СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на ШМО. 2016/2017 учебный год

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на ШМО по теме "Технологии создания "ситуации успеха" на уроке с целью повышения познавательной мотивации"

Просмотр содержимого документа
«Выступление на ШМО. 2016/2017 учебный год»

Приложение

к протоколу № 3 от 20.04.2017


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Елмановская основная школа



















Технологии создания «ситуации успеха» на уроке с целью повышения познавательной мотивации обучающихся.























Основной докладчик: Ковалева Т.А., учитель математики.

«Плохой учитель преподаёт истину, хороший - учит её находить».

(А. Дистервег)

Мы живем в такое время, когда как никогда ранее, на первый план в мире вышла проблема развития интеллектуального потенциала нации. Высокие технологии, требующие развитого интеллекта, быстрыми темпами внедряются во все сферы нашей жизни. В настоящее время возросла роль качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в обществе, в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение саморазвиваться и анализировать свою деятельность и др. Учащийся может развить в себе при помощи учителя аналитический и критический подход к отбору и переработке информации. Необходимо, чтобы пройдя школьное обучение, выпускники научились учиться самостоятельно и могли использовать основы наук для творческой деятельности в производстве, науке или культуре.

Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться.(Сухомлинский В.А.). Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную активность? Поэтому одной центральных проблем современной школы можно назвать формирование мотивации к учению. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции.

Сегодня, когда уровень развития ученика определяется его способностью самостоятельно приобретать новые знания и осуществлять их перенос в новую, незнакомую ситуацию, деятельность учителя должна быть направлена на ее организацию в обучении, начиная с начальной школы. Перед учителем стоит задача: организовать обучение так, чтобы всем было интересно, чтобы слабый на сегодняшний день тянулся к уровню среднего, средний – к уровню сильного, а сильный стремился к совершенствованию. Можно ли каждому учителю научить детей учиться с интересом и можно ли каждому школьнику самостоятельно сформировать в себе жажду познания. В.А.Сухомлинский отвечал на него однозначно: человек должен учиться потому, что он человек.

Чтобы глубже понять сущность интереса и его могучую силу, обратимся к двум примерам:

Одного древнего мудреца спросили, почему он во всём сомневается и так часто задаёт вопросы. В ответ он нарисовал на песке два (большой и малый) круга, а потом пояснил: малый – ваш круг знаний, большой – мой круг знаний. А всё остальное – сфера незнания. У кого граница соприкосновения знания с незнанием больше, тот и чаще сомневается.

В начале века одного немецкого революционера посадили в камеру – одиночку. Заключённых заставляли целыми днями заниматься нудной работой, вроде плетения дамских шляпок. Революционера ждала гибель. Тогда он понял: единственная возможность спастись – самому заинтересоваться работой. И он выжил.

Эти примеры – свидетельство огромной потенциальной силы мотивов деятельности вообще и мотивов самостоятельного познания в частности.

Устойчивый познавательный интерес школьников, их мотивация – один из критериев эффективности педагогического процесса.

Вспомним, что же такое "мотив" и "мотивация":

Мотив (от латинского moveo -двигаю) – приводить в движение, толкать.

Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.

Мотивация - побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.

Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями:

Смысл учения внутреннее отношение школьника к учению. Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента:

- осознание ребенком объективной значимости учения;

- понимание ребенком субъективной значимости учения.

   Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.

Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:

• мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам;

• мотивация, имеющая положительный характер, но также связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности. Эта мотивация выступает в трех формах:

  1. Мотивация, определяемая социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, близкими). Учение рассматривается как дорога к освоению больших ценностей культуры, как путь к осуществлению своего назначения в жизни. Это - наиболее ценная мотивация.

  2. Мотивация, определяемая узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.п.

  3. Мотивация, связанная непосредственно с целями учения. Мотивы этой категории: удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора. Мотивация может быть заложена в самом процессе учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная активность, реализация своих способностей и пр.).

Для разных ребят учебная деятельность имеет различный смысл. Выявить характер мотивации, смысла учения для школьника – значит определить меры педагогического влияния, способы работы с этим школьником.

Мотивационная сфера человека достаточно разнообразна. Для изучения такой комплексной характеристики и разработки методики диагностики выделяют содержательные блоки, которые отражают наиболее существенные компоненты в мотивации.

 Содержательные блоки:

1. Личностный смысл учения

2. Виды мотивов учения

3. Целеполагание

4. Реализация мотива в поведении

5. Эмоциональный компонент мотивации учения

1. Личностный смысл ученияА.К. Маркова определяет его как внутреннее отношение школьника к учению, «прикладывание» его к себе, к своему опыту, своей жизни. Постижение смысла учения, его личностной значимости не происходит автоматически, его надо формировать в процессе усвоения знаний. Личностный смысл учения в разном школьном возрасте различен. Поэтому содержание обучения, его методы учителю полезно анализировать с точки зрения того, соответствуют ли они личностным смыслам школьников этого возраста.

