«Роль школьной библиотеки в духовно- нравственном воспитании обучающихся». Слайд 1
Прохорова Е.Е.,
учитель начальных классов
МКОУ Горкинская СОШ
Ядром культуры личности является ее духовность. Духовное развитие характеризуется развитым интеллектуальным и эмоциональным потенциалом личности, высоким нравственным развитием, ведущим к гармонии идеалов человека, с общечеловеческими ценностями и высоконравственными поступками, в основе которых лежит потребность служить людям и добру, постоянное стремление к самосовершенствованию.
Человек живет в обществе, он должен уметь общаться с другими людьми и в то же время должен почувствовать себя индивидуальностью. Здесь и появляется проблема формирования внутреннего мира человека, его духовности. Духовности не столько связанной с религиозным восприятием мира, сколько с тем, чем человек живет, что для него самое главное, чем заполнены его душа, сердце, ум. Слайд 2
В любую эпоху библиотека - самый точный барометр интеллектуальной жизни общества. Не случайно же академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв когда-то сказал, что если, не дай Бог, из-за войны или какого-то страшного катаклизма погибнут музеи, театры, университеты, но и каким-то чудом уцелеют библиотеки, культура может быть восстановлена.
Трудно не согласиться с тем, что изначальная функция библиотеки -сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению. Именно библиотека, сосредоточившая в своих фондах прошлое, настоящее, будущее ответственна за духовно-нравственное воспитание, формирование исторического сознания детей. Чтение, конечно, не может стать единственным содержанием духовного самосознания, но первый читательский опыт во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка.
Чтение детей – одна из важнейших перспектив духовности, интеллекта, культуры нации. Для будущего каждой страны особенно важно, как происходит процесс вхождения детей в мир книги. Заметно потесненная другими источниками информации, книга и поныне не утрачивает своей притягательной силы и служит одним из главных источников знаний. Книга - друг щедрый. Чем больше отдаешь себя ей, тем больше получаешь взамен. Книгу не может заменить ничто. Мы должны суметь помочь детям разобраться, что хорошо, что плохо в литературе, помочь увлечься достойным чтением, полюбить героев добрых книг, что позволит им избежать дурного влияния телевизионных передач.
Библиотека - единственное место неформального общения, где можно полистать журналы на перемене, пошептаться с подружкой, поделиться своими проблемами, зайти за компанию с приятелем, увидеть что-то такое, зачем захочется вернуться. Часто это единственная возможность сменить обстановку. В какой-то степени библиотека - это место психологической разгрузки. Слайд 3
Воспитание духовности начинается с формирования познавательного интереса как одного из важных мотивов самообразования. Большая работа над развитием творческой активности и исследовательских умений проводится в библиотеке, где читатель учится самостоятельно работать со справочной и дополнительной литературой, с каталогами и картотеками, учится выбирать необходимую информацию. Очень важно с детства воспитывать навыки чтения – это то, без чего не обходится жизнь любого нормального человека.
Современный школьник читает очень мало. Хорошие ученики в лучшем случае прочитывают обязательный минимум по литературе, о средничках и того не скажешь. Не секрет, что чтение, особенно в школе, начинает восприниматься обучающимися как принудительное и ненужное действие, отнимающее время.
Виктор Астафьев писал: «Чтение, особенно детей, это самое важное в воспитании». Что делать школьному библиотекарю в условиях, когда потребности в духовной пище у подрастающего поколения крайне малы? Ответ прост: чтобы достучаться до сердца ребенка, найти ключ к его душе, поднять до высокого нравственного уровня, библиотекарю необходимо активнее работать, делать честно свое дело, нести книгу читателю, чтобы в условиях нынешнего малочтения это были произведения, способные оказать влияние на формирование личности ученика. Наша библиотека активно работает в этом направлении. Слайд 4
Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-целостному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Какую литературу предлагать современным школьникам? Прежде всего, такую, которая бы оказывала влияние на воспитание нравственности в человеке, которая формирует читательскую культуру и эмоциональную отзывчивость учеников. Как привить любовь к книге? Как научить читать? Что читать? Исходя из этих вопросов, мы выстраиваем свою деятельность. Слайд 5
Основные формы работы библиотеки
Книжные выставки.
