Система подготовки обучающихся к олимпиадам включает несколько этапов:
На первом этапе при подготовке к олимпиадам (этот этап можно назвать подготовительным) учителю необходимо выбрать именно ту кандидатуру из учащихся, которая может привести к победе. Для этого и проводится первый, школьный, тур Всероссийской олимпиады. Никакого принуждения, никакого давления не должно быть, а только личная заинтересованность, личная увлеченность. Только тогда, когда желание учителя и желание учащегося совпадают, возможен позитивный результат. И уже на этом этапе учащихся надо нацеливать на успех, на победу. Только ориентация на победу, а не учитель, заставит учащегося проработать самостоятельно огромное количество научной литературы, просмотреть энциклопедии, использовать информационные ресурсы, Интернет и т.д. Поскольку сегодня школа не может стимулировать в денежном выражении победителей, то можно стимулировать их выставлением дополнительных оценок в журнал по своему предмету: за участие - одна «5», за III место - две «5», за II место – три «5», и за I место – четыре «5». Кстати, подобная система очень нравится детям, и они считают её справедливой. Мотивационный компонент является важным компонентом для усиления познавательной активности учащихся.
В жизни человека огромную роль играют эмоции, поэтому уже на подготовительном этапе нужно формировать эмоциональные компетентности у учащихся, то есть способность эффективно управлять с собственными чувствами и желаниями. Если эмоциональная компетентность не сформирована, то ребенок, столкнувшись с трудными олимпиадными заданиями, начинает нервничать, бросает выполнение заданий и может забыть даже то, что знал, то есть, как говорят психологи, сказывается механизм торможения. Как показывает практика, такие дети почти сразу, через час, выходят с олимпиады. Поэтому учащихся надо психологически готовить, эмоционально настроить на работу до конца отведенного времени, на отработку и корректировку материала.
На втором этапе подготовки (назовем его диагностическим), когда уже определены участники второго тура, учитель проводит диагностику уровня усвоения материала по предмету. Это необходимо для того, чтобы выявить, что вызывает у ученика затруднения, на что, на какие тематические модули (блоки) следует обратить больше внимания при подготовке. В нашем предмете мы проводим диагностику уровня физической подготовленности.
На третьем этапе составляется индивидуальный план обучения на период подготовки к олимпиаде (на день, неделю, месяц). В основе индивидуального плана лежат 4 стратегии: 1) ускорение 2) углубление 3) усложнение 4) новизна. Это означает, что очень быстрыми темпами необходимо повторить весь пройденный материал и изучить новый, тот, который не успели пройти на момент проведения олимпиады, а также привлечь дополнительную научную литературу и Интернет для углубления знаний, поработать с заданиями повышенной сложности. На каждый день планируется определенный объем работы, причем план не навязывается, а составляется вместе с учеником. Успех достигается, когда учебный план соответствует интеллектуальным и творческим потребностям и возможностям учащегося.
На четвертом этапе выбираются способы и методы организации образовательной деятельности. Чем разнообразнее будут выбранные приемы и методы, тем лучше для учащихся. Если ученик впервые участвует в олимпиаде, его обязательно нужно ознакомить со структурой олимпиадных работ, чтобы он не растерялся на самой олимпиаде. Лучшие результаты обычно показывают те учащиеся, которые уже неоднократно участвовали в олимпиадах и знают, что их ожидает. Одаренные ребята, как правило, легко с ними справляются. Структура олимпиадных заданий индивидуальна. У нас очень много заданий интегрированных, связанных с биологией, физикой.
И последний этап подготовки учащихся к олимпиаде - это рефлексия. На каждом этапе подготовки к олимпиаде ученик должен анализировать, что ему удалось, что не удалось за день подготовки, с какими заданиями он справляется хуже, чтобы в индивидуальный план вносить коррективы. Для одаренного ребенка важен личностный рост, поэтому без рефлексии достичь роста сложно. Необходимо отметить: чтобы победить, участник олимпиады должен очень много готовиться самостоятельно, используя различные информационные ресурсы, включая компьютерные. После проведения муниципального этапа олимпиады независимо, занял ученик призовое место или нет, всегда проводится разбор заданий и рефлексия. И связь с родителями!!!!