ГКОУ "Общеобразовательная школа-интернат для слепых
и слабовидящих обучающихся» г. Троицка
Адаптации детей с ОВЗ в общеобразовательной
школе-интернате: помощь и поддержка»
доклад на МО начальных классов
Март 2022
Цели: выделить аспекты адаптации детей с нарушением зрения, отметить особенности психофизического развития слабовидящего ребенка, раскрыть проблемы, которые возникают у детей в период адаптации к школе.
Итак, прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Его, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают для на то, что многих первоклассников, и особенно незрячих и слабовидящих, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.
В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, нарушениями преломляющей способности глаза, амблиопией (слабовидением) и косоглазием. С каждым годом число таких детей растет. Плохое зрение сказывается на понимании и осмыслении детьми окружающего, они не видят вообще, или очень плохо высотные здания, птиц, деревья, мир насекомых и многое другое, плохо ориентируются в пространстве. Двигательная активность таких детей также ограниченна, поэтому большинство из них страдает гиподинамией, нарушениями осанки, плоскостопием, снижением функциональной деятельности дыхания и сердечно-сосудистой системы.
Помимо этого такие дети имеют огромные трудности вхождения в общество. Им трудно общаться с другими людьми, ориентироваться в пространстве, они сильно ограничены в выборе деятельности. И первое важное вхождение в общество – это поступление в школу, в первый класс.
Какие же разные эти первоклашки! Вот, например, Аделина. Не
по-детски серьезна, сосредоточена, способна рассуждать "со
знанием дела" на любые темы, прямо маленькая старушка! А
Даша, весельчак, непоседа, от такой в любую минуту можно
ожидать шалости. Дамир, который за полгода пребывания в школе
не вымолвил ни одного слова. Наиля, все время просящаяся
помощь... Надюша –умная девочка, но уж очень не уверенна в своих действиях. Сколько детей, столько и типов. Все они непросто
адаптируются в школе. Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы, от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения.
Выделяются три аспекта адаптации детей с нарушениями зрения:
1) адаптация личности к предметному миру;
2) адаптация личности к социальной среде;
3) адаптация личности к собственному «Я».
Особенности психофизического развития
При отсутствии зрения возникают значительные особенности развития таких качеств, хотя общие закономерности развития, характерные для нормальных детей, сохраняются. Так в развитии слепого школьника можно отметить три характерные особенности.
Первая заключается в некотором общем отставании развития слепого ребенка по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира. Это проявляется как в области физического, так и в области умственного развития.
Многие педагоги прошлого отмечали безынициативность, пассивность слепого ребенка. Чем позже произошла потеря зрения, тем сильнее связанная с ней психологическая травма. Потеря или нарушение зрения нередко порождают равнодушие не только к познавательной деятельности, но и к личной жизни.
Вторая особенность развития слепого ребенка состоит в том, что периоды развития слепых детей не совпадают с периодами развития зрячих. До того времени, пока слепой ребенок не выработает способов компенсации слепоты, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны, отрывочны и ребенок будет развиваться медленнее.
Третьей особенностью развития слепого ребенка является диспропорциональность. Она проявляется в том, что функции и стороны личности, которые менее страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т. д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие более медленно (движения, овладение пространством).
Педагоги выделяют несколько проблем, которые могут возникнуть у незрячего ребенка в период «первоклассной» адаптации.
Первая из них, коммуникативная, особенно актуальна для «домашних» детей т.е трудности адаптации ребенка к классному коллективу (наиболее выражены у тех, кто не имел достаточного опыта пребывания в детских коллективах). У многих детей трудности вхождения в школьную жизнь связаны с тем, что они не умеют жить в коллективе: подчинять свои интересы коллективным, делиться гостинцами, игрушками, школьными
принадлежностями, сопереживать неудачам товарищей, радоваться их успехам, уметь сотрудничать и кооперироваться в работе. Какие же условия обеспечивают полноценное личностное развитие ребенка и его подготовку к школе? Первое и самое главное постоянное сотрудничество ребенка с нарушениями зрения с окружающими его взрослыми во всех делах. Ребенок не должен знать, что он является причиной
горя и переживаний родителей.
Отсутствие мотивации к учебе – вторая серьезная проблема незрячих детей, нарушение познавательных процессов
Все дело в том, что в основе усвоения знаний в условиях школьного обучения лежат иные механизмы нежели в детском саду. В дошкольный период знания усваиваются большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной форме, в привычных для детей видах деятельности. В процессе же школьного обучения главное — научить детей осознавать учебную задачу. Следовательно, даже высокий уровень познавательной активности еще не гарантирует достаточную мотивацию учения. Необходимо, чтобы был высокий общий уровень развития ребенка и развиты ведущие качества личности.
Трудности, связанные с новым режимом дня; вставать строго по расписанию, сидеть за партой 35 минут (а в некоторых школах первоклашек сразу приучают к положенным 45), каждый день делать уроки, во время ложиться спать … Режим – третья по распространенности проблема среди малышей, Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденно сидячей позе, очень велика. Позы учащихся должны чередоваться в зависимости от характера выполняемой работы.
Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма.
Механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.
Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минуте урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
Больше внимания физическому развитию! Физические упражнения, как известно, играют важную роль в формировании правильного телосложения и развития двигательной сферы. Поэтому ребенку с глубокими нарушениями зрения уже с первых дней пребывания в школе необходима оздоровительная гимнастика. Комплекс упражнений строится с учетом детской физиологии и анатомии на базе возрастных физических и интеллектуальных возможностей такого ребенка.
Незрячим рекомендуется гимнастика в игровой форме, состоящая из упражнений, которые направлены на развитие вестибулярного аппарата, мышечной системы и тактильной чувствительности. Очень полезно проводить занятия под тихую, ритмичную музыку, синхронизируя движения в такт с ней.
Отдельно необходимо сказать и об отношениях с учителем.
В период адаптации первоклассников возникают трудности во взаимоотношениях с учителем.
Первая учительница - это важный человек в жизни первоклассника и всей семьи. Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис семи лет, помочь адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости — консультации профессиональных психологов.
Бывает и так, что классу достается «педагог», склонный свои профессиональные ошибки списывать на психическую неуравновешенность ребенка.
Но воспитывая слепого, необходимо знать своеобразие его развития и специальные методы воспитания, поскольку в активной жизни и деятельности у слепого ребенка формируются компенсаторные процессы, позволяющие ему развивать психические качества, адекватные жизненным проблемам и ситуациям.
В связи с этим необходимо вспомнить слова известного американского
педагога, слепого священника Томаса Кэррола: "Особым в отношении
слепых детей может быть только обучение. Воспитание должно
ничем не отличаться от воспитания зрячих детей».
Литература:
Амонашвили Ш. А. «Школа жизни»: М.: «Издательский дом Шалвы Амонашвили»- 1998.
С. И. Семенака «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе»: АРГТИ-2004.