Тематические полки
Конкурсы
Классные часы
Игры
Вечера
Беседы
Акции
Обзоры
Слайд 6
Книжные выставки. На этих выставках ребята всегда найдут дополнительную литературу по интересующим вопросам при подготовке к тому или иному уроку, написании рефератов, докладов. Много выставок организовывается к юбилеям писателей и поэтов, к памятным датам.
Идя в ногу со временем, мы стараемся разнообразить формы наших выставок, используя такие приемы как выставка-вопрос, выставка-кроссворд, выставка-просмотр. Примером можно назвать выставку-просмотр «Новогодний калейдоскоп», где были представлены стихи, песни, сценарии новогодних елок, а также иллюстрации костюмов, материал об истории празднования нового года у разных народов и разных странах.
Кроме ого, интересно происходят презентации новых книг. Слайд 7
«Духовно-нравственное воспитание» - это процесс, который способствует формированию нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления доброй воли личности).
Сегодня библиотекарь должен стать для ребёнка пастырем детского сердца, души.
Начинается работа с читателями с того, без чего, наверное, не может обойтись ни одна библиотека – с посвящения в читатели. Ведь оттого, как пройдет первое посещение школьной библиотеки, какое впечатление оно оставит в душе маленького читателя, будет зависеть – захочет ли ребенок прийти в библиотеку еще и еще, захочет ли посетить мероприятие, которое проводится в библиотеке.
Сначала происходит знакомство первоклассников с книжным царством, с правилами пользования библиотекой. В торжественной обстановке происходит посвящение ребят в читатели и, чтобы этот день запомнился им надолго, вручаются первоклассникам Дипломы Читателя, надеясь, что библиотека станет им родной на ближайшие одиннадцать лет.
«Прощание с Азбукой- первой книгой» - также очень запоминающийся праздник. В котором дети – непосредственные действующие лица. Слайд 8.
Школьная библиотека – не только храм книг, но и важный культурно-просветительский центр, проводящий большую и плодотворную работу по различным направлениям. Здесь приоритетными являются эстетическое, краеведческое, экологическое, патриотическое и нравственное направления.
Одно из направлений работы – патриотическое воспитание, которое помогает повысить интерес к историческому и культурному наследию нашей Родины, воспитать патриотизм и сопричастность к истории Отечества.
Немаловажную роль в этом играют мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне. Для всех учащихся по этой теме были проведены следующие занятия:
- проведена историко-познавательная игра «Великая Отечественная война, год за годом».
- музыкально-игровая программа «Песни победы», ребята познакомились с историей создания песен, их судьбой, авторами стихов и музыки. Во втором раунде отгадывали названия песен по фрагменту мелодии. В конце мероприятия, пели песни военных лет, «Катюша», «Смуглянка», «День Победы», инсценировали песни военных лет.
-традиционной в нашей школе стала акция «Читаем детям о войне» Слайд 9
- проводятся конкурсы рисунков, стихов, посвящённых этому историческому событию. Слайды 10-11
- проводится показ презентаций о войне: «Дети Сталинграда», беседа «Дневник Ленинградской школьницы, Тани Савичевой» другие.
Такие мероприятия всегда проходят отлично, дети понимают огромную роль нашего народа в такое тяжелое время, как война. С удовольствием принимают участие в организации и проведении мероприятий все учащиеся, сочиняют, рисуют, читают стихи, поют песни. Все дальше и дальше уходят от нас годы войны. На смену одним поколениям приходят другие. Но наш долг – помнить, ценить и рассказывать о войне и подвиге нашего народа своим детям. Слайд 12.
