СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на семинаре «Реализация проектной деятельности в рамках программ естественнонаучной направленности стартового и базового уровня»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре «Реализация проектной деятельности в рамках программ естественнонаучной направленности стартового и базового уровня»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на семинаре «Реализация проектной деятельности в рамках программ естественнонаучной направленности стартового и базового уровня»»


Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский технический колледж»


Детский технопарк «Кванториум»


педагог дополнительного образования

Курова Майя Сергеевна


Выступление на семинаре «Реализация проектной деятельности в рамках программ естественнонаучной направленности стартового и базового уровня»


Проектная деятельность обучающихся начинается с того, что на подготовительном этапе обучающимся объясняется, что такое проект, как он выполняется, какие цели преследует, каких результатов можно достигнуть. Ученики делятся на группы в соответствии со своими познавательными интересами и личными симпатиями.

Дальнейшая проектная деятельность включает несколько этапов: 1) поисковый – определение проблемы, анализ имеющейся по ней информация, выявление потребности в сборе и изучении дополнительных материалов; 2) аналитический – постановка  цели проекта, определение задач и способов решения проблемы, анализ рисков. На данном этапе школьники намечают план реализации проекта в соответствии с выбранной тематикой, обсуждают варианты, распределяют задания, анализируя имеющуюся информацию и ресурсы. Обычно этот этап осуществления проекта самый интересный и деятельный для участников группы; 3) практический – выполнение заданий по намеченному плану, осуществление текущего контроля. Из материалов, собранных и предложенных участниками группы, формируется проект; 4) презентационный – предварительная оценка продукта, планирование и подготовка презентации продукта. На данном этапе проект оформляется в письменном виде, в ходе порой бурных дебатов формируются презентация и доклад, которые на следующем этапе могут быть представлены как лидером группы, так и всеми ее участниками на итоговом мероприятии; 5) контрольный – анализ результатов выполнения проекта, дается его оценка, возможности продолжения и дальнейшего продвижения [4].

Ключевым инструментом реализации метода проектов является формирование универсальных учебных действий (УУД).  Они представляют собой совокупность общеучебных умений, обеспечивающих способность к усвоению знаний. Универсальный характер УУД обеспечивается тем, что они реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности, а также лежат в основе организации любого вида деятельности обучающихся независимо от специально-предметного содержания.

Выполнение индивидуальных и групповых проектов позволит развить [3]:

- личностные  УУД обучающихся, такие как: отвечать за свои поступки, устанавливать взаимоотношения,  относиться уважительно и толерантно к чужому мнению; развивать эстетические чувства, потребности и ценности;

- регулятивные  УУД: предвосхищать результат; преодолевать умственные затруднения и физические преграды; стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач; осуществлять контроль и самоконтроль при выполнении заданий;

- коммуникативные  УУД: предлагать помощь и сотрудничество; выражать свои затруднения; определять цели, роли участников, способы взаимодействия; распределять функции и роли в групповой деятельности; формулировать личное мнение; принимать различные точки зрения во взаимодействии; участвовать в коллективном обсуждении учебной задачи;

- познавательные  УУД: проявлять активность и заинтересованность в получении знаний, ставить и формулировать проблемы; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей реальности в соответствии с содержанием учебного предмета; строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире, заполнять предложенные схемы с помощью прочитанного текста; устанавливать причинно-следственные связи.

С целью формирования раскрытия потенциала школьников в МАОУ «Школа № 42» г. Н. Новгорода организована групповая проектная деятельность интегративного характера для обучающихся 7-10 классов (см. табл. 1).

Проект «Изготовление красок на основе солей железа» проводился на базе ФГБОУ ВО НГПУ им. К. Минина в рамках сетевого сотрудничества [2,3]. В нем приняли участие ученики трех школ города, представившие жюри плакаты на тему «Экология и здоровье», выполненные с использованием специально изготовленных красок на основе солей железа.

 Обучающимися 9 классов в 2018г. реализованы групповые проекты: «Химический кабинет школы» – результатом проекта стала разработка методических пособий для химкабинета, «Основы техники безопасности на уроках химии» – в ходе проекта обучающиеся изготовили своими руками плакаты, наглядно отражающие правила поведения в кабинете химии.

Обучающиеся 7-8 классов участвовали в групповом проекте «Озеленение школы», когда каждый класс озеленяли растениями, заботливо выращенными руками обучающихся. Важно было проанализировать, какие растения подойдут для того или иного кабинета по типу освещения, температуры, влажности. Особое внимание уделялось плодородию почвы – проводился анализ различных видов удобрений для данных видов комнатных растений. 

Для оценки эффективности проведенных проектных работ в 10 классе была использована авторская методика диагностики сформированности УУД М.Ступницкой. Данный опросник позволяет отследить динамику познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий посредством анализа таких умений, как:

- восприятие информации (устной и письменной);

- обработка информации;

- получение и предъявление результата деятельности;

- способность к самооценке;

- изложение собственных мыслей;

- ведение дискуссий;

- взаимодействие в группе;

- организация своей деятельности и т.д.

Данную диагностику необходимо проводить на начальном этапе работы над проектом, а затем во время защиты. По данным таблицы 2 видно, что показатели сформированности УУД значительно возросли, что свидетельствует об эффективности проведенных проектных работ.

Итак, проектная деятельность обучающихся как педагогическая технология представляет собой совокупность исследовательских, проблемных и творческих методов [5], поэтому она неразрывно связана с научно-исследовательской деятельностью обучающихся. Метод проектов направлен на организацию активной индивидуальной и групповой познавательной деятельности школьников, что способствует развитию коммуникативных навыков, а также умений объективного оценивания своей деятельности.