  1. Виды мотивов учения:

 Познавательные мотивы.

  • направленность на изучение материала по предмету;

  • процесс познания;

  • приёмы приобретения знаний;

  • организация учебного труда;

  • самообразование.

Социальные мотивы

  • направленность на общение с людьми;

  • отношения с другими людьми;

  • стремление занять определённое место среди сверстников;

  • заслужить авторитет;

  • осознавать анализировать способы своего сотрудничества и взаимодействия.

На заседаниях методических объединений по предметам вы рассматривали 6 типов мотивов. Сейчас попробуем расклассифицировать их по данным двум видам (познавательному и социальному):

- мотив «Познавательный» (п)

- мотив «Саморазвитие» (п)

- мотив «Достижение» (п)

- мотив «Профессионально-жизненное самоопределение» (с)

- мотив «Коммуникативный» (с)

- мотив «Эмоциональный» (с)

Виды мотивов учения:

  • Внутренние (интерес к самому процессу и его результату, стремление развить какие-либо умения, качества)

  • Внешние (проявляются тогда, когда человек действует в силу долга, обязанности)

Познавательные и социальные мотивы имеют уровни:

Уровни познавательных мотивов

Уровни социальных мотивов

 - широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями;

  - учебно-познавательные мотивы - ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний;

  - мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, на самосовершенствование личности.

  • широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности, понимания социальной значимости учения;

  - узкие социальные мотивы (позиционные) – стремление занять определенную позицию в отношении окружающих (например, заслужить их одобрение);

  - мотивы социального сотрудничества – ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми.

Основная задача учителя – развивать стремление к успеху, всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачи.

  1. Следующий существенный компонент мотивации, - целеполагание.

Реализация мотивов во многом зависит от умения школьников ставить цели, обосновывать и достигать их. Этому ребят надо обучать, раскрывать последовательную систему целей. Мотивы обычно характеризуют учебную деятельность в целом, а цели – отдельные учебные действия. Умение ставить цель – показатель зрелости мотивационной сферы. Эта способность в будущем ляжет в основу успешной профессиональной деятельности. Постановка перспективных целей и подчинение им поведения придаёт человеку определённую нравственную устойчивость.

  1. Реализацию мотива в поведении следует отличать от мотивировки. Как правило, она является «социально-желательным» объяснением отдельных поступков и поведения школьников. Мотивировка поступка может быть результатом опасения негативной оценки со стороны учителя. Школьник с внутренним мотивом, личностным смыслом с удовольствием работает над освоением учебных предметов, активно ищет дополнительные знания за пределами школьных программ, обнаруживает любознательность. Стержневые интересы лежат в основе склонностей, влияют на выбор профессии.

  2. Главная характеристика эмоционального компонента мотивации учения – переживания школьников, эмоциональное отношение к учению. Эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующее значение и зависят от особенностей деятельности и её организации.

Положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и пребыванием в ней, обусловлены:

    • ровными взаимоотношениями с учителями и одноклассниками;

    • отсутствием конфликтов;

    • активным участием в жизни классного и школьного коллектива;

    • с успешностью учёбы;

    • с радостью преодоления трудностей.

Всеми силами учителю следует заботиться о создании, о восстановлении положительного эмоционального климата на уроке. 

 Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он ни работал, хорошо знает, что от умения пробудить интерес к своему предмету во многом зависит успех урока и любого воспитательного мероприятия.

Выделяют несколько способов формирования положительной мотивации в учебной деятельности:

  • Постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение к учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда;

  • Создавать ситуации успеха;

  • Стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

  • Способствовать развитию как «сильных», так и «слабых» учащихся, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию;

  • Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.

Однако пробуждение познавательного интереса - это всего лишь начальная стадия большой и сложной работы по воспитанию глубокого интереса к знаниям и потребности в самообразовании. Многие убеждены, что, если детям было интересно слушать учителя, значит, урок прошел хорошо. Но нередко не задумываются над тем, как работали ученики на уроке, какие главные направления избрал преподаватель для пробуждения и развития творческой активности, самостоятельности мысли, стремления к самообразованию и самовоспитанию у своих питомцев.



Содокладчик 1.

Сафонова О.В., учитель русского языка и литературы.

«Современные дети не хотят учиться».

Так что же делать? Логика подсказывает два возмож­ных пути изменения ситуации. Путь первый — заста­вить детей хотеть, тогда и учителя смогут их учить. Путь второй — научиться учить по-другому, так, чтобы дети научились хотеть учиться.