По нравственному направлению широко изучается фольклор, славянская мифология, былинный эпос, сказки, притчи, история создания книги и книгопечатания, традиционные русские праздники. Дети с удовольствием участвуют в «Посиделках», «капустниках» и других праздниках. Слайд 13.
Каждый год отмечается день славянской письменности Слайд 14
Чувство Родины, патриотизм – основа из основ духовно - нравственного воспитания. Именно поэтому в библиотеке особое внимание уделяется краеведению, которое ставит своей целью не только изучение истории края во всем ее многообразии, но и восстановление прерванной связи времен, утраченных духовных ценностей, в том числе ценностей частной жизни человека, бытовых подробностей. Развивая краеведение, библиотека старается через чтение книг по краеведению привить школьникам любовь к своему краю, воспитывать чувство уважения к прошлому нашего народа, приобщить школьников к культуре, духовным традициям. Куда бы ни забросила человека судьба, в его душе всегда остается уголок, где теплится, не умирает любовь к тому единственному месту на земле, где он родился, где жили его предки.
В школе проходил конкурс презентаций на тему «Предания старины далёкой», дети участвовали в проектно – исследовательской деятельности «Знатные люди нашего посёлка», собран огромный материал к 50-и летию основания Горкинской школы. Младшие школьники на протяжении нескольких лет участвуют в районном конкурсе «Моя малая Родина».
За многолетнюю практическую деятельность в библиотеке накоплено и проводится несколько массовых мероприятий по литературному краеведению. Изучая, любя свое Отечество, свою малую родину, мы становимся богаче и лучше. Тема краеведения важна и требует глубоких знаний и умений, поэтому обычные формы работы оказываются недостаточными. Часто при проведении различных тематических мероприятий, используются отрывки из произведений писателей, соответствующие заданной тематике. Этот приём значительно расширяет границы литературного краеведения в воспитательной работе школьной библиотеки и способствует пропаганде книг разных писателей.
Чтобы пробудить в ребенке благодарность к природе, интересно и разнообразно ведется работа по экологическому воспитанию. Такая работа в библиотеке ведется на протяжении всего учебного года. Когда взрослый человек рассказывает о красоте родной природы, учит бережному отношению к ней, к братьям нашим «меньшим», он воспитывает в нем доброту, интеллигентность, чувство ответственности за судьбу Земли, родного края. Именно к этому мы стремимся своими мероприятиями. Стараемся пробудить любовь к родному краю, желание увидеть красоту и неповторимость русской природы, узнать больше о растениях и живом мире полей и лесов. Используя богатство художественной и научно-популярной литературы, библиотека помогает школьникам увидеть и полюбить мир, ощутить себя частью природы, понимать ее ценности в жизни каждого человека, свою причастность к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном зеленом доме. В связи с этим оформляются различные выставки, книжные полки, тематические папки, проводятся различные мероприятия типа: «Путешествие в страну Экология», беседа – предупреждение «Время собирать мусор», участвовали в игре «Вторая жизнь мусора». Обучающиеся начальной школы уже два года являются участниками интернет эко-уроков. Слайд 15. Дети сами постарались сделать полезные вещи из различных отходов Слайд 16, 17.
Воспитание эстетических чувств школьника начинается с красоты. Ее восприятие – это первая ступень эмоциональной отзывчивости. Восприимчивость к прекрасному делает душу богаче и радостнее, помогает лучше понять себя и окружающий мир.
Одно из основных направлений работы школьной библиотеки – эстетическое воспитание под девизом: “Учить видеть прекрасное, просвещать душу”. Большое внимание в работе уделяется детям начальной школы. Ученые считают, что именно в эти годы человек способен усвоить столько же информации, сколько потом за все отпущенное ему судьбой время. Поэтому в работе стараемся подбирать такие формы и методы общения с младшими школьниками, которые бы их заинтересовали, стимулировали читательскую активность, любознательность и творчество. Интересный литературный праздник к юбилею В. Бианки прошел с учащимися начальных классов «Вести из леса». Дети узнавали птиц на иллюстрациях, отгадывали загадки. В конкурсе «Птичья столовая: чем питаются птицы?» учащиеся должны «накормить птиц», т.е. правильно распределить карточки с названиями птичьей еды. Ребятам очень понравилась игра, они показали очень хорошие знания по творчеству В.Бианки. В конце занятия дети повесили свою кормушку около школы. Слайд 18.
