Выступление на семинаре РМО начальных классов
по теме:
«Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся»
План.
Теоритический материал.
Задания для формирования компонентов функциональной грамотности.
«Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».
К. Д. Ушинский
«Чтение для будущего. Эффективные механизмы формирования читательской грамотности младших школьников.»
Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.
Россия – самая читающая в недавнем прошлом страна в мире, сегодня занимает 26 место по читательской грамотности из 70 стран. По результатам проведенного исследования Международной программой по оценке образовательных достижений учащихся PISA выявлено, что 35 % населения никогда не читают, 43 % - от случая к случаю, лишь 22 % читают каждый день. Читательская грамотность из разряда базовых перешла в разряд «элитарных» умений, которыми в совершенстве владеют лишь 3 % россиян.
Из результатов исследования следует вывод о необходимости поиска более разнообразных и эффективных путей обучения школьников работе с текстами различного содержания, характера и формата.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность- это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Научное понятие «функциональной грамотности» звучит так – это способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. На каждого (включая детей) ежечасно обрушивается бесконечный поток информации, и если раньше ее источником были газеты, журналы и ТВ, то сегодня - глобальная всемирная сеть.
Слайд-3
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
Слайд-4
Что такое читательская грамотность? |
Опора на текст | Опора на внетекстовое задание |
- Найти извлечь информацию - Интегрировать, интерпретировать информацию | - Осмыслить, оценить текст 1.Содержание текста 2. Форма текста |
Проблемы: (Слайд-5)
- дети имеют низкую скорость чтения;
- зачастую не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
- затрудняются кратко пересказать содержание.
(Слайд-6)
Задачи – Научить:
1.Осознанно, правильно, выразительно читать.
2.Извлекать из текста полезную информацию.
3.Самостоятельно выбирать книги для чтения.
4.Работать с разными источниками информации.
5.Высказывать оценочные суждения о прочитанном.
6.Развивать потребность в чтении.
7.Развивать читательскую компетентность.
Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной школы, решающей задачи реализации требований ФГОС.
Уровень овладения читательской грамотностью является одной из важных характеристик современного ученика. Данные, полученные в рамках международных исследований оценки читательской грамотности, показывают, насколько актуальна сегодня эта проблема.
Нет необходимости говорить о том, что, не научившись хорошо читать, ребенок не сможет быстро и качественно выполнить задание по любому предмету школьной программы, его грамотность будет оставлять желать лучшего, устная речь недостаточно развита. Поэтому важно не дать ребенку потерять интерес к книге в средней и старшей школе. И знаменитые слова Дидро: «Люди перестают думать, когда перестают читать» должны стать определяющими на данном этапе.
Грамотность – подразумевает «успешность» в овладении уч-ся чтением как средством осуществления своих дальнейших планов; продолжения образования, подготовка к трудовой деятельности.
Поэтому для формирования читательской грамотности необходимы различные виды работы с текстом; использование технологии проектной деятельности на уроках, которая требует сформированных навыков читательской грамотности.
Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие задачи для всех предметов школьной программы. На современном этапе в соответствии с требованиями ФГОС учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект.
- Но формирование читательской грамотности проходит не только на уроках литературного чтения, но и на уроках русского языка, окружающего мира, математики.
-В начальной школе есть предмет, на котором ученики получают информацию, читая текст. Это окружающий мир. Здесь ребёнок сталкивается с научно-познавательными текстами. Учебный курс окружающего мира имеет выход в средней школе на такие устные предметы как биология, география, история, обществознание, физика.
-На уроках математики: работа с текстовыми задачами. Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот.
Работе над текстом задачи педагог предает также творческий характер начиная с 1 класса: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью.
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у детей должны быть сформированы специальные читательские умения. (Слайд-7)
Читательские действия включают в себя умения:
•вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;
•сделать прямые умозаключения из этой информации;
•интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;
•оценить содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.
Можно выделить следующие этапы формирования умений по работе с текстом в начальной школе:
1 класс: учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.
2 класс: учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.
3-4 классы: учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.
Слайд-8
Проблемы и дефициты:
•при поиске ответа на вопрос ученик, как правило, обращается к нужному фрагменту текста, но часто выделяет искомую информацию неточно, включая в ответ избыточные сведения;
•испытывает затруднения при выстраивании причинно-следственных связей;
•неточно интерпретирует художественные тексты;
•ученику трудно выделить авторскую позицию, проанализировать форму текста, связывая намерения автора с выбранными им языковыми средствами.