Оба пути возможны, «Заставить хотеть» трудно, не­приятно обеим сторонам, но в принципе возможно. Метод «кнута и пряника», социальное давление, под­держка мощного социального «надо» в сознании уче­ника — все это методы старые, проверенные. На этом пути главное — неусыпный и постоянный контроль.

Второй путь интереснее и приятнее, он предполагает опору на внутренние стимулы к учебе, но имеет и свои недостатки: его реализация невозможна без существен­ного изменения педагогических средств, используемых для создания и поддержания учебной мотивации.

Так где же истоки учебной мотивации? На какие «кнопочки» можно нажимать, к каким внутренним источникам активности ребенка подключаться, для того чтобы побуждать его к учебному труду? Наверное, самой главной кнопкой является интерес к информации (познавательная потребность)

«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить». (К.Д. Ушинский).

Сегодня ставка делается на самостоятельную творческую деятельность учащихся, рефлексию деятельности и своей позиции. Наиболее эффективным в формировании мотиваций учебной деятельности школьников является обучение, не ограничивающееся сообщением знаний и многократным повторением учебного материала, а направленное на развитие у них познавательных процессов.

Основными приемами, стимулирующими у учащихся познавательную активность, можно назвать все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на уроках. В нашей школе их активно используют некоторые учителя.

Л.Н. Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памяти». Любая деятельность полимотивирована. В каждой конкретной деятельности складывается определенная иерархическая структура.

«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». (Бернард Шоу).

Как научить школьника самостоятельно работать на учебном занятии? Как обучить осознанному восприятию сути содержания учебного текста?

Первый вопрос — умеют ли школьники в своем большинстве самостоятельно работать? Как показывают материалы многих исследований, ответ на этот вопрос в целом отрицательный. Так, по обобщенным данным М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича, 45,5% школьников не умеют правильно организовать самостоятельную работу; 65,8% опрошенных вообще не умеют распределять свое время; 85% не думают, что его можно распределять. Прием, осмысление, переработка, интерпретация и фиксирование необходимой учебной информации вызывают существенные затруднения. Следовательно, можно констатировать несформированность у учащихся психологической готовности к самостоятельному поиску знаний, незнание общих правил ее самоорганизации, неумение реализовать предполагаемые ею действия. Если к этому добавить недостаточно высокий уровень познавательного интереса к целому ряду учебных дисциплин, то становится ясно, что ответ на первый вопрос отрицателен. Здесь возникает второй вопрос: может ли готовность, затем способность к эффективной самостоятельной работе определить новую форму деятельности, а не просто способ выполнения домашних заданий? Ответ утвердителен, но неоднозначен.

Самостоятельная работа - это специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся. Именно в процессе личной самостоятельной учебной деятельности ученик приобретает прочные знания.

С одной стороны - это учебные задания, т.е. то, что должен выполнить ученик, это объект его деятельности. С другой стороны - это форма проявления соответствующей деятельности мышления, памяти, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счёте приводит ученика либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к расширению и углублению сферы действий уже полученных знаний. И в том, и в другом случае самостоятельная работа способствует развитию умственных сил ребенка. Следовательно, внешняя форма самостоятельной работы - это задание, а её внутреннее содержание - познавательное или интеллектуальное задание.

Самостоятельная работа - это такое средство обучения, которое:

  • В каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче.

  • Формирует у учащихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, умений и навыков для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности.

  • Вырабатывает у обучающегося психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке информации при решении новых познавательных задач.

  • Является важнейшим условием самоорганизации и самодисциплины учащихся в овладении методами познавательной деятельности.

  • Является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения.

Понятие самостоятельная работа используется различными авторами в разном значении. Различные трактовки зависят, прежде всего, от того, какое содержание вкладывается в слово «самостоятельный». В основном встречаются три значения этого понятия:

- ученик должен выполнять работу сам, без непосредственного участия учителя;

- от ученика требуются самостоятельные мыслительные операции, самостоятельное ориентирование в учебном материале;

- выполнение работы строго не регламентировано, ученику предоставляется свобода выбора содержания и способов выполнения задания.

Основными признаками самостоятельной работы учащихся принято считать:

- наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение, решение;

- проявление умственного напряжения мысли обучаемых для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия;

- проявление сознательности, самостоятельности и активности обучаемых в процессе решения поставленных задач;

- владение навыками самостоятельной работы.

Как и всякая форма учебно-воспитательного процесса, самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций:

- образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся),

- развивающую (развитие познавательных сил учащихся – их внимания, памяти, мышления, речи),

- воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности – честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.).

