится по образовательной программе Реабилитационного Центра, в основе которой используются основные программы:

Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (для определения зоны ближайшего развития).

«Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой.

Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей авторов Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.

Реабилитационные мероприятия в Центре направлены на проведение комплекса мероприятий, способствующих компенсации дефекта. Они включают в себя: лечебный массаж, физиолечение, медикаментозную терапию, фитотерапию, ЛФК, коррекционные занятия с учителем-дефектологом, учителем-логопедом и педагогом-психологом. Сотрудники центра не только озабочены оздоровлением детей, но и посредством творческой деятельности помогают раскрыть внутренний потенциал ребенка, его таланты, дают возможность самореализоваться, поверить в собственные силы.

Так сложилась практика проведения музыкальных занятий и творческих мероприятий совместно с Детской школой искусств. Преподаватели ДШИ г. Северска уже более 5 лет работают с детьми с ОВЗ в Реабилитационном центре. Очень важно, чтобы с такими детьми работали квалифицированные в инновационно-методическом и культурологическом плане люди. Взаимно дополняя и творчески обогащая друг друга, воспитатели, врачи и преподаватели ДШИ на практике через постижение детьми искусства помогают им в преодолении трудностей в процессе получения практических навыков. Таким образом, социальная значимость проекта обусловлена культурной, социально-терапевтической, семейно-досуговой и исследовательской составляющими.

1.4. Противоречия и проблематика проекта

В процессе работы мы увидели, что одной из причин низкой эффективности является недостаточная разработанность проблемы использования потенциала творческой деятельности в социализации детей с ОВЗ. В комплексе оздоровительной реабилитации художественно-эстетическая сфера остается недостаточно востребованной, что порождает противоречия личностного плана.

Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания выявляет ряд противоречий. К числу наиболее существенных из них можно отнести противоречия между:

объективным увеличением числа детей с ОВЗ и недостатком возможностей удовлетворения их творческих потребностей;

теорией эстетического воспитания детей с ОВЗ и методикой их реализации;

необходимостью развития творческой личности и отсутствием программ развития творческих способностей детей с ОВЗ;

потребностью в расширении методов и форм творческого воспитания детей с ОВЗ и имеющимися средствами реализации;


объективно существующими возрастными предпосылками музыкально-творческого развития личности дошкольника и недостаточной ориентацией на них в практике музыкального воспитания детей с ОВЗ;

потенциальными возможностями детей в проявлении музыкально-творческих способностей и их реализацией;

универсальными возможностями музыки и ограниченным ее использованием в практике работы с детьми.

Обозначенные противоречия позволили определить основную проблему проекта, заключающуюся в выявлении эффективных средств творческого воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции культурно-образовательных учреждений, а также поиске психолого-педагогических условий творческого развития детей с ОВЗ средствами искусства.

Главная проблема детей с ОВЗ заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми. Особым детям очень сложно проявить себя и показать свои таланты. Они имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Часто такие дети испытывают трудности социальной адаптации, обучения, общения, недостаточно самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Кроме того, трудности построения этого процесса обусловлены тем, что категория детей с ОВЗ разнородна по составу, так как дети различаются как по уровню развития, так и по характеру имеющихся недостатков, но они способны и талантливы, как и обычные дети, и нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить себя и оказали поддержку. Для таких категорий детей необходимо создать дополнительные условия с целью социализации, преодоления трудностей в обучении и общении через развитие творческих способностей.

Развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность,воспитывать необходимые для этого качества - значит создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. Нужно развеять убеждения в том, что ребенок с ограниченными возможностями обречен на бесцельное существование. Необходимо формировать новые установки на создание условий развития творческой деятельности таких детей, которые так же, как и здоровые дети, обладают талантом к творческой деятельности, просто для их развития требуется специальная помощь.

Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира. Для решения этой проблемы возникла необходимость поиска вариативных инновационных способов обновления содержания образования детей с ОВЗ дошкольного возраста в части расширения образовательного пространства и привлечения новых образовательных моделей. Здесь перед педагогами встает вопрос: как помочь детям познать свое Я, раскрыть его и войти в мир, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Что может помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья раскрыть свои способности и развить талант?

Основная идея, лежащая в основе проекта, является идея социальной адаптации, интеграции и социализации особых детей для создания оптимальных условий для их творческого развития. Так возникло название проекта «Зажги звезду!» и название это не случайно в нашей практике. В 2015 году мы работали над проектом «Если звезды зажигаются», направленный на создание образовательной среды, способствующей личностному и профессиональному самоопределению юных музыкантов, обеспечение каждому ребенку равных возможностей в реализации его интересов, воспитание творчески одаренной личности через развитие музыкальных способностей посредством участия в конкурсной и проектной деятельности.