Слайд-9
Технологии |
Игровые технологии | Технологии критического мышления | Информационно-коммуникационная технология |
-«Мим-театр» -«Крестики-нолики» | «Чтение с остановками». «Чтение с пометами» «Работа с вопросником» «Мозговой штурм» «Уголки» «Логическая цепочка» «Тонкие и толстые вопросы» | -презентации - видеосюжеты |
Слайд-10
Уровни читательской грамотности
Низкий | Средний | Высокий |
невозможное принятие учащимися использование письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования | понимание текстов характерное для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения с целью вычитывать сообщения | понимание и оценивание сообщений художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы речевого и житейского опыта и знаний учащихся |
Вывод: Применение различных приёмов читательской грамотности помогает обучающимся понимать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное, излагать свои мысли о прочитанном, вычитывать информацию из текстов разных видов, тем самым формируем читательскую грамотность.
Задания для формирования компонентов функциональной грамотности.
В своей работе для развития навыка чтения у младших школьников я использую определенные упражнения, с которыми хочу вас познакомить или напомнить о них.
В 1 классе для формирования смыслового чтения можно предложить задания на уровне слова:
1)Задание «Найдите и прочитайте 5 слов, начинающихся на букву Р».
РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТАРАКДОМРОГА
2)Задание «Прочитайте слова без лишнего слога».
королава, сонабака, могуклоко, сокророка, машинамна и т.д.
Также можно предложить:
3)Задание « Добавьте в слова гласную букву, чтобы получилось слово».
г-р-д, м-л-к-, м-р-з ( в данном примере вставляем букву О);
4)Анаграммы
-рост (сорт,торс,трос).
-росинка (соринка)
5)Ребусы. Пословицы .Загадки.
6)Превращение слов-волшебная цепочка:
-Замени одну букву в словах: палка-галка-балка; печка-речка-сечка.
7)Дополни слово:
-пена-(пенал); пачка (прачка);пар (парк);
8)Найди слово в слове:
-плуг (луг); спорт (порт); перевод(ведро, дерево, перед); поднос (дно,одно,нос,сон).
9)Слово рассыпалось:
-Составьте слова из букв: п, и, о, у, а, м, л (лупа, пума, пол, мало, пила).
10)Доскажи словечко:
И от ветра, и от зноя,
От дождя тебя укроет.
А как спать в ней сладко!
Что это?...(палатка)
11)Слоговой аукцион:
-Придумайте слова, в которых слог пи был бы первым (пила,пирамида), чтобы слог па был вторым-(лупа,лапа,липа)
12)Чтение слов с прикрытой верхней или нижней частью.
- В послебукварный период обучения чтению детям можно предложить следующее задание:
1)Прочитайте загадку, отбросив иностранные буквы:
DYUВHFЕWPСXZЬSДUIGЕFНRLЬSСQLUПZVИSТDАWRНDQОWЧIJЬZЮSGГRОLDРSFИWТJQ (Весь день спит, а ночью горит. -Фонарь)
- Для смыслового обучения чтению можно предложить следующее задание: 2)«Звук заблудился».- Прочитайте пословицу правильно.
Здоровому - грач не нужен.(врач)
Лес рубят – кепки летят.(щепки)
Слезами морю не поможешь.(горю)
Старый круг лучше новых двух.(друг)
Ус - хорошо, а два лучше.(ум)
Труд кормит, а пень портит.(лень)
3) Поиск в тексте заданных слов: Восстанови стихотворение А. Барто. Выбери пропущенные слова (при этом детям предлагаем обратить внимание на то, что слова «грузовик» и «машина» являются одинаковыми по смыслу, т.е. синонимами)
Нет, напрасно мы решили Прокатить ________ в _______. _______ кататься не привык, Опрокинул __________________. | |
4)Задание «Выбрать тех героев сказки К. Чуковского, которые НЕ приходили лечиться к доктору Айболиту».
Начиная со 2 класса задания усложняются:
1)Читай предложение наоборот справа налево:
вомод хашырк ан илсивоп икьлусос еикьненот. (Тоненькие сосульки на крышах домов)
2)Прочитай поговорку правильно:
Дерево живёт друзьями, а человек корнями. (Человек живёт друзьями,а дерево корнями)
Труд портит, а лень - кормит. (Труд кормит, а лень портит.)
За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.
Один раз отмерь – семь раз отрежь.
3) Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.
Терпенье и прут всё перетрут. (Терпенье и труд всё перетрут.)
Здоровому - грач не нужен. (Здоровому-врач не нужен.)
Торопливый человек дважды одно тело делает.
4) Задание на развитие грамотности:
1.Солнце закрыла большая тёмная _________. 2.Стало ____________. 3.Подул свежий ___________. 4.Закачались ___________________. 5.Притихли ____________. 6.Молния ___________. 7. Гром ___________________. 8. Упали первые капли _____________. 9. Ребята побежали прятаться _____ель. 10. Хлещет дождь, сверкает молния, а под елью уютно и _____.