Библиотека проводит работу по воспитанию нравственности и пропаганде здорового образа жизни среди учащихся школы, так как по словам Виктора Гюго: “Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа”. Были оформлены выставки и книжные полки: здоровый образ жизни, СПИД – смертельная угроза; проведена конференция «СПИД – смертельная угроза», беседа «Вредные привычки и их пагубное влияние на здоровье человека», оформлена папка, проходил конкурс рисунков и плакатов «НаркоСтоп». Слайд 19.
В соответствии с планом воспитательной работы школы библиотека участвует в подготовке классных часов и внеклассных мероприятий, сотрудничая с классными руководителями, завучем по воспитательной работе. Библиотека проводит массовые мероприятия: выставки книг различной тематики, беседы, чтения, конкурсы, литературные игры, обзоры, викторины. Чтение открывает стороны мира, закрытые для любого другого жизненного опыта. Читая вместе и обсуждая прочитанное, мы учимся сотрудничеству, общему делу. Книги, прочитанные в детстве, могут оказать влияние на будущее, и на судьбу. Так в школе интересно проходил праздник, посвящённый творчеству великого писателя-сказочника А.С.Пушкина Слайд 20
Острота проблемы межнационального общения выдвигает необходимость воспитания у молодежи толерантности к представителям разных культур и религиозных конфессий. Толерантность в многокультурном, многоязычном, многоконфессиональном обществе — одна из ключевых компетенций человека будущего. «Толерантность — дорога к миру», «Сто народов, сто языков» — такие ключевые темы помогают в осознании межнациональных отношений. В ноябре в школе проходил «День толерантности под девизом «Если добрый ты» Слайд 21
Огромную роль в воспитании духовности сыграло введение нового школьного курса «Основы православной культуры», который напрямую связан с историческими условиями развития нашей культуры, с русским языком, русской литературой и искусством.
Вывод Таким образом, выстроенная работа помогает с одной стороны, привлечь детей к чтению, с другой стороны, получить ребятам необходимые навыки (работать с литературой, справочным материалом, делать выписки, анализировать, писать реферат, работать с автобиографией, работать над проектом, создавать презентации). Все, что делается в библиотеке, должно соответствовать возрасту, знаниям и интересам ребят. Кроме этого, необходимо, чтобы если не все, то большинство детей смогли принять активное участие в подготовке и проведении утренников, вечеров, дискуссий, конференций. Это и есть маленькие родники культурно-нравственных и духовных ценностей в дальнейшей после школьной жизни.
Каждый, какие бы ни были у него потом неприятности, должен узнать доброе и светлое в детстве, в школе, чтобы было на что оглядываться. Получая многообразие информации и впечатлений в библиотеке, ребёнок развивает критическое мышление, свой особенный взгляд на творчество и на мир. Мы можем только помочь ему понять, что всё в его руках. Есть такая притча. Ученик, желая испытать учителя, принёс в руке пойманную бабочку. При этом он рассуждал так: спрошу учителя, жив этот мотылёк или мёртв; если скажет «мёртв», раскрою ладонь и бабочка улетит, а если ответит «жив», сожму пальцы, и она погибнет. Что, как вы думаете, ответил учитель? «Всё в твоих руках!»
Хочется верить, что наши мероприятия учат думать, сопереживать, откликаться сердцем, разумом на чужую боль или радость. И сегодня как никогда становятся актуальными и даже в какой-то мере путеводными слова академика Д. С. Лихачева: «Пока жива библиотека — жив народ, умрет она — умрет наше прошлое и будущее».
.