Мы убеждены, что ребенок с патологией в здоровье, как и здоровый ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития, является маленькой звездочкой, которой важно творчески реабилитироваться, то есть помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти свое место. Кроме того, одна из важных сторон проекта состоит в том, что он позволит обычным детям лучше узнать жизнь особенных детей, взглянуть на нее не только через взаимодействие и призму дружеского отношения, а с позиции равного по своим потенциальным возможностям товарища путем организации деятельности, направленной на проведение совместных мероприятий – встреч учащихся школы искусств и детей с ограниченными возможности здоровья в едином творческом пространстве.

Проект «Зажги звезду!» дает возможность воспитывать поколение здоровых детей в духе лучших гуманистических традиций нашего Отечества: заботы, милосердия и доброго отношения к тем, кто нуждается во внимании, отношения равного с теми, кто отличается от нас, давать духовную поддержку и жизненную опору тем, кому это необходимо, и через это становиться сильными самим.

Новизна проекта «Зажги звезду!»заключается в комплексном использовании традиционных и инновационных форм, обеспечении комплексного сопровождения детей с ОВЗ на основе принципа интеграции образовательных областей. Основным фактором, обеспечивающим эффективность процесса, является личностная включенность детей в творческую жизнь, раскрываются технологии развития детей с ОВЗ посредством диалога и творческих заданий, основанных на творческой деятельности с вовлечением родителей как активных участников процесса.

Все мероприятия в проекте направлены на развитие музыкальных способностей и формирование гармоничной личности ребенка с ограниченными возможностями. Творческие задания способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром, стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении с учетом ограниченных возможностей здоровья в творческой деятельности. В ходе реализации проекта мы постарались выявить адаптивный потенциал творческого воспитания особых детей средствами искусства.

Объект исследования:музыкально-творческое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в системе «РЦ - ДШИ».

Предмет исследования: педагогические технологии музыкально-творческого развития детей с ОВЗ средствами искусства.

Гипотеза: музыкально-творческое развитие детей с ОВЗ будет успешным, если:

создать условия для развития умений и навыков, приобретенных в музыкально-творческой деятельности;

способствовать их проявлению на подражательно-исполнительском, инициативно-исполнительском или поисково-творческом уровне;

учитывать критерии музыкально-творческих способностей ребенка: интерес и желание заниматься творческой деятельностью; наличие у ребенка творческого воображения и мышления; умение перевоплощаться, выражая свои чувства;

применять педагогические технологии, которые являются модульным сочетанием приемов творческой деятельности на каждом этапе;

организовать музыкально-творческую деятельность детей с ОВЗ, которая осуществляется в атмосфере творческого поиска, создании ситуации успеха.

Суммируя вышесказанное, можно предположить, если будут обеспечены благоприятные условия для музыкально-творческого воспитания детей с ОВЗ доступными средствами с учетом возрастных и физических особенностей, то будет достигнута положительная динамика в творческом развитии детей для социальной адаптации. Решение данной проблемы обусловило постановку цели проекта.

Цель проекта: создание благоприятных условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на основе дифференцированного подхода для преодоления социальной изолированности детей с ОВЗ в сфере культуры и искусства, их социализации в рамках осуществления музыкально-творческой деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой были выдвинутыследующие задачи:

Для педагогов:

Обосновать организационно-педагогический потенциал взаимодействия РЦ и ДШИ в творческом воспитании детей с ОВЗ.

Вовлечь детей в творческую деятельность совместно с учреждениями дополнительного образования.

Создавать условия для усвоения воспитанниками духовных и культурных ценностей, воспитание уважения к истории и культуре своего народа.

Воспитывать интерес, любовь и потребность кмузыкальным занятиям.

Расширять представления о многообразии окружающего мира и интеграция особых детей в общество через проведение комплексной реабилитации с включением концертов учащихся ДШИ.

Организовать различные виды творческой деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей детей с ОВЗ.

Формировать умения и навыки в обучения основам игры на шумовых музыкальных инструментах.


Содействовать  самореализации и уверенности в своих силах у детей в творческой деятельности.

Формировать партнерские отношения с родителями в вопросах воспитания и творческого развития детей.

Организовать на базе центра в марте 2018 года Фестиваль семейного творчества.

Привлечь внимание общественности к проявлениям творчества детей с ОВЗ путем освещения в печати, ТВ и прочих СМИ.