1. Вставь подходящие по смыслу слова в места пропусков.
2. Правильно ли сделали ребята, спрятавшись под дерево?
5)Найди слова в тексте:
- Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А также развивает словесную память. Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.
6)Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте.
U F T Q W E R Б LV E N J Д S Z A h Y H t Z O L A R W Q Л J S Ю Y F Д h
N И R П L V O t Л W Y Ь Q З G У S F Ю Z R T J C U W Я S
Тебе дано, а люди пользуются. (Имя)
7)Переставь буквы, составь предложения,текст.
чаМет
ыМ с лоКей милюб троисть букики и течмать: но – о роме, я - о бене. нО дубет корямом, а я комлётчи.
8) Вставь подходящие по смыслу слова,используя слова для справок.
Скворец
В комнату=== кот. В зубах у кота ====скворец. Коля === у него птичку. Мальчик =====раненое крылышко. Потом Коля =====скворца на волю.
Слова для справок: подлечил, был, выпустил, вбежал, отнял.
9) Приём «Чтение по частям».
Для этого приема предлагается использовать повествовательный текст. Сначала обучающимся по названию текста и по иллюстрации (при ее наличии) предлагается определить, о чём пойдёт речь в произведении. Затем текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента, обучающиеся высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данный прием способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
10) Прием «Создание диафильма».
-На уроках литературного чтения используются иллюстрирование учениками изучаемого произведения. Этот вид работы учит делить текст на смысловые части, к которым надо нарисовать иллюстрацию. Данный вид работы хорошо подходит для работы в группах.
11)Приём «Драматизация» предполагает изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, которого нужно отгадать детям.
12)Приём «Крестики-нолики». Этот прием предполагает два вида работы:
1)Работа проводится в парах: один ученик- «крестик», а другой- «нолик». После прочтения произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак. Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков.
-Приём «Крестики-нолики» - по рассказу Н.Носова «На горке»
-У каждого ребенка на парте лежит таблица с номерами утверждений. Учитель читает верные и неверные утверждения к тексту. Если учащийся согласен, он ставит в таблице «х», если не согласен – «0».
Ребята во дворе строили снежную горку. | |
Главного героя звали Мишка Чижов. | |
Мальчик не мог забраться на горку, так как она была скользкая. | |
Чтобы не падать, он посыпал её солью. | |
Ребятам снова пришлось заливать горку. | |
Котька сделал ступеньки. | |
-Приём «Тексты с «хвостами»»
-Целый день ребята трудились… - А Котька Чижов из шестой квартиры… - Вот сейчас песочком посыплю… - Схватил фанерку… - Котька стал посыпать горку песком… | и заберусь на неё. а ребята снова водой полили. строили снежную горку во дворе. хитрый какой. и покатил к дворницкой. |
13) Приём «Ромашка вопросов» или ромашка «Блума»
Класс можно разделить на группы. Вопросы к тексту записываются на лепестках ромашки. Выделяется шесть типов вопросов:
1 лепесток - простые вопросы. (Кто? Что? Когда?)Отвечая на них, нужно называть какие-то факты, вспомнить и воспроизвести информацию.
2 лепесток - объясняющие вопросы. Обычно объясняющие вопросы начинаются со слов: «Почему».
3 лепесток - уточняющие вопросы. Эти вопросы начинаются со слов « Верно ли, что…», «Если я правильно понял, то...»
4 лепесток - оценочные вопросы. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений и фактов. «Почему это хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»
5 лепесток - практические вопросы. Эти вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.(Где используются….?)
6 лепесток - творческие вопросы. В этих вопросах есть частица «бы», в формулировке вопросов есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Чтобы бы изменилось, если бы…», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»
Важно научить младшего школьника учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
Задача учителя- выступать организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.
14)Прием «Реставрация текста».
-Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, “Текст”, “Тема текста”.Текст разделяется на части (предложения, абзацы).Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
15)Приём «Инсерт» или «Пометки на полях»
-Данный приём требует от ученика умения не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.
Учеников надо познакомить с рядом знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте
"V" – это я знаю
"+" – это новое для меня
"-" – я думаю иначе
"?" – необходимо разъяснение
"!!!" – это меня очень заинтересовало и др.
Это я знаю | Это новое для меня | Я думаю иначе | Необходимо разъяснение | Это меня очень заинтересовало |
V | + | - | ? | !!! |
| | | | |
16)Приём «Толстые и тонкие вопросы». (Для более успешной адаптации во взрослой жизни, детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы, учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение.
