Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Ильинская средняя общеобразовательная школа
имени полного кавалера ордена Славы И.И. Сидорова
142061, Московская область, г. Домодедово, с. Ильинское, д. 9/1
тел.: 8(49679)6-89-34, 8(49679)6-88-34, факс: 8(49679)6-89-34 E-mail:dmdd_ilinsksosh@mosreg.ru
Выступление на ШМО учителей иностранных
языков с докладом на тему:
«Семья и школа: пути эффективного взаимодействия для успешной реализации внутреннего потенциала младшего школьника»
Подготовила:
Хачатрян Р.С., учитель
английского языка
Декабрь 2021
«Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей»
В.А.Сухомлинский
«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте-родители и педагоги».
А. С. Макаренко
Проблема взаимодействия семьи и школы – проблема современного образования и общества в целом. Необходимость и важность взаимодействия семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. До поступления ребенка в школу родители выступают его первыми и основными воспитателями. Результативность деятельности школы по обучению и воспитанию обучающихся во многом зависит от того, насколько плодотворно выстроено сотрудничество педагогов с родителями.
В настоящее время для эффективного осуществления взаимодействия семьи и школы целесообразно обратиться к опыту прошлого, поскольку на протяжении нескольких столетий эта проблема привлекала к себе внимание многих философов, педагогов, психологов.
По мнению К.Д. Ушинского, школьное воспитание должно стать логическим продолжением домашнего. Именно семья должна заложить в ребенке фундамент нравственного самосознания, а школа должна создать оптимальные условия для реализации внутреннего потенциала ребенка, заложенного природой и семьей. К. Д. Ушинский указывал на единство целей и общностей взглядов семьи и школы.
В работах A.C. Макаренко выделяются две главные задачи: выделяются две главные задачи: научить родителей правильно воспитывать своих детей и найти пути результативного взаимодействия семьи и школы. Особое внимание А.С. Макаренко уделял вопросам нахождения оптимальных путей сотрудничества семьи и школы, направленных на благо ребенка. Такие методы, как нравоучения, общественные порицания и т.д., он считал нерациональными и даже вредными.
По мнению С. Т. Шацкого, семья обладает достаточным арсеналом способов воздействия на ребенка, но правильное их применение может быть реализовано лишь под руководством школы, которую он рассматривает как центр координации воздействий на ребенка. Родители должны предоставлять школе важную информацию ᴏ ребенке, а школа, используя полученные данные, разрабатывает свой план воспитания ребенка совместно с семьей.
Работа с родителями всегда считалась и считается одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя.
Многие из родителей считают, что воспитанием должна заниматься школа. У школы несколько иные функции. Она не должна заменять ребёнку семью, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность самореализоваться, проявить свои способности. Именно школа должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания. К большому сожалению, многие родители неохотно и очень осторожно обращаются за помощью к учителям, неохотно идут в школу.
Трудности в работе с родителями были и есть: не все родители понимают значимость активного взаимодействия с педагогическим коллективом, некоторые сознательно уклоняются от воспитания детей, а большинство остаются сторонними наблюдателями.
Как привлечь родителей в школу, как повернуть их лицом к нашим проблемам, удачам и неудачам? Нужны ли для этого особые формы взаимодействия, сотрудничества или нет. Как изменить отношение родителей к школе в целом и к воспитанию ребенка в частности.
Эффективность воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.
Задача педагога - сделать родителей своими союзниками в деле воспитания и обучения детей. Чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками процесса воспитания и обучения своих детей.
Важно установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов, чтобы в коллективе детей и родителей была атмосфера добра, взаимопонимания и доверия.
Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.
В основе сотруднического взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Формы работы педагога с родителями
Во первых педагог должен хорошо знать всех родителей класса, учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.
Большой эффект во взаимодействии с семьями дает предоставление родителям возможности проявлять инициативу во всех делах в классе и в школе. Важно, чтобы семьи понимали, что их участие ценится и что любой вклад с их стороны приветствуется.
Традиционной формой работы с родителями является родительское собрание. Родительское собрание — это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов, их возможностей, носит как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
Индивидуальные консультации — одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Она должна способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем.
Дети очень рады тому, что их родители приходят на внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках. Внеклассные мероприятия, проводимые вместе с родителями, всегда проходят «на ура», детям очень нравится, когда родители вместе с ними выполняют какую-либо работу, когда они чувствуют их поддержку. Родители участвуют в организации мероприятий, выполняют порученную работу (изготовление вместе с детьми рисунков, поделок на выставки и конкурсы и т.д.). Проявляют инициативу и сами организовывают развлекательные мероприятия, принимают участие в спектаклях, помогают в ремонте, уборке, обустройстве кабинета и игровой и т.д.
Родители могут положительно повлиять на успех детей в том случае, если будут выступать в содружестве с ребенком, верить в его успех, никогда не отказывать в необходимой помощи, поощрять трудолюбие.
У родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам.
Привлечение отцов, братьев, сестер и других членов семьи к воспитательной работе.
Огромное значение для родителей имеют благодарственные письма, которые вручают родителям в конце учебного года. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.
Важная роль в сотрудничестве родителей и школы принадлежит родительскому комитету. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависят взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей, атмосфера в детском коллективе. Главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием и жить дружно, весело, увлеченно.
Отдых детей тоже можно организовывать вместе с родителями.
Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе.
Успешная работа по воспитанию и обучению детей возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.