Самостоятельные работы условно можно разделить на две группы:

  • Воспроизводящие - это уровень преобразующего и «рассуждающего» воспроизведения

  • Творческие - кумуляция знаний, выражающаяся в способности школьника творить новые идеи или способы деятельности

Слагаемыми самостоятельности являются:

  • Общеучебные умения - правильно читать текст, находить ответ на вопрос, составлять план прочитанного, тезисы, конспект, таблицы, планировать свою деятельность, контролировать выполнение действий.

  • Общелогические умения - выделять главное, проверять, сравнивать, доказывать, делать выводы, формулировать вопросы.

  • Предметные - специальные умения, отражающие специфику отдельных учебных дисциплин (читать карту, выполнять упражнения, писать сочинение, решать задачи).

  • Коммуникативные умения - вести диалог с учителем, с товарищами, принимать участие в совместной деятельности, устанавливать контакты с целью выполнения задания за пределами школы.

Выделяются следующие виды самостоятельной работы:

  1. Работа с книгой.

  2. Упражнения.

  3. Работа с картой.

  4. Заполнение таблиц.

  5. Решение задач.

  6. Сочинения.

  7. Доклады.

  8. Лабораторные работы.

  9. Реферирование.

  10. Составление аннотаций.

  11. Составление конспектов.

  12. Составление литературных обзоров.

  13. Составление планов.

  1. Формы самостоятельной работы:

  1. Декадники.

  2. Конференции.

  3. Кружок.

  4. «Мозговой штурм».

  5. Научно-исследовательская работа школьников.

  6. Предметные вечера.

  7. КВН.

  8. Олимпиада.

  9. Семинар (межпредметный, предметный, обзорный).

  10. Экскурсии.

  11. Факультативные занятия.

  1. Содокладчик 2.

  2. С помощью каких видов самостоятельной работы формирует мотивацию к учению в средней и старшей школе при изучении точных наук нас познакомит Кириллова В.И. учитель физики. Педагогом представлены опыты, которые способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке. Вместе с учащимися учитель разрабатывает механизмы, используемые при освоении физики. Педагог формирует у учащихся навыки самостоятельного поиска знаний через выполнение домашних заданий (презентации к темам курса, опыты для лабораторных работ и т.д.).

  3. Задания, способствующие формированию мотивации к самостоятельному поиску знаний

  4. 1. Задание на создание возможностей самопознания (позиция учителя в обращении к школьникам в обращении к школьникам может быть выражена фразой «Узнай себя»):

  5. - содержательное самооценивание, анализ и самооценка школьником содержания проверенной работы;

  6. - анализ и самооценка использованного способа работы над содержанием (рациональности способа действия);

  7. - оценка школьником себя как объекта учебной деятельности по заданным характеристикам деятельности («умею ли я ставить учебные цели, планировать свою работу, организовывать и корректировать свои учебные действия, организовывать и оценивать результаты»):

  8. - анализ и оценка характера своего участия в учебной процессе (степень активности, роль, позиция во взаимодействии с другими участниками работы, инициативности, учебной изобретательности);

  9. 2. Задание на включение самореализации («Проверяй себя!»):

  10. - требующие творчества в содержании ра6оты (придумывание задач, тем, заданий, вопросов: нестандартные задачи, упражнения и т.п)

  11. - требующие творчества в способе учебной работы (переработка содержания в схемы, опорные конспекты);

  12. - выбор различных «жанров» заданий («Научный» отчет, художественный текст и т.д.)

  13. 3. Задания, ориентированные на совместное развитие школьников («Твори совместно»):

  14. - совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы: «мозговой штурм», интеллектуальные командные игры, групповые проекты;

  15. - обычные творческие совместные задания без какого-либо распределения учителем ролей в группе и без особой технологии или формы (совместное составление таблицы);

  16. - творческие совместные задания с распределением учебно–организационных ролей (деловые игры);

  17. - совместный анализ результата и процесса работы;

  18. 4. Задание и группа приемов организации совместной работы, направленных на развитие стремления изменить себя. («Меняй себя ради себя!»):

  19. - задания, создающие возможность добровольного принятия на себя учебной работы в безоценочной ситуации (например: рекомендация сделать какую – то учебную работу дома):

  20. - проанализировать на добровольной основе результаты работы самим учеником (добровольное самооценивание).

  21. Идеальным результатом обучения считается достижение такого уровня развития познавательной деятельности учащихся, когда они могут самостоятельно ставить задачу, находить способы ее решения, контролировать и оценивать результаты своей познавательной деятельности, а затем формулировать следующие задачи, т.е. когда ученики овладевают всеми компонентами рационально организованной структуры познавательной деятельности, характерной для самообразования. Школа должна научить детей учиться. Недаром бытует утверждение, что самым лучшим является тот учитель, от которого ученик может быстрее всего освободиться, т.е. далее учиться самостоятельно. Труд школьника должен стать источником умственного удовлетворения и душевной радостью.