Распространять опыт работы через участие в конференциях и конкурсах.

Общие задачихудожественно-эстетического воспитания детей с ОВЗ:

Способствовать координации музыкального мышления и двигательных функций.

Формировать эмоциональную отзывчивость.

Развивать фантазию, творческие способности, музыкальный вкус.

Развивать умение понимать элементарные средства выразительности, характерные для разных видов искусства.

Способствовать участию в концертах и фестивалях с помощью взрослого или самостоятельной деятельности.

Содействовать развитию коммуникативных навыков.

Создавать атмосферу положительного настроя в процессе общения с музыкой.

Взаимодействие с семьей:

Вовлекать родителей в совместную с детьми творческую деятельность.

Расширять виды творческой деятельности детей с ОВЗ в совместной деятельности с родителями.

Организовать консультативную помощь семьям, воспитывающим детей.

Проводить беседы с родителями по тематике проекта.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы:

исследовательский: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, методы статистики;

объяснительно-иллюстративный: беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора;

репродуктивный: разучивание, закрепление материала;

метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость);

метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности).

Эти инновационные методы основаны на совместной деятельности детей и взрослых, в результате которой создается некий творческий продукт: танец, песня, инсценировка, оркестр.

Инновационные педагогические технологии:

Основной технологией при работе с детьми с особыми образовательными потребностями является использование игровых методов для развития музыкальных способностей. Включение в занятия игровых приемов имеет особое значение, так как игра является основной формой деятельности дошкольников, она способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Игровой метод придает привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и усвоения материала, повышает эмоциональный фон занятий. Кроме того, мы использовали следующие технологии:

деятельностные

проблемные

личностно-ориентированные

информационно-коммуникативные

здоровьесберегающие.

Ожидаемый результат:

В результате у детей с ОВЗ должна сформироваться потребность к музицированию, устойчивый интерес к исполнительской деятельности, развиться способность исполнять музыку индивидуально и в ансамбле.

для педагогов

приобретение нового опыта работы в вопросе художественно- эстетического воспитания детей с ОВЗ;

повышение профессионального уровня и методической компетентности педагогов РЦ и ДШИ в работе с детьми с разными возможностями;

разработка и реализация цикла занятий по ритмопластике, технике речи, театрализованной деятельности для детей, имеющих различную степень патологических нарушений здоровья;

разработка модели творческого развития детей с ОВЗ;

совершенствование системы педагогического сопровождения детей с особыми потребностями, а также родителей (законных представителей), испытывающих трудности в воспитании и обучении детей;

практическое применение педагогических технологий;

обобщение и трансляция опыта работы по проблеме, расширение границ профессиональных интересов педагогов.

для детей

развитие навыков пения, музицирования, театрализации в творческой деятельности;

формирование элементарных представлений о взаимосвязи музыки и видов искусства;

улучшение результативности в музыкальном и речевом развитии;

выражения своих эмоций в повседневной жизни при общении со сверстниками;

обогащение и расширение музыкального кругозора и использование полученных навыков и умений для познания окружающего мира;

развитие интереса к музыкально-творческой деятельности;

включение детей с ОВЗ в социально-значимые проекты, различные виды социальной, творческой деятельности, совместные мероприятия и др.

для родителей

повышение информированности и компетентности родителей об особенностях развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ;

позитивные изменения в характере детско-родительских отношений;

повышение мотивации родителей для создания музыкально-развивающей среды в домашних условиях;

применение полученного опыта в повседневной практике с целью понимания своего ребенка.

Проектный продукт:

Исходя из учета специфики состояния здоровья и физических возможностей детей с ОВЗ, их возрастного развития, отбора социокультурных методик, позволяющих наиболее эффективно развивать творческие способности детей средствами музыки, авторами был разработан комплекс мероприятий, обеспечивающих конкретный результат. В процессе реализации проекта будут созданы и воплощены в практической деятельности:

Методические разработки и статьи по теме проекта;

сценарии и презентации для проведения концертов;

концертные номера для участия в исполнительской деятельности;

концертные номера совместно с родителями для участия в исполнительской деятельности;

концерты с совместным участием учащихся ДШИ и детей с ОВЗ;

выставка детских творческих работ;

массовые формы творческой деятельности: концерты, праздники;

творческие конкурсы (музыкальный, художественный, литературный), совместно с учреждениями дополнительного образования;

буклеты «Зажги звезду!», «Я все могу!» и др.

Тип проекта: социокультурный, практико-ориентированный, долгосрочный.