Тонкие | Толстые |
Кто? | Объясните,почему? |
Что? | Почему вы думаете? |
Когда? | Почему вы считаете? |
Может? | В чём различие? |
Как зовут? | Что будет, если….? |
Верно ли? | Обоснуйте,почему? |
Согласны ли вы? | |
Например: Приём «Толстые и тонкие вопросы» на примере рассказа Н.Носова «На горке»
Тонкие | Толстые |
Что строили дети? | Как вы думаете, почему Котька вышел во двор? |
Когда была готова горка? | В чём различие между Котькой и ребятами? |
Как зовут главного героя? | Что будет, если горку посыпать песком? |
Верно ли, что Котька осознал свою вину? | Обоснуйте, почему выдумка посыпать горку песком не помогла ему прокатиться? |
Согласны ли вы, что вместе работать весело? | |
17) Приём «Лови ошибку» на примере рассказа Н.Носова «На горке»
Целый день ребята трудились лепили снежную бабу (строили снежную горку) во дворе. Схватил он санки (фанерку) и покатил к горке (к дворницкой).
-Приём «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
-Приемы, требующие творчества учащихся: придумай продолжение истории, сочини загадку, измени финал сказки
18)Прием «Синквейн» - (Словотворчество) - Это универсальный прием, т.к. его использование на любом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления изученного на уроке.
Например: Прием «Синквейн» (Словотворчество) -по рассказу Н.Носова «На горке»
Словотворчество - Прием «Синквейн» |
Котька Хитрый, обманщик. Смотрел, выскочил, подъехал. Не работал, а кататься пошёл. Хитрец! | Ребята Дружные, трудолюбивые. Трудились, строили, поливали. Хорошо работать дружно. Молодцы! |
- Прием «Реклама книги»
Рассказ Н.Носова «На горке» учит уважать труд других людей, не отдаляться от коллектива и быть трудолюбивым. Прочитав рассказ, я подумал, что трудиться с друзьями весело. Автор показал, как лентяй превратился в трудолюбивого мальчика.
Я всем советую прочитать этот рассказ и никогда не отказывать в помощи своим друзьям.
Также для развития интереса можно использовать приём инсценирования, чтение с продолжением, составление хода событий по картинкам (расположи в правильном порядке), создание рисованных диафильмов по прочитанному произведению.
-Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
Пример вопросника к тексту Л.Н. Толстого «Лев и собачка», который был предложен учащимся для работы в парах с последующим коллективным обсуждением.
ВОПРОСНИК Л.Н. Толстой «Лев и собачка»
1. Назовите главных героев произведения.
2. Где происходят события?
3. Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.
4. Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?
5. Как лев относился к собачке? Найдите в тексте соответствующие глаголы.
6. Что однажды произошло?
7. Что случилось с собачкой через год?
8. Перечитайте описание поведения льва после смерти собачки. Подберите слова-ассоциации.
9. Чем заканчивается быль?
10. Вспомните начало рассказа и подумайте, кого противопоставляет автор? Ответ обоснуйте.
11. Каково ваше впечатление от рассказа?
19)Приём «Знаю, хочу узнать, узнал». Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приёмом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой. Очень удобно и продуктивно можно использовать этот приём на уроках окружающего мира, русского языка и прочих предметах.
| «Знаю»-(З) | Хочу узнать (Х) | Узнал или что осталось узнать (У) |
| | | |
- Приём «Шесть шляп»-можно работать в паре, в группах.
Красная (чувства) | Что вы чувствуете по отношению к герою? |
Жёлтая (оптимизм) | Что хорошего можно взять из произведения для себя? |
Чёрная (критик) | Что плохого в поступках героев? |
Синяя (обобщение) | Дайте совет герою или читателю. |
Белая (учёный) | Чему следует научиться у героя? |
Зелёная (творчество) | Продолжите рассказ. |
- Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
-Приём«Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).
-Приём «Составь задание»-кроссворд
-Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.
Итак:
Применяя в работе данные приёмы и упражнения, я отмечаю следующие
преимущества:
учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
увеличивается интеллектуальный потенциал учащихся, расширяется их словарный запас;
-совместная работа способствует лучшему пониманию трудного,
Информационно-насыщенного текста;
вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
обостряется любознательность, наблюдательность;
развивает активное слушание;
повышается самооценка.
В результате применения в своей работе описываемых приёмов и техник
у учащихся начальной школы будут заложены основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания.
Вывод: Применение различных приёмов читательской грамотности помогает обучающимся понимать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное, излагать свои мысли о прочитанном, вычитывать информацию из текстов разных видов, тем самым формируем читательскую грамотность.